У каждого человека есть вопросы по ЖКХ: хорошо ли обслуживают наш дом за наши деньги, почему растут цены и тарифы... Помочь во всем разобраться и отстоять свою правоту помогает региональная общественная организация «Центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия». Ее руководитель Алексей Кливер рассказал журналистам «ВС» о том, какие из коммунальных вопросов сейчас волнуют людей и что нового принесет 2019 год.
Не сделал - не значит сэкономил!
- С января 2019 года вступает в силу закон, согласно которому средства, накопленные на доме в течение года, при условии что управляющая компания выполняла все свои договорные обязательства и сэкономила часть этих денег, считаются экономией управляющей компании и полностью уходят в ее распоряжение, если иной механизм не прописан в договоре, - рассказывает Алексей Кливер. - Сейчас ГУКи закрываются, домкомы подписывают новые договоры. Товарищи домкомы, внесите этот пункт в договор! Год быстро пройдет, и если не было актов разногласий, невыполненных работ, управляющие компании на законных основаниях снимут деньги с дома! И на счету дома вместо накопленных средств окажется ноль!
Домкомам я бы рекомендовал посмотреть план работ, который был на 2018 год, сравнить, что было сделано по факту, а что нет. В случае если запланированные работы не выполнены полностью, а такое бывает очень часто, необходимо составить акт разногласий в двух экземплярах. Отнесите их в управляющую компанию, чтобы на втором экземпляре поставили отметку о получении. У нас же обычно приносят акт выполненных работ, сметы, и домком начинает черкать - тут вычеркнет, там вычеркнет… Но это не акт разногласий, а просто перечеркнутая бумажка! Надо составлять акт! Ничего сложного в этом нет. Просто надо, например, написать: «Я заказывал сделать ремонт подъезда, а вы его не сделали!». Отнес в двух экземплярах в управляющую компанию, поставил отметку о получении и положил храниться до конца года. Если в конце года управляющая компания захочет списать деньги с дома за экономию средств, то необходимо ей напомнить, что «экономия средств не должна приводить к снижению качества услуг и работ, выполненных по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД». Все это подтверждается актами приемки работ и услуг. Средства на счете нельзя считать сэкономленными, если в управляющей компании не выполнили свои обязательства! Но если акт о приемке работ, даже перечеркнутый, подписан - списывать средства можно! Так что призываю домкомов быть внимательнее! Людям нужно «проснуться» и активнее отстаивать свои права, ответственнее подходить и к выбору управляющей компании, и к выбору домкома! Отмечу, что накопительный счет не надо путать со спецсчетом на капитальный ремонт. Накопительный счет касается только средств, предназначенных для содержания и текущего ремонта общего имущества. Мы регулярно проводим обучение для домкомов и активных жителей, которые хотят понять, что происходит в системе ЖКХ и как грамотно управлять домом и контактировать с управляющей компанией. Сейчас ведется набор в новую группу.
«Новые» управляющие компании - старые проблемы
- Отдельно стоит сказать об управляющих компаниях, - продолжает Алексей Кливер. - Все знают нашу ситуацию с ЖКХ. В 2013 году организовали ГУКи, теперь два из них уже приказали долго жить (ГУК «Юго-Западная» и ГУК «Центральная»), сейчас будет введено внешнее управление, их делами будет заниматься управляющий. Соответственно, судьба денег на транзитных счетах, которые были на домах, неизвестна. Соглашение, которое заключила ГУК «Юго-Западная» с управляющими компаниями, взявшими дома на обслуживание, можно назвать филькиной грамотой, поскольку оно не является юридическим документом. Фактически деньги никто никому не перечислил! Руководство республики поставило жесткую задачу, чтобы деньги населения были сохранены. И сейчас управляющие компании пытаются показать, что деньги якобы сохранены. Но у кого-то они отражаются в платежках, у кого-то уже нет, особенно это касается центральной части города.
Предлагаю здраво на все посмотреть. Представьте: я - новая коммерческая организация, созданная для извлечения прибыли, беру дом с долгами предыдущей организации. При этом обязуюсь на свои собственные деньги сделать ремонт и все то, что предыдущая организация не сделала, а деньги за это уже собрала! Это же абсурд!
У нас сложилась такая тенденция - эти ГУКи позакрывались, управляющие организации, которые были субподрядчиками, начинают притягивать дома под свое непосредственное управление. Как притягивают? Приходят к жителям и говорят: «Так, вас передали нам! Быстро организуйте собрание, составляйте протоколы!». И домкомы бегают и собирают! Если вспомнить историю, то до 2013 года они уже управляли, в половине домов деньги при создании ГУКов пропали! Сейчас ситуация зеркально повторяется. И я больше чем уверен, что через определенное количество времени она повторится вновь! Хочу обратиться к домкомам, чтобы они внимательнее относились к этим вещам. Люди вам доверили, делегировали свои полномочия. Так что хотя бы прочитайте, какой договор заключаете и о чем. А потом домкомы приходят к нам и жалуются, что их за-ставили перейти в ту или иную управляющую компанию. Но как вас могут кому-то передать и заставить? Вы что, вещь какая-то?! Домкомы должны собрать хоть какую-то информацию о других управляющих компаниях и предоставить ее людям. А собственники уже потом на собрании сделают свой выбор. Если хотят - выберут ту, которая обслуживает их десятки лет и на которую они постоянно жалуются, или выберут новую.
Сейчас к нам приходят жители Юго-Запада и вновь жалуются на ту же управляющую компанию, которая их раньше обслуживала и которую они сами вновь выбрали! Причем жалобы все те же - не делаются работы или делаются с боем, со скандалом, деньги снимаются, объем работ завышается, цены космические…
Сейчас обратились к нам из Пролетарского района. ГУК Пролетарского района отремонтировала два крыльца - старые бетонные обшили металлом, сделали над одним навес. За эту работу они просят 110 тысяч, причем за одно крыльцо! Это из области фантастики! Все, кто хоть немного занимался такими работами, скажет, что здесь очень сильно завышена цена!
В Пролетарском районе вообще интересная ситуация. Несколько управляющих компаний получили лицензии на управление, но по жилищному законодательству, если у управляющей компании в течение полугода не было ни одного дома в управлении, ее лишают лицензии! Домами официально управляла ГУК, они же, имея лицензию, были на подряде! В реестре управления домами у них не было ни одного дома в течение полугода. Теперь ГЖИ подала на лишение их лицензии. Это, кстати, касается не только Пролетарского района, но и всей республики. Какой выход? Искать другую управляющую компанию! Выбор есть, однако некоторые домкомы говорят, что не очень доверяют управляющим компаниям, у которых мало домов. Я на это всегда отвечаю: «Посмотрите, у ГУКов много домов на балансе. Это хорошо? Если у молодой компании немного домов, значит, ей нужно развиваться, расширяться, показать себя, свое качество работы, чтобы к ним шли обслуживаться и другие дома! Может, они и работать будут намного лучше и качественнее, чем городские управляющие компании и иже с ними».
Отмечу, что городские управляющие компании - это тоже частные компании. У нас нет ни одной государственной или муниципальной управляющей компании! Тем не менее существует явное разделение на «своих» и «чужих». Доходило до того, что, когда один дом уходил в иную управляющую компанию, домкому звонили на работу, звонили директору иной управляющей компании, делали «внушение», вызывали в администрацию района, чтобы оказать психологическое давление на человека! Хотя по Жилищному кодексу администрация обязана обеспечить всем равные условия и равную поддержку!
Что касается иных управляющих компаний, то они как раз самостоятельно набирают себе дома. И если они сами ошибаются, то теряют дома, никто искусственно не регулирует это дело! Происходит нормальный рыночный процесс. Хорошие эти компании, плохие - не могу кого-то рекламировать, но там по крайней мере все по-настоящему.
Кто должен платить за домофон?
- К нам обратились несколько человек, которым при отсутствующем домофоне приходили платежи за него, - продолжает разговор Алексей Кливер. - Моей дочери одна большая компания принесла такую платежку, а у нее нет домофона. Я взял эту платежку, приехал в фирму, спрашиваю, на основании чего выставили счет. В компании ответили, что выставили счет за пользование домофоном. Но по закону компания, установив домофон, не имеет права ограничивать доступ человека к своему жилью. Она ОБЯЗАНА бесплатно один ключ выдать человеку, даже если он не купил домофон. Это во-первых. Во-вторых, в той домофонной компании начали ссылаться на письмо Минстроя России от 11 апреля 2016 года, в котором указано, что домофон соответствует признакам общедомового имущества. Хорошо, но где при этом написано, что компания, устанавливающая домофоны, должна собирать деньги? Чтобы выставить платеж, должен быть подписан акт выполненных работ.
Если новые дома уже сдаются с домофоном, он считается общедомовым имуществом. В этом случае он указан при сдаче как общедомовое имущество, и плата за него должна входить в состав строки «Содержание общедомового имущества и текущий ремонт». Домофон - общедомовое имущество, такое же как лестница, площадка, скамейка. И все общедомовое имущество должно обслуживаться именно с этой строки. Но опять же это в новых домах.
Что касается старых домов. Если у них есть договор с компанией, обслуживающей домофон, то это одно. Если его нет - за что платить деньги? Если договор заключен, то акты выполненных работ должен подписывать домком. Домофон в старых домах соответствует признакам общедомового имущества, но им не является. Он может стать таким, когда собственники дома признают на общем собрании домофон общедомовым имуществом, на этом основании в паспорт дома вносится изменение в перечень общедомового имущества. Что это дает? Управляющая компания, которую вы выбрали и которой доверяете, сама решит, кто будет обслуживать ваш дом, будет следить, чтобы обслуживали ваш дом. У нас, кстати, есть компания, которая и трубки в квартире обслуживает бесплатно, и сломанные доводчики меняет за свой счет, то же самое касается и оборудования. У них постоянно какая-то работа по обслуживанию идет!
Если помните, когда домофоны только начали устанавливать, ходили по домам люди и предлагали услуги по установке. Собирались подписи на установку домофона, деньги. Получается, люди скинулись, купили по факту этот аппарат, установили за свои деньги железную дверь. И это фактически имущество людей, собственников подъезда. Вопрос - в чем заключается обслуживание домофона? У нас в доме за 20 лет один раз петля порвалась и один раз по звонку они покрасили дверь. В компании говорят: «Не будете платить - отключим трубку!». А на каком основании они собираются отключать МОЮ трубку?! Это наше общедомовое имущество - мы его купили! Какое право вы имеете ходить и отрезать трубки?! Это как минимум самоуправство, умышленное повреждение чужого имущества! Если люди из компании ни разу не пришли, почему я должен им платить? Где в конце концов акты выполненных работ? А они еще предлагают оплатить услуги домофона за год вперед? Но на каком основании?! Вы же еще ничего не сделали, почему я должен вам платить, за что?
Есть еще такие случаи, когда люди заключают договор на обслуживание с другой компанией, тогда они приходят и снимают оборудование! В этом случае вообще надо сразу в милицию заявлять о краже общедомового имущества.
Людмила АНЮТИНА