«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Республика полным ходом готовится к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Сегодня в качестве авторитетного эксперта по этому вопросу на страницах «ВС» выступил директор НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, профессор, член Общественной палаты РФ Валерий Юрчёнков, который специально к празднованию готовит исторический фильм-трилогию, посвящённый этому знаменательному событию.- Валерий Анатольевич, мы знаем, что трилогия, над которой вы сейчас работаете, посвящена ярким моментам российской истории, в которых народы, населявшие территорию современной России и Мордовии, плечом к плечу отстаивали самостоятельность и независимость Российского государства. Расскажите об этом подробнее. - Для меня создание исторических фильмов - это своеобразное хобби. Ведь история - это не только наука, но ещё и искусство. Недаром муза Клио покровительствует в том числе и историкам. Работой этой нужно заниматься обязательно. Даже по той простой причине, что другие регионы фильмы, посвящённые мордовскому народу, снимать не будут. Тот продукт, который мы выдаём, рассчитан на широкий круг зрителей, хотя в республике и слабо развита практика тиражирования таких фильмов. Могу сказать, что последний фильм снят на достаточно высоком для Мордовии уровне. В частности, в некоторых моментах у нас присутствует компьютерная анимация. Первая часть трилогии об участии мордвы в борьбе против монгольских ханов стала уже двенадцатым историческим фильмом, в котором я тем или иным образом принял участие. В данном случае я написал сценарий и занимался финансовыми вопросами - изыскивал средства на создание фильма, а известный журналист Валерий Каланов выступил в качестве режиссера. На стадии подготовки я долгое время думал, какие события можно представить зрителю, и остановился, пожалуй, на самых знаковых. Первая часть посвящена обороне крепости Буртас. В первой половине XIII века шесть туменов монголов (около 60000 воинов) появились на границе Волжской Булгарии. Огромнейшая богатая страна уже через несколько месяцев прекратила своё существование. Затем монголы подошли к границе мордовских земель. Здесь на их пути встал вольный город Буртас. Построенный примерно в X веке, он являлся одной из мощных крепостей в регионе. Именно здесь пересекались торговые пути из Южной Сибири, Средней Азии, Кавказа, Древней Руси и Волжской Булгарии. Ныне это ценнейший археологический памятник, именуемый «Золотарёвским городищем». Был ли Буртас чисто булгарским городом? Скорее нет. Артефакты свидетельствуют, что здесь мирно сосуществовали и булгары, и русские, и мордва, и даже аскизы, или алтайцы, считающиеся своего рода варягами волжско-уральского региона. Говоря современным языком, это был интернациональный средневековый торговый город. И единственное пристанище, где можно было укрыться от врага. Но против монгольской армии выстоять он не мог. Судя по археологическим находкам, крепость обороняли и местные жители, и наёмники. Здесь было много и мордвы, которая также с оружием в руках защищала город. Мы находим здесь их оружие, предметы быта. Это позволяет сделать вывод о том, что здесь вместе сражались и погибали и русские, и мордва, и булгары, и даже половцы, которые всю историю враждовали с Русью. Защитников уничтожили поголовно, но они погибли непокорёнными. Их сопротивление объективно ослабило Батыеву мощь, а город Буртас стал для него первым «злым» городом. Основная проблема, с которой мы столкнулись при создании фильма, - отсутствие фактуры. Хотелось не просто показать археологические находки, но и попытаться перенести зрителя в то время. В этом нам помогла, во-первых, компьютерная анимация, во-вторых, Пензенский клуб реконструкторов военного костюма, которые удачно изобразили воинов - защитников крепости. Изначально фильм был длиннее, но терялась динамичность повествования. Сейчас он идёт примерно 17 минут, но смотрится на одном дыхании. Что характерно, материал мы снимали в августе прошлого года, то есть время года полностью соответствует августу 1237-го, когда и происходили эти трагические события. - Продолжение последует? - Очень на это надеюсь, но, к сожалению, сейчас на это нет средств. Второй фильм мы собираемся посвятить времени установления на Руси монгольского ига. Рассказать, как в это время существовала мордва. В этом фильме, вполне возможно, появится легендарная мордовская княгиня Нарчатка, по преданию, жившая во дворце на берегу реки Мокши и возглавившая сопротивление монголам. По легенде, потерпев поражение и стремясь избежать плена, она вместе с конём бросилась в Мокшу и утонула. В общем, творческой мысли есть где развернуться. - Какие основные знаковые события во взаимодействии мордвы и других народов России в средних веках Вы могли бы выделить? - Тысячу лет назад на западных мордовских землях появились представители княжеской администрации, которые занимались сбором налогов и вершили суд. Об их присутствии свидетельствуют найденные при раскопках подвески со знаками Рюриковичей. Это говорит о том, что территория мордвы входила в круг интересов Древнерусского государства. После походов Святослава и разгрома Хазарского каганата, как пишет Андрей Сахаров, с местным населением (мордвой) был заключён мир. И в последующих походах, например на Волжскую Булгарию, князь Владимир проходит через мордовские земли беспрепятственно, не ожидая нападения. Вот первые примеры взаимодействия. Далее приходят монголы, и мордва вместе с другими народами обороняет Буртас. Это очень хороший пример единения, так как мы говорим о единении мордвы не только с русскими, но и со многими другими народностями, жившими на этой территории. В 1239 году происходит восстание на мордовских землях против монголов. Но в то же время восстания начинаются и в Рязани, и в Муроме, и в других городах. Это, в свою очередь, говорит о том, что народы, населяющие эту территорию, выступили совместно, почувствовав общую опасность. Ещё один яркий факт - битва на реке Листань. И именно о ней мы планируем снимать второй фильм трилогии. В 1444 году ордынский царевич Мустафа напал на Рязань, осадил её и ограбил. Но тяжелая снежная зима преградила ордынцам путь домой. Мустафа вынужден был вернуться в Рязанскую землю. Жители города обратились к князю Василию Тёмному и мордве за помощью. На реке Листань, где обосновался Мустафа, он был разбит. Удар по монголам наносился с трёх сторон - московской ратью, рязанскими казаками и мордвой. К сожалению, летописец не зафиксировал имени мордовского военачальника, но описал воинов очень образно: на помощь пришла на лыжах мордва, вооружённая дубинами-сулицами. Кстати, это одна из последних битв перед свержением ига, ознаменованным стоянием на Угре. Если продолжать снимать фактуру в то же время года, в которое происходил бой, то на Листань нужно отправляться уже сейчас. Вместе с режиссёром мы задумали такой ход - обыграть, как мордва получает известие, что надо помочь рязанцам, и выступает на лыжах с оружием в путь, предварительно помолившись на языческом капище. Но тут опять возникают проблемы. Нужно где-то найти 6-7 актёров, которые будут изображать мордву. А главное, костюмы и оружие того времени. Чтобы сохранить историчность, даже капище решили снимать вполне настоящее. Точнее, место, где оно располагалось в средние века, около города Наровчат. Ещё одно образное событие, которому будет посвящён третий фильм, - 1612 год и участие мордвы во втором ополчении под предводительством Минина и Пожарского. В то время как ополчение пошло на Москву, нагайцы, почувствовав, что противостоять им некому, решили напасть с тыла и пограбить Нижний Новгород. Воевода Андрей Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу с просьбой помочь. Тот собрал объединённое войско из русских служилых людей, татар, мордвы и противостоял нагайцам. В районе ардатовского леса, как утверждается в исторических документах, нагайцы были разбиты. Причём их поражение было серьёзным: воины Баюша не только захватили знамя, но и убили предводителя нагайцев, мурзу Курмамета. За это Баюш в 1613 году был удостоен княжеского звания, и его потомки впоследствии входили в состав российского дворянства. Это то, что касается военного сотрудничества. Если говорить о хозяйственных отношениях, культуре народов, обмен шёл постоянно. В частности, финно-угорская богиня Мокош после языческой религиозной реформы князя Владимира заняла место среди главных богов Киевской Руси, и её изображение было установлено в Киеве. Каждая земля, которая входила в это государственное образование, была представлена определённым богом. Мокош представляла мордовский народ. Исторический процесс нельзя считать по дням. Чтобы несколько народов достигли состояния комплиментарности, должны пройти столетия. - Но ведь в отношениях народов случались и кризисы? - Конечно. Достаточно вспомнить Пургаза, первого национального героя мордвы. Он воевал с русскими князьями и осаждал Нижний Новгород. Или Алабугу, мордовского князя, который завёл монгольские войска в тыл русским на реке Пьяне. В принципе, в средневековье совместное выступление разных народов было связано только с одним - общим врагом. Объединяло и желание выйти из-под влияния. У князей, строящих свою государственную структуру на рубеже двух сильных государств, такая политика традиционна. Человек моделирует поведение из той ситуации, что находится на пограничье, и я считаю, что в средние века такие случаи были достаточно часты. - Какое, по Вашему мнению, значение вкладывается в празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства? - Здесь очень важна идеологическая параллель. Так как вносятся заметные коррективы в идеологию не Мордовии, а России. Российская Федерация строится на трёх этнических субстратах - тюркском, финно-угорском и славянском. Раньше, в советское время, всегда подчёркивалось, что мы ведём своё начало от славянского государства Киевская Русь. Сейчас в идеологическом плане на передний план выходит Северная теория происхождения государства: Ладога, Новгород Великий, Псков и финно-угорские территории. При этом никто не отрицает важную роль Киева в становлении Российского государства. Но современная Россия не является прямым наследником Киевской Руси. Наше государство - изначально многонациональное, включающее в себя множество народностей, внесших большой вклад в его образование. Понятно, что контакты финно-угров, славянских и тюркских этносов сложились на территории современной России задолго до 1000-летней даты. Но само тысячелетие - это символ государственного единения всех народов нашей страны. - В свое время озвучивалось несколько названий этого праздника. Почему остановились именно на этой формулировке - 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства? - Иногда приходилось встречать и другие термины - например, добровольное вхождение в состав Российского государства или добровольное присоединение. Но эти термины категорически неприемлемы и жестко противоречат самой идеологии торжеств, вся суть которых - именно в ЕДИНЕНИИ народов при становлении Российского государства. Никаких разговоров о присоединении или вхождении в контексте нашего праздника быть не может. Единение - это длительный исторический процесс взаимных контактов и равноправного сосуществования народов на одной территории, уходящий корнями в глубину веков. Но именно единение народов России, среди которых равноправное место занимает мордовский народ, помогло нашей стране выстоять в самые тяжелые времена. Праздник единения абсолютно точно укладывается в рамки многонациональной идеологии современной России, почему он и нашел поддержку на самом высоком уровне.
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»