Мы жизни людей бережем

Новости
75 лет назад, 3 июля 1936 года, было подписано постановление Совета народных комиссаров СССР «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции». Этот день считается днем рождения ГАИ. Существовавшая до этого одноименная организация, которая входила в состав дорожно-транспортных отделов исполкомов краев и областей, тем же постановлением упразднялась. ГАИ передавалась НКВД СССР и входила в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ).
Новая служба была призвана решать вопросы регистрации и учета транспорта, вести борьбу с авариями, контролировать подготовку шоферских кадров. В Мордовии Госавтоинспекция была создана два года спустя, в 1938-м приказом по УРКМ НКВД МАССР от 3 августа. Первоначально в ведомстве несли службу 5 сотрудников. В архиве сохранился документ с фамилиями всех пятерых: ст. инженеры З.М. Яковлев и Н.В. Моисеев, председатель квалификационной комиссии Н.Д. Разоренов, паспортист Сорокина и статистик Бубнова. Первый начальник ГАИ в республике - Андрей Журавлев (1901-1959), уроженец деревни Большое Макрово Тверской губернии, участник Гражданской войны. После окончания центральной высшей школы милиции в 1936 году Андрей Журавлев был откомандирован в распоряжение УРКМ НКВД МАССР, занимал разные должности в милиции Мордовии, в должности начальника ГАИ состоял с 1938 по 1942 гг. После войны, в 1957 году, штат ГАИ расширился, и было образовано отделение регулирования уличного движения и надзора - ОРУД - в количестве 11 человек. Первым начальником отделения был назначен майор милиции Николай Земсков. На оживленных перекрестках появились регулировщики, лучшим орудовцем был признан Олег Фалилеев. Пост у него был самый ответственный - около Дома Советов. На всех опасных участках дорог стали устанавливаться знаки, указатели и ограждения. Уже тогда много внимания уделялось профилактике аварийности. Появились учебные пособия, макеты и плакаты по Правилам дорожного движения и основам безопасности. С помощью других служб удалось создать группу общественных инспекторов, чтобы лучше следить за движением, более эффективно расследовать дорожные преступления. Именно в эти годы в ГАИ пришёл Николай Васильевич Сидорский, ветеран Великой Отечественной войны, после нелёгких военных лет продолживший службу в органах. С марта 1951 года по ноябрь 1985-го, целых 34 года, он отдал службе в Госавтоинспекции республики, дослужившись до должности начальника ГАИ РМ. «Начал свою службу в ГАИ с должности госавтоинспектора, - вспоминает Николай Васильевич, - занимался техническим осмотром транспорта. Будучи госавтоинспектором, я получил «на вооружение» мотоцикл с коляской М-72, на котором ездил по районам для проведения ТО. Мотоцикл, с учётом того что хороших дорог не было, был ненадёжным: то ты на нём едешь, то он на тебе. Проработав более 10 лет инспектором, я был назначен на должность заместителя начальника ГАИ, а затем, в 1972 году, начальником ГАИ республики». Именно Николай Сидорский принимал на работу и воспитывал многих последующих руководителей ведомства в Мордовии. «Помню, как в 1955 году в Саранске появились первые светофоры с ручным переключением, - продолжает ветеран. - Позднее с помощью работников Горэлектросети светофоры были переведены на автоматический режим работы. Машин в городе в то время было гораздо меньше, чем сейчас. Когда я поступил на работу, в 51-м, в Саранске было всего 16 частных легковых машин. Большей частью они принадлежали сотрудникам аппарата управления. В 50-х по городу ездили такие марки, как «москвич-1», ГАЗ-67, но были и трофейные иномарки - «вольво», «мерседес». Анатолий Максимович Громов пришёл на работу в ГАИ в 1973 году. «После стажировки мне выдали форму, мотоцикл, и я начал работать дорожным инспектором ГАИ по г. Саранску при МВД РМ. На дороге простоял 8 лет. В то время мне помогал нести службу нынешний начальник Управления Госавтоинспекции МВД по РМ полковник милиции Александр Шелудяков. Тогда он доучивался в училище и на общественных началах трудился дружинником. В 80-м году в Москве проводилась Олимпиада. Предварительно отобрали нескольких работников ГАИ из Мордовии, в числе которых был и я, и направили в школу милиции учить иностранный язык. Затем наша команда отбыла в Москву для обеспечения безопасности Олимпиады-80. Там мы находились 45 дней. Я нёс службу на перекрёстке улицы Большая Пироговская около Архива СССР. Мы работали каждый день без выходных. Затем, когда вернулись домой, нас всех собрал министр внутренних дел Хохулин, поблагодарил за хорошую работу, вручил грамоты и премии. Когда мы вернулись с Олимпиады, на вокзале нас встречал Николай Сидорский. Прямо на перроне он поздравил меня с присвоением звания младший лейтенант. И вновь потянулись рабочие будни. Долгое время в автопатруле я обслуживал городской район Химмаш. Как-то раз я нёс службу в Саранске, где сейчас располагается подземный переход. Остановил ГАЗ-53. Но когда подошёл и встал на подножку автомобиля, водитель вдруг поехал. И вот на подножке я проехал с ним почти по всему Химмашу, пока мне не помогли таксисты. Дорога была плохая, и я еле удерживался на подножке, держась одной рукой, другой же пытался с помощью лопаты, которая висела на борте кузова, разбить лобовое стекло. Хорошо, что, как только нарушитель притормозил, таксисты помогли его скрутить. Водитель оказался нетрезв. С 93 года я возглавлял батальон ДПС, который обслуживал весь город. Мы работали на всех мероприятиях - футбол, мотогонки, пробеги. Немало приезжало на эти мероприятия и руководящих лиц из столицы. Батальон просуществовал 3 года, а затем был переведён опять в Управление ГАИ. Затем меня назначили на должность командира 1-й роты, и опять мы обслуживали город. Принимали особое участие в раскрытии преступлений, касающихся незаконного оборота оружия, наркотиков, краж, угонов. Многие преступления происходили на транспорте. В 2003 году в звании майора я вышел в отставку, прослужив в ГАИ в общей сложности 30 лет». С 1976 по 2000 год работал в ГАИ Владислав Константинович Слугарёв. В 1976-м тогда ещё лейтенант милиции Слугарёв приступает к исполнению обязанностей по формированию дивизиона, в состав которого тогда входило 76 человек. В 79-м Владислав Константинович в звании капитана переходит на должность начальника Ленинского отделения ГАИ. «Занимались в том числе и контролем за машинами работников ОБКОМа, - рассказывает Владислав Константинович. - Придёшь, бывало, а они в гараже спиртное распивают. Приходилось делать внушение. С пьянством за рулём боролись. Помогали нам в этом приданные Министерством здравоохранения медики, которые проверяли выезжающих на маршрут водителей, в то время как мы проверяли машины». Затем Владислав Константинович был переведён на должность инспектора по организации дорожного движения республиканской Госавтоинспекции. Служба занималась контролем за установкой знаков, светофоров, разметкой, анализом транспортных потоков, разработкой транспортных схем. «Работа была интересная и творческая, - считает Владислав Слугарёв. - Нам удалось разработать и внедрить самую оптимальную Автоматизированную систему дорожного движения, благодаря которой при том наличии транспорта, который имелся, можно было проехать «Большой светофорный круг» - улица Пролетарская, пр. Ленина, улица Васенко, ни разу не остановившись на светофоре». Уже после создания Управления ГАИ МВД РМ Владислав Слугарёв был назначен на должность начальника отдела ДПС, розыска, административной практики и аналитики: «Объём работы был очень большой. Дивизион превратился в роту, затем в батальон. Мы работали со всей республикой. Планировали работу, разыскивали похищенный транспорт, контактировали с уголовным розыском и многое другое. До мая 2000 года я работал на этой должности. На пенсию ушёл в звании подполковника». Особым, горячим временем считаются среди сотрудников отдельного батальона ДПС 90-е годы прошлого века. Пришедший на должность инспектора ДПС в 94 году ныне начальник штаба ДПС майор милиции Юрий Суринов так вспоминает это время: «Были определённые сложности в работе. Многие относились к милиции негативно. На дороге это тоже проявлялось. Приходилось останавливать и членов организованных преступных группировок. Мы часто находили у них в машинах оружие, наркотики. Частым нарушением являлось вождение в нетрезвом виде. Одно из первых задержаний, в котором я участвовал, хорошо запомнилось. Мы преследовали автомашину от улицы Невского. В погоню за водителем, который не остановился по требованию, пустилось 6 экипажей ДПС. Когда по рации я получил приказ о преследовании, я находился в машине и проверял у гражданского водителя документы. Время было дорого, и я начал преследование, даже не успев его высадить. Так, обычный гражданин имел возможность воочию увидеть нашу работу. Когда нарушитель был задержан, мой невольный попутчик высоко отозвался о наших действиях и сказал, что представлял работу инспекторов совершенно иначе». В январе 1993 года от руки «обиженного» бандита погиб инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ старшина милиции Павел Акишин. Его постоянным местом дислокации был жилой район Саранска - Светотехстрой. Здесь он вёл беспощадную войну с угонщиками, рэкетирами и другим криминалом. Накануне своей трагической гибели он настиг угонщика троллейбуса, а затем в ту же ночь задержал рэкетира, который пытался скрыться на автомобиле. Убийцы пришли к нему рано утром, когда Павел Викторович готовился отвести пятилетнюю дочку в детский сад. Они с особой жестокостью расправились с ним. О павших товарищах сотрудникам напоминает мемориальный памятник, установленный у здания ГАИ.

ДПС сегодня

«Хочется отметить, что на сегодняшний день профессиональное мастерство сотрудников отдельного батальона дорожно-патрульной службы находится на довольно высоком уровне, - рассказывает заместитель командира отдельного батальона ДПС Госавтоинспекции МВД по РМ майор милиции Михаил Будылин. - Это в первую очередь связано с ужесточением отбора в наше подразделение. А также с изменением требований МВД РФ, в соответствии с которыми сотрудниками ДПС могут являться только лица с высшим образованием. Все сотрудники находятся в звании не ниже лейтенанта милиции, а после прохождения аттестации - лейтенанта полиции. Такие жёсткие критерии поставлены из-за перехода нашей работы на новые, современные уровни оснащённости. Время не стоит на месте, и появляются всё новые технические нововведения. Мы также внедряем их в своей работе. Используем средства регулирования дорожного движения, например, те же самые светофорные объекты. В настоящее время в г.о. Саранск разработана программа, которая будет контролировать и регулировать в целом потоки движения транспорта и пешеходов. Таким образом, если раньше светофор менял цвет согласно заданным временным промежуткам, то сейчас планируется сделать эту функцию гибкой. Новыми техническими средствами оснащается и наш батальон. В первую очередь, это мобильные средства по контролю за дорожным движением, работающие с функцией фото- и видеозаписи. В ближайшем будущем планируется установка стационарных приборов, работающих в автоматическом режиме. Если раньше количество и технические качества патрульных автомобилей оставляли желать лучшего, то сейчас обеспеченность машинами нашего подразделения доведена практически до максимума. Автопарк постоянно обновляется, причём в сторону скоростных автомобилей. Это обусловлено тем, что в нашей работе инспектору часто встречаются нарушители, управляющие именно такими авто. И в случае принятия мер к их задержанию, имея в арсенале скоростные автомобили, мы имеем возможность не уступать им в скорости, отстаивая законные права и интересы наших граждан. Патрульный автомобиль, кроме прочего, это не просто транспорт. Он укомплектован специальными средствами по распознаванию регистрационных знаков, приборами, работающими в автоматическом режиме, компьютерами. За счёт этой техники инспектор на дороге становится мобилен. А также теперь время, которое затрачивает сотрудник ДПС для выяснения всей необходимой информации, касающейся автомобиля и его владельца, сокращается до минимума. Помимо повышения профессионального и образовательного уровня, конечно, хотелось бы отметить и повышение культуры взаимоотношений водителя и сотрудника ДПС. Занятия, которые мы проводим с личным составом, касаются не только законодательства, но и морали, психологии. Наши сотрудники поднимаются на более высокий культурный уровень, благодаря чему мы не просто не снижаем планку общения на дороге, а, напротив, поднимаем её. Наряду с выполнением таких задач, как выявление нарушений, задержания правонарушителей и преступников, в настоящее время мы поворачиваемся лицом к гражданам, стремясь оказывать профилактическое воздействие, помощь в любой сложной ситуации. Мы являемся наружной службой, и на центральных улицах сотрудников ДПС горожане встречают чаще, чем представителей остальных служб. Мы единственная служба, которая имеет массовое соприкосновение с гражданами в таком объёме. И гражданин, попавший в любую сложную ситуацию, имеет возможность обратиться к сотруднику ДПС. Наша же задача - не быть чёрствыми к этим обращениям. У нас есть примеры, когда сотрудники ДПС принимают роды, тушат пожары, спасают утопающих. Также одной из центральных составляющих нашей работы является оказание помощи людям, попавшим в дорожно-транспортные происшествия. Практически в полном составе сотрудники подразделения прошли обучение по оказанию помощи в Мордовском республиканском центре повышения квалификации специалистов здравоохранения и получили сертификаты. Все они обучены оказывать доврачебную помощь и готовы приложить свои умения при спасении». Госавтоинспекция за 75 лет прошла непростой и нелёгкий путь становления и развития от железного свистка до сегодняшней технической оснащенности. Сегодня эта служба одна из наиболее технологически развитых. Тем не менее главным слагаемым успеха остаётся профессионализм сотрудников. Именно это качество в первую очередь оценивается участниками движения, способствует созданию авторитета Госавтоинспекции в обществе, воспитывает у людей уважительное отношение к законам дороги.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости