Деньги счет любят

Новости
Чуть более месяца назад решением Госсобрания Мордовии председателем Счетной палаты республики был назначен Николай ЛАРЬКОВ. В своем первом интервью в новом качестве он рассказал «ВС», как в дальнейшем будет строиться работа этого органа финансового контроля и каким аспектам планируется уделить самое пристальное внимание.
- В федеральных СМИ недавно прошла информация о том, что Счетная палата страны обеспокоена увеличением числа выявляемых нарушений. Насколько подобные тенденции характерны для Мордовии? - Нужно признать, что порядка при расходовании казенных ресурсов все-таки стало больше. Хотя различные просчеты и ошибки всплывают с завидным постоянством. За первые девять месяцев нынешнего года общий объем проверенных нашими аудиторами бюджетных средств составил свыше 1 миллиарда рублей. При этом нарушений выявлено на 48,2 миллиона. Иными словами, практически каждый двадцатый рубль израсходован неэффективно и неэкономно. Показатель весьма тревожный, свидетельствующий о необходимости укрепления финансовой дисциплины на местах, совершенствования бюджетного процесса. Справедливости ради стоит заметить, что в основе значительной части промахов лежит не чей-то злой умысел или корыстный интерес, а, скорее, недоработки распорядителей и получателей средств, инертность руководителей ведомств и учреждений. Так, 3,8 миллиона рублей потрачено впустую только потому, что начальство своевременно не увидело или не захотело увидеть источников экономии, побоялось лишний раз взять ответственность на себя. - То есть элементарно перестраховалось? - Хуже того, некоторые принимаются исправлять недочеты с таким усердием, что оно в итоге зачастую начинает мешать делу, препятствовать развитию организаций, а то и целых территорий. При проведении анализа удалось выяснить довольно любопытный нюанс: раньше среди типичных нарушений частенько фигурировали завышения объемов строительно-монтажных работ, выполнение непредусмотренных сметой заданий. Теперь же наблюдается иная картина. Должностные лица все чаще предпочитают занижать прогнозы поступления доходов, дабы выполнить работы по минимуму. Пусть даже и ценой возникновения во многом надуманных проблем. По этой причине с начала года на счетах различных организаций «зависло» без малого 36,4 миллиона рублей - деньги, которые могли бы пойти на выплату премий бюджетникам, продолжение либо завершение строительства объектов соцкультбыта... - А удалось ли сейчас преодолеть те самые «перегибы на местах», которыми сопровождался переход на нынешнюю систему оплаты труда работников бюджетной сферы? - К сожалению, проблема по-прежнему существует. С той лишь разницей, что если раньше многие упреки можно было адресовать профильным министерствам, не сумевшим оперативно включиться в процесс, то сегодня претензии следует предъявлять руководителям конкретных заведений. Понимая свое влияние на формирование порядка, условий и размеров должностных окладов персонала, выдачу премий по результатам работы и иных стимулирующих выплат, они стали писать правила себе в угоду. Некоторые примеры иначе как барством, самодурством и назвать-то трудно. Кто-то получал надбавки, материальную помощь, не предусмотренную ни трудовыми договорами, ни приказами вышестоящего руководства. Доходило до того, что вводились даже новые доплаты, идущие вразрез с действующими положениями и республиканскими нормативными актами. В одном из средних специальных учебных заведений в ходе проверки было установлено, что директор и два его заместителя регулярно получали сверхустановленные тарификацией надбавки. Всего они положили в карманы 87,8 тысячи рублей. Причем премиальный фонд - а это еще 10,6 тыс. руб. - тоже был получен директором. Что же касается рядовых педагогов, то они никаких стимулирующих выплат не видели вовсе, довольствуясь 30-50-рублевыми «повышениями окладов». Которые якобы и имели в виду Президент, Председатель Правительства страны, Глава республики... В другом учебном заведении за период с 2009 по 2011 годы суммарный объем выявленных нарушений при расходовании бюджетных средств аудиторы оценили аж в 1022,3 тысячи (!) рублей. Из них 810,1 тысячи выделялась училищу непосредственно на заработную плату, выполнение прочих обязательств перед коллективом. Могу сказать, что недавно материалы по одному из таких дел направлены в прокуратуру. - Какие направления в работе Счетной палаты будут приоритетными в следующем году? - Сейчас мы изучаем проект Закона «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы» и законопроект о бюджете Мордовского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Задача - проанализировать параметры по сравнению с нынешним годом, представить в Госсобрание республики экспертное заключение на предмет их соответствия бюджетному и налоговому законодательству, сформировать предложения по собираемости доходов, нацелить главных распорядителей средств на недопустимость нарушений. Необходимость этой работы объясняется, прежде всего, огромной суммой финансовых поступлений из федерального бюджета в рамках различных целевых программ, а также предстоящих торжеств. Особое внимание предполагается уделить тем сферам, куда будут направлены основные финансовые потоки. Речь идет, например, о капитальном строительстве, дорожном фонде, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере. До недавнего времени в силу разных причин, в том числе объективных, они нередко выпадали из поля зрения Счетной палаты. При оценке деятельности организаций мы планируем исходить из принципа целесообразности, целевого и результативного расходования средств. Поясню: чисто формальный подход далеко не всегда эффективен. Просто потому, что целый ряд возникающих в процессе работы вопросов невозможно предусмотреть планами, заданиями, сметами и директивами. Так стоит ли наказывать человека только за то, что он выполнил заказ, как говорится, «по уму», сэкономив вдобавок деньги, которые впоследствии неминуемо пошли бы на устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков? - Нет ли опасения, что изрядно поднаторевшие на «жонглировании цифрами» лица в желании выдать черное за белое сумеют обхитрить аудиторов? - Вряд ли получится. В Счетной палате работают опытные и грамотные специалисты, знающие все популярные схемы проведения подобных махинаций. Хотя, думаю, не обойдется и без новшества - активного привлечения к мероприятиям профессионалов, включая независимых экспертов. Мы не стремимся привлечь к ответственности как можно больше нарушителей, но хотим повысить качество проверок, создать условия, при которых преступать закон будет невыгодно со всех точек зрения. И эта работа, к слову, уже ведется. И, конечно же, под контроль вновь попадут бюджетные учреждения. Встречаясь с коллективом Счетной палаты, Глава Мордовии Николай Меркушкин поставил цель, чтобы деньги своевременно и в полном объеме доходили до каждого получателя - педагога, врача или воспитателя. Дабы любое повышение зарплаты, должностных окладов, социальных выплат они видели реально. Не исключаю, что структуры, подобные нашей, все активнее будут появляться и в муниципальных районах. Дело в том, что мы вправе контролировать исполнение республиканского бюджета, плюс - бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов РМ. Однако на местном уровне порядка еще явно не хватает. Контрольно-счетные комиссии представительных органов власти либо не созданы, либо действуют не в полную силу. Муниципалитеты должны рассмотреть вопрос о состоянии контрольно-экономической работы. Со своей стороны, мы готовы оказать им необходимую помощь, провести семинары, тренинги, инструктажи. - Вы уверены, что все поставленные задачи удастся выполнить? - Здесь нужно учитывать несколько обстоятельств. Счетная палата сама по себе является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, подотчетным Государственному Собранию Республики Мордовия. Причем планирование деятельности осуществляется с учетом результатов проводимых проверок, экспертно-аналитических мероприятий, на основании поручений Госсобрания, предложений и запросов Главы Мордовии. То есть мы можем прогнозировать, какие мероприятия и в каких объемах сумеем провести. Кроме того, и без того довольно объемные полномочия структуры в последнее время были существенно расширены. С 1 октября вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». В соответствии с ним к функциям Счетной палаты отнесена также финансово-экономическая экспертиза законопроектов, вносимых в парламент, и нормативно-правовых актов органов государственной власти. Это позволяет предметно проводить контрольные мероприятия на предмет законности и обоснованности планирования расходов республиканского бюджета, в том числе - и по целевым программам. Ну и, наконец, сейчас рассматривается вопрос об увеличении других возможностей Счетной палаты, что тоже должно повлиять на повышение эффективности ее деятельности.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости