«Белое не надевать, обтягивающее не носить!»

Новости

Республиканские предприятия все чаще вводят обязательный стиль одежды

Английское словосочетание «дресс-код» ныне вряд ли нуждается в переводе. Тысячи и тысячи сотрудников крупных корпораций и небольших фирм, сферы услуг и общепита, государственных учреждений более избавлены от необходимости ежевечерне терзать себя вопросом «Чего надеть на работу?». Об особенностях дресс-кода на местной почве - в сегодняшнем материале «ВС».

Встречают по одежке

Собственный «кодекс одежды» существовал практически во все времена и почти у всех народов. Сенаторы Римской империи легко выделялись из толпы своими пурпурными одеяниями. В Китае только монарх мог позволить себе носить одежду и украшения желтого цвета. Да и наши шапки Мономаха, заячьи тулупчики, шинели, белые халаты, платьица с обязательными черными передничками, малиновые пиджаки - того же поля ягодки. Хочешь ты или не хочешь, а правилам должен соответствовать. Судьям положено носить мантии, невестам - фату, директорам и банкирам - деловые костюмы. По большому счету сам термин «дресс-код» запустили в наш обиход так называемые «торговые представители», распродававшие по офисам и домам всевозможный китайский хлам - от чудо-ножей до «вечных» утюгов. И хотя их вызывающе элегантная одежда с ярко-красными, оранжевыми и ядовито-зелеными рубахами призвана была всего лишь отвлечь взгляды от невзрачных сумок, набитых барахлом, свои наряды коммивояжеры предпочитали объяснять корпоративными стандартами. Мол, фирма у нас серьезная, ерундой не занимаемся. Идею тут же подхватили предприятия общепита. Для придания себе, любимым, пущего статуса и солидности они частенько вывешивали на дверях грозные предостережения: «Действует фейс-контроль и дресс-код». За этим бдительно следила охрана, которая могла без объяснения причин (сие тоже оговаривалось) запретить вход в заведение лицам, чей облик не соответствовал ее представлениям о красоте. Ничего путного из затеи, к сожалению (а может, и к счастью?), не вышло. Как выяснилось, отменный внешний вид далеко не всегда является верным признаком состоятельности клиента. Сегодня во всей Мордовии едва ли наберется пара-тройка ресторанов и кафе, где откажутся обслужить посетителей «без галстука». Посему подлинным застрельщиком нового стиля можно назвать местный филиал пивоваренной компании. В свое время высокий уровень его корпоративной культуры, без преувеличения, приводил в шок иных «командиров производств». Оно и понятно: здесь все было «не как везде». Рабочие вместо неуклюжих, бесформенных роб щеголяли в симпатичных комбинезонах, в крайнем случае - чистых халатах, украшенных фирменной символикой. Самое удивительное заключалось в том, что введенные на заводе правила особой жесткостью не отличались. Дресс-код, поражавший директоров других предприятий, изначально был направлен на строгое соблюдение техники безопасности. А потому распространился преимущественно на сотрудников, непосредственно занятых на производстве либо находящихся в постоянном контакте с потребителями. К их числу, кстати, были отнесены даже подрядчики и водители транспорта. При этом менеджерам, административному персоналу разрешается работать в обычной повседневной одежде (предпочтительно формально и неформально делового стиля) или просто накинуть на рубашки и свитера все те же халаты. В ходе промо-мероприятий не возбраняется носить футболки и бейсболки с фирменными логотипами. Последнюю, в принципе весьма легкомысленную, униформу вскоре пожаловали и многочисленные сетевые магазины, появившиеся в республике. Продавцам салонов сотовой связи, супермаркетов бытовой электроники в обязательном порядке надлежало находиться на рабочем месте в футболках и рубашках строго определенных цветов. Их закупали централизованно, в огромных количествах, что позволяло немало сэкономить, и раздавали (хотя иногда и реализовали) персоналу. При всех плюсах данная система, как оказалось, не лишена серьезных недостатков. Во-первых, от частых стирок комплекты быстро изнашиваются, приходя в негодность задолго до окончания установленного срока носки. Обновлять же гардероб необходимо уже за свой счет. Ну, а во-вторых, легкие «накидки» явно не рассчитаны на наш климат. В период с осени до весны в них немудрено и замерзнуть. Отсюда - и выглядывающие из-под футболок водолазки, свитера, спортивные костюмы, слабо соответствующие корпоративным установкам, и постоянно хлюпающие носом сотрудники, и конфликты с начальством, не желающим оплачивать больничные листы.

Эталон стиля

Что же до банковских компаний - то они всегда остаются образцом консерватизма. Там строгий деловой костюм - не просто вариант корпоративного имиджа, но и необходимость, обусловленная стандартами рынка финансовых услуг. В двух словах существующий дресс-код можно описать примерно так - «не выпендривайся!». В моде всегда и непременно светлый верх, темный низ. Из года в год меняются лишь детали - фурнитура, линии, изгибы, в крайнем случае - пошивочный материал. Так, дико популярные когда-то золотые пуговицы на пиджаках ныне считаются моветоном, зачастую - категорически недопустимым. Казалось бы, в таких условиях и требования к внешнему виду персонала должны быть универсальными, едиными для всех учреждений. Тем не менее общих норм совсем немного. Мужчинам положено иметь пиджак, классические брюки или костюм, однотонные, неярких цветов рубашки (допускается лишь мелкая, неброская полоска), джемпер, ботинки классического типа, темные, без рисунка носки. С женщинами еще проще - деловой костюм с юбкой или брюками, блузки, джемперы спокойных тонов, колготки (желательно телесного цвета), туфли на устойчивом каблуке. И - минимум косметики, никаких глубоких декольте, полупрозрачных тканей, папуасских бус, подавно - пирсинга. А вот остальные стандарты банкиры, страховщики устанавливают уже самостоятельно, исходя из собственных пристрастий, предпочтений, мировоззрения. Потому-то, если в одних учреждениях дресс-код не прописан вовсе и руководители надеются лишь на сознательность сотрудников, то в других он существует для работников фронт-офиса, а в третьих - регламентирует даже длину ногтей, интенсивность парфюма, а то и... правила этикета, поведения персонала в рабочее и внерабочее время. К примеру, в «Кодекс корпоративной этики» одного из крупнейших российских банков присутствует лишь понятие «деловой стиль одежды». Подразумевается, что она должна быть аккуратной и сдержанной. Предпочтение отдается «классике» ввиду необходимости поддержания должного статуса учреждения и консервативности всей сферы. В следующем банке, филиал которого также действует в Мордовии, ответственность за внешний вид подчиненных несут их непосредственные начальники. Руководители подразделений обязаны при необходимости вынести замечание проштрафившемуся сотруднику и не допустить его к работе. В известной страховой компании принятому в штат новичку, помимо копии трудового договора, под роспись вручается объемная брошюра с правилами внутреннего распорядка. Где, собственно, обозначены все его права и обязанности - нельзя приходить на работу небритым (для мужчин), минимальная длина юбки составляет 10 см выше колена (для женщин), общение на «ты» с коллегами допустимо только в неслужебной обстановке при условии их должностного равенства, зато корпоративные мероприятия разрешены, более того - рекомендуется посещать их вместе с близкими родственниками... При этом в другой страховой фирме введены весьма демократичные порядки. В одежде недопустимым признается лишь свободный стиль. А неформальные отношения между сотрудниками (кроме, понятно, интимных) отчасти даже приветствуются. Считается, что таким образом удается быстро разрешить имеющиеся вопросы.

Правила определяют поведение

Не менее разношерстную политику в отношении внешнего вида персонала проводят предприятия, коммерческие фирмы, министерства, ведомства, государственные учреждения и организации. Порой она объясняется объективными обстоятельствами (например, заботой о здоровье сотрудников, необходимостью соблюдения техники безопасности), но чаще представлениями начальства о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поскольку же вкусы у всех разные, без конфликтов и перегибов на местах, очевидно, не обходится. Взять хотя бы запрет на джинсы, существующий ныне чуть ли не в каждой второй государственной инстанции республики, не говоря уж о частных и акционерных компаниях. Между тем почему-то ни один «блюститель порядка» до сих пор не задумался над тем, что следует понимать под джинсами. Штаны из грубой ткани? Одежда определенного кроя? Брюки синего цвета? Или вообще все то, что продается в магазинах и павильонах с надписью «Джинсы»? А ведь условие совсем не лишнее. Известно, что в одном из территориальных управлений федерального ведомства под это табу умудрились подвести даже женские брюки, прошитые двойной строчкой. Далее: на весьма крупном заводе не в чести оказалась верхняя одежда белого цвета (за исключением рабочих халатов, в которые облачается персонал столовой). Продиктовано сие, как утверждается, разумной предосторожностью - на белом-де заметно любое грязное пятнышко. То есть проще загнать сотрудников в некие рамки, нежели привести территорию в порядок. Однако самое непонятное, на наш взгляд, ограничение существовало до недавних пор на другом предприятии. Там офисным работникам вообще предлагалось воздержаться от ношения... рубашек с короткими рукавами. Почему, собственно? - сказать не беремся. Но факт остается фактом: даже в 30-градусную жару мужики вынуждены были, обливаясь потом, ходить в строгих деловых костюмах. Кстати говоря, при разработке данной темы нам удалось отыскать только один пример, когда некие стандарты в одежде и поведении были приняты (пусть пока и негласно) без всяких настоятельных советов «свыше». Нотариусов - а это именно о них идет речь - на то подвигла сама специфика профессии. Обычно люди обращаются к ним со своим горем - дабы оформить завещание, вступить в наследство... Посему и наряды нотариусов, их манеры, стиль ведения беседы должны соответствовать случаю. Любые вольности неизбежно расцениваются как недопустимые. И хотя проштрафившиеся нотариусы ничем особо не рискуют, установленные де-факто нормы соблюдаются неукоснительно. А вот трудности, с которыми столкнулись предприятия вследствие глобального кризиса, в России, надо признать, были встречены мужественно. Невзирая на снижение доходов персонала, правила дресс-кода либо вообще не пересматривались, либо и вовсе ужесточились. О его полной отмене заявили лишь несколько компаний, притом, по причинам совсем не связанным с их финансово-экономическим состоянием. Так, в одной из фирм поводом к этому, по официальной информации, послужил неприятный инцидент, произошедший в ее уральском филиале. Застигнутого на месте преступления воришку там не схватили только потому, что он вовремя сумел укрыться в грязном подвале. Сотрудники офиса, побоявшись испачкать свои парадные «мундиры», решили ограничиться вызовом дежурного милицейского наряда. За предоставленную временную отсрочку злоумышленнику удалось выбить запасную дверь и скрыться в «совершенно неизвестном направлении».

Вместо комментария

Максим Овчинников, руководитель Государственной инспекции труда по РМ: - Соблюдать дресс-код обязаны в первую очередь люди, работающие на предприятиях, в учреждениях, где он установлен правилами техники безопасности либо санитарными нормами. То же относится к представителям профессий особого риска - пожарным, милиционерам, спасателям, военнослужащим. А вот корпоративный дресс-код - это, скорее, дань моде. Издание приказа, предписывающего определенную форму одежды, противоречит Трудовому кодексу. Работодатель, навязавший ее, рискует понести ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях - вплоть до штрафа и приостановки деятельности предприятия. Исключением являются те случаи, когда мнение руководства полностью разделяет представительный орган коллектива. Оспаривать положения, прописанные в трудовом договоре или контракте, будет уже совсем непросто. Хотя на практике до этого доходит крайне редко. За последние годы ни один обиженный сотрудник с соответствующей жалобой в республиканскую Гострудинспекцию не обращался. Андрей КРИВОВ ("ВС", №37)

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости