«Незамкнутый круг» художников-авангардистов

Социум

Мы все привыкли мыслить стереотипами: женщина должна быть слабой, мужчины не плачут, блондинки - глупые, итальянцы едят только пасту и пиццу… Но, согласитесь, в жизни не все так просто, и ломать годами устоявшиеся стереотипы бывает весьма любопытно. Как бывает приятно знакомиться с новыми интересными людьми, открывать для себя неизвестные факты. Если вы привыкли к реалистической живописи, то сходите в музей Эрьзи на открывшуюся выставку московских авангардных художников «Незамкнутый круг», чтобы немного иначе взглянуть на привычные вещи и, быть может, удивиться.

Художники, представившие саранскому зрителю свои работы, входят в свободное творческое объединение «Круговая порука». Все они разные по стилистической направленности, мировоззрению, но всех их объединяет поиск себя во времени и пространстве.
На представленной экспозиции невозможно пройти мимо картин Юрия Красавина-Белопольского «Богоматерь», «Ангел летящий», «Давний спор». Напротив расположены картины Евгения Ципулина, выполненные в стиле абстрактной живописи. Его картины словно находятся в движении, краски, линии - кажется, что изображение подвижно. Делая к ним несколько подходов, каждый раз смотришь, как впервые. При этом на полотне «Коррида. Кровь и песок» процитированы к тому же строки Евгения Евтушенко. Алексей Миронов представил в Саранске в числе прочих цикл картин «Сны пионера Леши Миронова», невольно вызывающих улыбки. На выставке вы сможете увидеть, как выглядит, по мнению Сергея Миронова, «Земля обетованная», или «Любовь на фоне города и уходящего века» глазами Сергея Чеснокова-Ладыженского.

- Эта выставка - ретроспективная, мы запланировали ее именно к 30-летию нашего свободного творческого объединения «Круговая порука», - рассказывает лидер творческого объединения Сергей Чесноков-Ладыженский. - Сегодня произойдет очень важное событие для нашего объединения. За все 30 лет мы не приняли в свои ряды ни одного нового члена, хотя желающие были. Не буду называть всех, но знаменитый сценограф, модельер, художник Андрей Шаров также пытался влиться к нам. Однако у нас очень жесткие требования: в объединение можно войти только с единогласного одобрения всех членов «Круговой поруки». Раньше такого не случалось. Сегодня в наши ряды будут приняты сразу два новых художника - Александр Трифонов и Евгений Ципулин. Евгений Ципулин будет принят заочно, поскольку не смог приехать в Саранск по объективным причинам.

Творческие люди есть творческие люди, и даже принятие в объединение нового художника было организовано весьма креативно. После объявления о том, что Александр Трифонов и Евгений Ципулин приняты в «Круговую поруку», все художники объединения ненадолго удалились, чтобы вновь появиться перед посетителями выставки в одинаковых фирменных черных футболках.

Александр Трифонов, самый молодой художник «Круговой поруки», выражает мир с помощью метафорических знаков. Вы обязательно остановитесь и попытаетесь понять, почему именно так увидел он «Русский пейзаж» и «Войну».  

- В школах нас воспитывают на работах классиков, выполненных в основном в реалистическом направлении. Хотелось бы узнать, как художник приходит к авангарду, - интересуемся у Александра Трифонова.
- То, как нас воспитывали и воспитывают в школе по искусству, мне кажется, совсем неправильно, потому что нам ставили какие-то рамки, а искусство - это все-таки свободное творчество. Как приходят к авангарду? Постепенно. Когда я был школьником, открыл каталог какого-то художника-авангардиста - и отложил. Мне это было совсем не близко и не понравилось. Мне нравились импрессионисты, передвижники… А теперь я не смотрю их, поскольку мне не интересны художники, копирующие действительность. Я симпатизирую художникам, создающим что-то свое. К этому приходишь постепенно и поэтапно. Это нормально. Наше время позволяет работать в любом направлении, рядом сосуществуют как художники традиционные, работающие в реалистическом направлении, так и художники-абстракционисты. Я, например, не люблю выставки одного типа. По мне скучны как полностью беспредметные выставки, абстрактные, я все-таки фигуративист, так и полностью реалистические выставки. К авангарду каждый приходит своим путем, но в какой-то момент авангард становится для художника неким выходом, спасением.

- Надо ли учить в школе детей воспринимать разное искусство?
- Сложно сказать… Но, например, на Западе в детях воспитывают уважение к любой точке зрения, явлению. Они сразу знают обо всех направлениях, поэтому более спокойно воспринимают ту же авангардную живопись. Когда провожу выставки за рубежом, зрители, видя мои работы, говорят: «Это традиционная русская живопись»… Хотя какая она традиционная, когда у многих русских шок вызывает?! Да, надо расширять образование, но, с другой стороны, все придет со временем. Давайте вспомним поколение наших бабушек, которые жили при Сталине. Тогда вообще были жесткие взгляды. Сейчас другое, компьютерное поколение - и другое искусство. Я всегда привожу такой пример. Вы ходите на современные дискотеки, но там не звучат песни Клавдии Шульженко и вальсы Шуберта… Сейчас 21 век, и эта музыка на дискотеках не играет, как бы вам эта музыка ни нравилась! Так же и с живописью. Мир меняется, а вместе с ним меняется и живопись. Сейчас нельзя рисовать так, как в 19 веке, потому что на дворе 21 век.

- Вы сказали, что за рубежом сразу видно «русский авангард»…
- Это применительно к моим работам. В них такие жесткие элементы, напоминающие отголоски Малевича, русских супрематистов, которых они знают лучше всех. За границей не знают наших передвижников, классическую живопись. В каждой стране есть своя группа художников реалистического толка, а потому они не изучают художников соседних стран. Россия в мире известна в первую очередь по художникам авангарда начала 20 века. Родиной такого крупного течения, как супрематизм, считается Россия, основатель абстрактной живописи - Кандинский.

Познакомиться с работами современных художников-авангардистов вы сможете в главном здании музея имени Эрьзи до 9 января.

Людмила АНЮТИНА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости