«Я не изображаю, я живу»

Новости gostuxin
10 марта заслуженный артист России и народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин принимал поздравления с днем рождения. Свой день рождения Владимир Васильевич встречал в Минске, на сцене родного театра, в котором работает с 1982 года. Однако совсем скоро мы увидим любимого актера и на саранской сцене. 24 марта IV Международный театральный фестиваль «Соотечественники» будет закрываться трагикомедией «Миленький ты мой» в постановке художественного руководителя театра-студии «Беларусьфильм» Александра Ефремова и народного артиста Белоруссии Владимира Гостюхина. В этом спектакле Гостюхин также играет главную роль. К слову, в Минске «Миленький ты мой» побил все рекорды посещаемости, на него невозможно было достать билетик. В преддверии фестиваля корреспондент «ВС» связался с белорусским театром и задал несколько вопросов Владимиру Гостюхину.
- Владимир Васильевич, вас считают своим и в России, и в Беларуси. А кем вы сами себя ощущаете - россиянином, имеющим корни в Беларуси, или белорусом, работающим в России? - Я родился в России, в Екатеринбурге, родители у меня похоронены там. По маминой линии дед и прадед из Витебской губернии, переселились оттуда на Урал. Отец из Вятской губернии - ныне Кировская область. Я себя чувствую гражданином обеих стран. Для меня одинаково дорога моя первая родина, Россия, и вторая родина, Беларусь, которую я очень люблю. Я себя ощущаю гражданином Союзного государства, создаваемого нами. Хотелось бы только, чтобы его строительство шло активнее, увереннее. Я много работаю в России и там, бывая в глубинке, вижу: в душе большинства людей страна осталась единой - по крайней мере, Беларусь никто не считает чужой. С другой стороны, есть разного рода элиты, которые свои интересы ставят выше всех остальных. Именно они больше всего противятся нашему союзу. - Глядя фильмы с вашим участием, нельзя не отметить ваш особенный актерский подход - кажущаяся простота и непосредственность вкупе с мудростью дают такой эффект, когда зрителю кажется, что перед ним и не актер вовсе, а обычный человек, живущий рядом, такой же, как и он сам, - зритель. Что это - виртуозный актерский прием или неотъемлемая часть личности Гостюхина-человека? - Думаю, это часть личности. Для меня профессия актера - возможность самовыражаться. Не ощущаю себя скоморохом или просто человеком играющим. Поэтому вкладываю в каждую роль частицу своего «я». И, конечно, очень внимательно отношусь к роли, которую предлагают. Если понимаю, что в этой работе могу сказать то выстраданное, что совместимо с моей личностью, с моим человеческим опытом, - соглашаюсь. Если этих качеств не вижу - отказываюсь, и достаточно часто. Я не беру все предложения подряд, как делают иные артисты, для которых самоцель - это деньги. На тех, кто до оскомины мелькает во всяческих пошленьких шоу, смотреть уже не могу. А по поводу простоты... Ведь есть простота, а есть простотца. Есть простота, которая хуже воровства, а есть глубинная традиция настоящего искусства. От наших корней, от «Слова о полку Игореве»... Мне повезло: в театральном искусстве я застал великих актеров, когда учился в ГИТИСе, - тех мхатовцев, которые работали еще со Станиславским, Немировичем-Данченко. Всегда поражала прежде всего их удивительная культура поведения, когда профессия - как священнодействие, когда театр - это храм. - В последние годы зарубежные боевики и сериалы постепенно уступают место на российских экранах фильмам отечественным. В чем причина, по-вашему? Наша киноиндустрия научилась наконец делать хорошее кино? - Настало время, когда наш зритель в полной мере ознакомился с когда-то закрытым для него западным кинематографом, в котором наряду с талантливыми фильмами присутствует также море пошлости, бездарности и примитивизма. И этот «мутный» поток хлынул на наши экраны в 90-е годы. Думаю, сегодня наш зритель этого «добра» уже наелся, все-таки он разобрался, что хорошо, а что плохо. Но, к сожалению, отечественный кинематограф за это время утратил многое. Картины зачастую подражательны, потеряны многие традиции лучшего советского кино. Да, и в советские времена были фильмы всякие. Но были и шедевры! Было замечательное, человеческое кино, высокого уровня режиссуры, актерского исполнения, операторской техники. А современный кинематограф во многом не удовлетворяет меня в идейном содержании, он потерял ту простоту и человечность лучших советских картин. Истории придуманные, подчас вымученные, какое-то грубое смакование пороков человеческих. - Зритель больше знает вас по кинофильмам. Но ведь вы начинали творческий путь на театральной сцене. К чему больше лежит душа - к театру или кино? Или любовь к кино мирно уживается с любовью к театру? - Как актер, я сложился в кино, и большая часть моей судьбы состоялась в кинематографе. Хотя начинал с театра. И знаете, театральная закалка много раз помогала, особенно в те же 90-е годы, когда ломался отечественный кинематограф. Как-то мне попалась пьеса Михаила Ворфоломеева «С Новым годом», и мы с Ефремовым ее поставили под названием «Миленький ты мой». Я не ожидал, что будет такой успех, но зритель потянулся на наш спектакль. Наверно, потому что он красивый, нежный, чистый, и люди на нем отдыхали душой, приходили по пять, шесть, а то и по десять раз. До сих пор его играем, и зритель принимает очень хорошо. Я опять, как когда-то давно на сцене Театра Советской армии, чувствую удовольствие от театральной игры еще и потому, что в кино таких персонажей, как Геннадий Раздеваев, мне не предлагали. Еще поставил спектакль «Голоса» того же автора, Михаила Ворфоломеева. Мне очень близка драматургия этого замечательного русского писателя. Театр добавляет что-то в моей жизни, очень мне дорогое. А кино, конечно, меня «берет», я нахожу в нем для себя интересные характеры. Я не изображаю, я живу по старой психологической школе русского театра, которую выстраивал Станиславский. Когда есть замечательная драматургия и хороший автор, он позволяет войти в ткань написанного, придуманного им характера, и - прожить его. Если такое происходит, отдаешь всего себя. Ты полностью выжат, но безмерно счастлив. Это как акт рождения - вместе с автором снова принести в мир его энергию, точно передав ее. Очень сильное чувство, и я много раз его переживал. - Какие из сегодняшних российских фильмов вы бы назвали патриотическими? - А я стараюсь в других не сниматься по возможности. Было время, когда такое кино вообще исчезло с экранов. Ссылались на то, что зрителя нет. Это ложь, что такие спектакли и фильмы не востребованы зрителем. Но они почему-то слабо финансируются в отличие от разрушительного кино. Хотя патриотическим может быть любой жанр. К примеру, тот же сериал «Дальнобойщики» - возвращение к доброй традиции «простых героев». Там в сложной ситуации люди подставляют друг другу плечо. А не живут по принципу: кто - слабое звено. Вот что очень важно. - Из сыгранных вами ролей какие бы особо выделили? - С удовольствием сыграл атамана Платова в «Левше». Когда Сергей Овчаров сделал мне предложение, я был удивлен. Но позже ощутил себя абсолютно естественным в манере трагигротеска, трагифарса. И другая картина - «Сказ про Федота-стрельца» - мною любима, необыкновенный рисунок был найден для роли. Очень дорожу своей работой в последнем сериале «Гражданин начальник-3» о коррупции в российской власти, снятом в жанре детектива, есть в нем сходство с итальянским «Спрутом». Человек, которого играл, - цельный, ясный. Такие люди мне близки. - Как, на ваш взгляд, можно сохранить национальные традиции, культуру? - Я не принимаю кичливости в любой нации. Уважение культурных традиций и религии другого - свято. Не принимаю разрушения памятников древнейших цивилизаций, где бы это ни происходило. В то же время развитие и пропаганда культурных традиций - самосохранение любой нации. Нужно по возможности передавать любовь к своему народу, истории. - Поделитесь своими планами... - У меня много идей, проектов. Надеюсь, если удастся задуманное осуществить, их увидят и российские зрители. Но не хотелось бы делать лишь бы что. Для меня и актерство, и режиссура - не только профессия, но еще и акт человеческий. Стараюсь делать только то, что меня в данный момент очень волнует. - С таким принципиальным подходом очень непросто из множества предложений выбрать свою, настоящую роль. Что помогает сделать правильный выбор? - Я по большому счету вслушиваюсь в себя. Много у меня бывает материала в руках - и драматургического, и просто интересного. Но как-то все откладывается, а потом вдруг цепляется одно за другое и... начинает сходиться. Неожиданно, как с «Дальнобойщиками». Мне дали прочитать сценарий первых пяти серий, и я почувствовал кровь, плоть этих героев. Два простых мужика, работяги, два характера, забытые в современном кино, их ведут по дорогам дружба, спайка - плечо к плечу. Я почувствовал нечто позитивное во всем этом и согласился. А потом пришли еще пятнадцать сценариев. И в основном это была драматургия, которая меня удовлетворила полностью. - Владимир Васильевич, что бы вы хотели сказать нашим читателям-россиянам, которые для вас все родные, все свои? - Дорогие мои, давайте жить дружно! Давайте вживаться все ближе, теснее. Нам делить нечего. И чем ближе мы будем, тем лучше будем жить.

Досье «ВС»

Русский актер Владимир Васильевич Гостюхин родился 10 марта 1946 года в Свердловске (Екатеринбурге). Его путь в искусство был нестандартным. Владимир начал рано работать. К сожалению, его не миновали слабости молодости. Было время, когда парня по кличке Гостюха побаивались в городе. Но вот однажды Владимир вышел на сцену районного Дома культуры (он учился тогда в радиотехникуме), и это изменило всю его дальнейшую судьбу. Гостюхин стал читать русскую классику, ходить в местный театр, пытливо оглядываться вокруг, стараясь понять, что же это такое - наша жизнь. После знакомства со сценой мир предстал Владимиру совсем по-другому. Он вполне мог попасть в тюрьму и куда угодно, но попал в ГИТИС, выучился на артиста. После службы в армии Гостюхин, помыкавшись по московским театрам, устроился мебельщиком-реквизитором в Театр Советской армии. Проработал там 6 лет. Таскал мебель и, конечно, мечтал о выходе на сцену. Однажды заболел один из ведущих актеров, игравший в спектакле «Неизвестный солдат» старшину Бокарева. Гостюхин знал эту роль, потому что все время присутствовал на спектаклях. Старшина получился у него без репетиций. Позволили играть, хотя платили как участнику массовки: два пятьдесят. Гостюхин был счастлив. Так продолжалось три года. Потом были роли в фильмах «Хождение по мукам», «Восхождение», «В поисках капитана Гранта» и, наконец, главная роль в фильме Никиты Михалкова «Урга», принесшая создателям мировое признание. В новом веке актера Гостюхина зрители знают в первую очередь как дальнобойщика Федора Ивановича из полюбившегося всем сериала «Дальнобойщики». Немногие знают, что комдива Котова в «Утомленных солнцем» Михалкова должен был сыграть именно Гостюхин. Но впоследствии Никита Сергеевич передумал и сам сыграл главную роль в своем оскароносном фильме. Нам остается только гадать, каким бы был Котов-Гостюхин.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости