Засуди ближнего своего

Новости

Жители Мордовии стали все чаще обращаться в суд за материальной компенсацией морального вреда

Похоже, к нам наконец-то пожаловала госпожа цивилизация. И пожаловала не просто погостить, а прописалась в головах жителей Мордовии всерьез и надолго. Во всяком случае, статистика обращений жителей республики в суды свидетельствует именно об этом. Если еще десяток лет назад самым популярным способом разрешения конфликтных ситуаций было забивание стрелок где-нибудь на пустырях, то сейчас ситуация в корне иная. Теперь даже самое ничтожное на первый взгляд противоречие можно уладить в суде. В плюсах и минусах сложившейся ситуации попытался разобраться корреспондент «ВС».

Пройдемте в суд!

Во все времена самым популярным ответом на вопрос: «Что делают в России?» был: «Воруют», хотя в 90-е годы прошлого века на этот же вопрос можно было без риска ошибиться отвечать: «Убивают». А теперь… Теперь, похоже, так же без риска можно говорить: «Судятся». Даже самого беглого взгляда на судебную статистику достаточно, чтобы понять: словосочетание «не судите, да не судимы будете» в нашей стране давно утратило свою актуальность. В самом деле артисты и политики наперебой судятся с журналистами, депутаты без зазрения совести подают в суд друг на друга, сосед, не моргнув глазом, несет иск в суд на другого соседа за привязанную на его территории козу. Мордовия в этом плане не исключение. Количество обращений в суды республики уже давно исчисляется тысячами и год от года только растет. К примеру, за прошлый год районные суды Мордовии рассмотрели 18521 гражданское дело, а мировые судьи - 45082 дела. Получается, что в судебных тяжбах так или иначе был задействован каждый тринадцатый житель республики. Цифры, как говорится, говорят сами за себя. По статистике самыми распространенными судебными спорами являются жилищные споры, пенсионные и трудовые. Однако в последнее время отмечается также рост числа земельных споров. Но если тяжбы работников и работодателей существовали практически всегда, то, к примеру, жилищные конфликты наряду с земельными можно назвать характерной приметой времени. Так же, впрочем, как и судебные противостояния рядовых жителей республики с государственными учреждениями. Складывается впечатление, что на волне демократических преобразований в жителях Мордовии начало просыпаться дремавшее доселе правосознание, ощущение, что и чиновника можно призвать к ответу. Причем для этого не нужно искать какого-то глобального повода. Достаточно банальной бытовой ситуации.

Чиновников посадили в лужу

Некоторое время назад Ленинский суд мордовской столицы своим решением взыскал шестьдесят тысяч рублей с МП «Горводоканал». С иском к этой организации обратилась жительница Саранска. Этой зимой внук истицы, возвращаясь из школы домой, в буквальном смысле сел в лужу. Ребенок сильно испугался и не смог самостоятельно выбраться из небольшого водоема, образовавшегося, как потом выяснилось, из-за аварии на водопроводе. Слава Богу, на помощь мальчику пришли случайные прохожие. Спускать этот инцидент чиновникам с рук бабушка пострадавшего школьника не захотела и обратилась в суд. Тяжбу женщина выиграла. Правда, ответчику показалась слишком высокой компенсация морального вреда. По мнению чиновников, страдания, которые испытал ребенок, не стоят шестидесяти тысяч рублей. В итоге решение суда первой инстанции юристы предприятия обжаловали в Верховном суде Мордовии. Этот процесс многие называют показательным. В сущности суд наказал предприятие рублем за то, что его сотрудники, мягко говоря, относятся к своей работе очень легкомысленно. Причем стоит отметить, что размер компенсации морального вреда кажется астрономическим только на первый взгляд. К примеру, на Западе за аналогичные сбои в работе предприятие вряд ли отделалось бы двумя тысячами долларов. Именно страх оказаться ответчиком в суде, по мнению западных правозащитников, влияет на качество услуг, предоставляемых населению организациями. России же в целом, и Мордовии в частности, до этого, судя по всему, еще все-таки далеко. Этой зимой Саранск шокировало дорожно-транспортное происшествие, произошедшее в Октябрьском районе города. На пешеходном переходе под колесами троллейбуса погибла ученица школы № 2 Кристина Проничкина. Девочка переходила проезжую часть, когда на нее наехала многотонная махина. k-pronichkina Позже на суде водитель того троллейбуса Антонина Козлова заявила, что просто не заметила ребенка. Суд приговорил женщину к трем годам колонии-поселения. Кроме того, МП «Горэлектротранс» обязали выплатить родителям погибшей школьницы один миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. Любопытно, что предприятие-ответчик гражданский иск родителей Кристины Проничкиной не признало. Миллион за смерть девочки показался чиновникам слишком большой платой. Хотя нельзя не отметить тот факт, что в данном случае вопрос о компенсации морального вреда носит весьма условный характер. Боль от нелепой гибели ребенка вряд ли можно измерить в денежном эквиваленте. Справедливости ради стоит признать, что государство тоже не остается в долгу перед своими гражданами. Предприятия и организации с той же активностью призывают к ответу провинившихся жителей республики. В качестве примера можно вспомнить недавний случай, когда жителя Саранска заставили выплатить шестьдесят тысяч рублей за испорченную им остановку.

Степень страданий и мера вины

Вообще вопрос о размере компенсации морального вреда на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих для участников судебных разбирательств. Многие, например, не понимают, почему за упавшего в лужу ребенка суд взыскивает с государственного предприятия шестьдесят тысяч рублей, а с хозяина собаки, покалечившей девочку, только тридцать тысяч. Проблема, однако, заключается в том, что в действующем законодательстве на сегодняшний день нет четкой шкалы, регулирующей размер компенсации морального вреда. Хотя правозащитники уже который год ратуют за ее введение. - К сожалению, наша судебная система назначает очень небольшую компенсацию морального вреда по делам о защите чести и достоинства или о защите прав потребителей, - говорит руководитель мордовского правозащитного центра Василий Гуслянников. - По моему мнению, необходимо прописать в законе четкую шкалу, которая бы устанавливала размер компенсации за те или иные нарушения прав. В этом случае и простой человек, и чиновник знали бы, что им грозит за то или иное нарушение. К слову, попытки разработать шкалу компенсации морального вреда в нашей стране предпринимались неоднократно. Ученые несколько лет пытались вывести соответствующую формулу. Но в судебной практике эти расчеты просто не прижились. На сегодняшний день при назначении компенсации морального вреда судья учитывает два обстоятельства: степень нравственных страданий истца и меру вины в них ответчика. А поскольку эти факторы в каждом деле разные, отсюда и такая разница в суммах.

Народ стал образованнее

Впрочем, несмотря на все эти шероховатости, правозащитники и работники судебной системы сходятся в главном. Рост числа обращений в суды свидетельствует о том, что наше общество становится более цивилизованным. - Народ стал образованнее в таких вопросах, - говорит Василий Гуслянников. - Большая заслуга в этом принадлежит как правозащитникам, так и средствам массовой информации. Дело в том, что в России действует очень хороший закон о защите прав потребителей. Но раньше люди просто боялись или не знали, что в случае нарушения их прав можно привлечь виновного к ответственности. Это развязывало руки недобросовестным производителям и продавцам товаров и услуг. Сейчас ситуация изменилась. У людей появилась возможность получать больше информации. И это радует. Впрочем, по мнению главного правозащитника Мордовии, знание своих прав жителями республики все еще невысоко. - Сейчас часто можно видеть и слышать о том, как некоторые предприятия угрожают отключением электроэнергии в тех квартирах, жильцы которых имеют задолженность, - продолжает Василий Гуслянников. - При этом мало кто знает, что в Гражданском кодексе России до сих пор есть статья, которая запрещает любые отключения электроэнергии в квартирах. Это вовсе не означает, что неплательщикам за электроэнергию нужно все спускать с рук. Просто чтобы заставить людей платить, государственные организации должны использовать другие методы. Пусть подают в суд. Такие процессы выигрываются очень легко. А после вступления решения суда в законную силу к должникам пусть приходят судебные приставы и описывают имущество. Чиновники же в большинстве своем в таких случаях руководствуются ведомственными приказами, которые зачастую противоречат федеральному законодательству. А с этим нужно бороться. Работники судебной системы в данных статистики видят свои плюсы и минусы. С одной стороны, рост числа обращений жителей Мордовии в суды в первую очередь свидетельствует о росте доверия граждан к судам. А с другой - в последние годы резко возросла нагрузка на судей. Примерно четверть всех решений по гражданским делам выносит Ленинский суд Саранска. Это объясняется тем, что в Ленинском районе находится большинство государственных учреждений. Так вот в среднем в производстве одного судьи в Ленинском суде находится порядка 40-50 дел. А в летние месяцы, когда начинаются отпуска, этот показатель доходит до семидесяти дел. И есть все основания полагать, что в будущем загруженность судей будет только увеличиваться.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости