«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Каждый год столица Мордовии становится местом слета соотечественников из стран дальнего и ближнего зарубежья. За эти годы Саранск благодаря фестивалю русских драматических театров увидел разные коллективы из 13 стран. Судьбы этих театров очень разные, порой трагические. На постсоветском пространстве русским театрам живется нелегко, но, несмотря на многие трудности, они выживают. И не просто выживают, а помогают своим соотечественникам, оказавшимся вне России, сохранять свое лицо, свой язык.В этом марте на сцену нашего драматического театра выходили гости из Украины, Молдовы, Туркменистана и Беларуси. Театры с разными судьбами свела в Саранск воля организаторов «Соотечественников». Все эти коллективы в Саранске впервые. Тем наш фестиваль и замечателен, что каждый год нас ждут встречи с новыми коллективами. Право открыть фестиваль досталось хозяевам. Комедия Освальда Заградника в постановке народного артиста Мордовии Николая Большакова «Соло для часов с боем» собрала замечательный актерский ансамбль. Народные артисты Мордовии Вячеслав Акашкин и Любовь Денисова, заслуженные артисты Мордовии Владимир Третьяк, Геннадий Арекаев и Алексей Тимин собрали полный зал, несмотря на конкуренцию с Филиппом Киркоровым, дававшим в этот вечер единственный концерт на сцене РДК. «Соло для часов с боем» стало первой (хоть и грустной) комедией в целой череде «несерьезных» постановок. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки, так давно ожидаемый у нас, приехал в Саранск с «Завещанием целомудренного бабника» - пьесой современного украинского драматурга Анатолия Крыма. Поставил спектакль режиссер Виталий Малахов. В нем сошлось все: блистательный актерский состав, великолепные костюмы и музыка ДеДюЛи, так замечательно вписавшаяся в канву этого мудрого и тонкого спектакля о старом Дон Жуане. Анатолий Крым по-своему подает историю этой легендарной личности, совершенно непохоже на то, что писалось о нем до того. Наталья Старосельская сравнивает этого украинского драматурга с англичанином Томом Стоппардом, переписавшим Гамлета. Крым переписал историю Дон Жуана, сделав его «целомудренным бабником» на склоне лет. Два народных артиста Украины: Николай Рушковский и Сергей Озиряный, занятые в этом спектакле, приехали в Саранск впервые, но они уже наслышаны о фестивале и мордовском гостеприимстве. С Мордовией Николая Рушковского связывают воспоминания юности. В далеком 42-м поезд, на котором он ехал с Волги домой в Москву, прямо в дороге изъяли для военных нужд. А самого Николая офицеры довезли до ковылкинской станции Панжи, откуда родом была его няня. Отсюда он пешком добирался до Наровчат, где жили родственники мамы. Там, в Наровчате, он закончил среднюю школу. Потом Николай ушел на фронт. Вся бригада, в которой он служил, была сформирована из ребят 1925 года рождения. С боями дошел до Берлина. С тех далеких пор Николай Рушковский в наших краях не был, поэтому, отыграв Дон Жуана на саранской сцене, поехал в Наровчат поклониться могилам дедов. Николай Николаевич шутит, что он и его родной театр - почти ровесники. (Официальную биографию театр имени Леси Украинки ведет с 1926 года). На девятом десятке актер не просто задействован в театре, он частенько гастролирует. Николай Рушковский признается, что никогда не мечтал сыграть Дон Жуана. Но, прочитав три года назад пьесу, полюбил этого героя: «В нем что-то есть, и я воюю за этот спектакль». К слову, эта постановка собрала интернациональный состав: русский Рушковский, украинцы Сергей Озиряный и Наталья Доля и татарин Ахтем Сеитаблаев. Вот что заявила председатель экспертной комиссии фестиваля, главный редактор журнала «Иные берега» Наталья Старосельская об особенностях нынешнего фестиваля: - Этот фестиваль отличается от предыдущих прежде всего большим количеством трудностей, с которыми мы столкнулись в ходе его подготовки. И это были не только или не столько финансовые трудности. Из-за проблем с пожарными службами мы не знали точно, когда откроется ваш театр, сможет ли он принять «Соотечественников». Из-за этого сорвался приезд в Саранск замечательного русского театра из Чикаго, который мы очень хотели здесь видеть. По совершенно не зависящим от нас причинам не смог приехать театр из Цхинвала. Зато впервые мы пригласили на фестиваль ваших соседей - театр из Пензы. «ВС»: В год 200-летия Гоголя как-то странно видеть фестивальную афишу без его имени. Чем вы, эксперты, руководствовались, составляя репертуар из пьес современных драматургов и представляя единственный жанр - комедию? Н.С.: Выбирая спектакль для фестиваля, мы прежде всего шли от зрителя. За четыре года я, как мне кажется, изучила вкусы мордовского зрителя. А что касается авторов, то, например, Вампилов для меня уже давно классик. Государственный русский драматический театр имени Чехова из Кишинева покорил нашего зрителя своей безНравственной историей «НеНормальная» по пьесе Надежды Птушкиной. Это было очень зрелищное действо с танцами и пантомимой. Комедия в полном смысле этого слова. Как говорится, и смех и грех на целых два действия. Несомненно, что этот театр надолго запомнится саранчанам. «Легкой жизни никто не обещал» - это не только название комедии Жана Клода Ислера, разыгранной актерами молодежного театра из Ашхабада. Эти слова могут быть и слоганом самого театра из Туркмении. История возникновения этого театра необычна. В Туркменистане многие десятилетия существовал русский театр, так же, как и в других советских республиках, он был вторым по статусу после национального. Судьба русского театра в Ашхабаде трагическая. При прошлом президенте страны Ниязове русский театр бульдозерами снесли с лица земли. Тогда президент Путин обращался к президенту Ниязову и говорил, что это невозможно. Там, где живут русские люди и хранят русский язык, должен быть свой театр. Тогда под давлением извне труппе дали клуб какой-то шелкопрядильной фабрики, и она продолжила работу. Сейчас театр в очень тяжелом положении. Туркменистан, по сути, закрытая страна, в которую тяжело въехать и из которой так же тяжело выехать. Там нет режиссеров, нет критиков, средний возраст актеров этого театра - лет 75. Год назад группа молодых артистов откололась от этого театра, создав свой «АртИст». Конечно, у них отсутствует настоящая школа. Кроме того, они играют западную драматургию, а это удается молодым театрам не всегда. Но нашему зрителю хватило такта понять и оценить работу этого молодого коллектива. Как ни странно, помогла в этом музыка, сопровождавшая весь спектакль. Если действо начинается под песню Сальвадора Адамо «И падает снег», то считайте, зал уже удалось расположить. И здесь главное, по словам все той же Натальи Старосельской, не над чем смеются зрители, а над чем они задумаются. Закрывался фестиваль «Соотечественники» трагикомедией «Миленький ты мой» театра-студии киноактера «Беларусьфильм». Спектакль, в котором заняты всего два актера - народный артист Белоруссии, известный всей России «дальнобойщик» Владимир Гостюхин и его жена - актриса Алла Пролич, собрал наибольшее количество зрителей. И если слово переаншлаг может быть употребимо, то это как раз тот случай. Билетов на Гостюхина не было уже за месяц до начала фестиваля. На встрече с мордовскими журналистами Владимир Гостюхин признался, что наслышан о мордовском радушии: «Наш театр несколько лет назад приезжал в Саранск, и я наслышан о фестивале «Соотечественники». И хотя спектакль, привезенный в Саранск, мы с женой сыграли уже более 300 раз, каждый раз волнуемся перед выходом на сцену, как новички». Журналист «ВС» не мог не спросить актера о его новых ролях в театре и кино. В.Г.: Я играю в театре и снимаюсь в кино - в новом фильме белорусского режиссера Колбышева «Волки», а еще ставлю как режиссер повесть Василия Шукшина «До третьих петухов». Для меня всегда первоосновой была драматургия. Когда она совпадает с моими творческими, моральными, нравственными установками, тогда я берусь за роль. Так было и с «Дальнобойщиками». Там все совпало: и сценарий, и творческая бригада как коллектив единомышленников. На съемках этого сериала был кураж, хотя сниматься было физически очень тяжело. Когда снимали первых «Дальнобойщиков», у меня и прав водительских не было. И только после съемок я сдал на права. К сожалению, во вторых «Дальнобойщиках» такого слаженного творческого союза не случилось, поэтому я отказался от продолжения съемок. - Я бы не снялся в «Утомленных солнцем» Михалкова, потому что не согласен с идеологией этого фильма. Мне нравится советский период творчества Никиты. Я до сих пор считаю его «Обломова» эталоном. А фильмы, снятые после развала Союза, - это все-таки современная конъюнктура. Это снималось для престижных международных фестивалей. «Утомленные солнцем» отличный, талантливый фильм, но я со многим в нем не согласен. А его «12» - это фейерверк актерского мастерства. Такой актерский ансамбль мог собрать только Михалков и добиться от них такого проживания роли. Но в нем есть вещи, которые я не приемлю». P.S. Фестиваль «Соотечественники» так прижился в Саранске, что приходится удивляться - и как раньше мы без него жили. Хочется верить, что ничто не помешает соотечественникам и дальше встречаться на мордовской земле.
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»