За сутки в скорую помощь поступает 600-700 звонков

Социум

Уже более года в службе скорой медицинской помощи Мордовии работает автоматизированная информационная система. При запуске и первом тестировании данного технологического нововведения вице-премьер Правительства Мордовии Галина Лотванова обозначила задачу, чтобы все новые возможности в работе экстренной помощи первыми запускались именно в нашей республике. А Глава республики Владимир Волков поставил перед Минздравом РМ ещё более амбициозную цель - сделать мордовскую скорую помощь самой лучшей в России. О том, выполнима ли эта задача и в каких условиях сегодня трудятся «экстренные медики» Мордовии, корр. «ВС» побеседовал с главным врачом саранской Станции скорой медицинской помощи Дмитрием Якушевым.

ГЛОНАСС видит маршруты всех машин бригад скорой помощи
«За последние годы скорая помощь претерпела существенные изменения в своей работе, - утверждает Дмитрий Якушев. - Первое, что стоит отметить, - это значение слова «скорая» в названии нашей службы. Все вызовы по скорой помощи поступают на пульт единой центральной диспетчерской Саранска. Чтобы максимально приблизить оказание медпомощи населению, подстанции функционируют в каждом районе города.

Диспетчер на центральном пульте по системе ГЛОНАСС может видеть маршруты всех машин бригад скорой. А это значит, что в случае серьёзного ДТП или другого экстренного вызова он может направить на место ту бригаду, которая находится ближе всех. Таким образом, время приезда на сложные случаи сокращается максимально».

По всем нормативным актам скорая помощь должна приехать на вызов в течение двадцати минут. Однако в интернете мы можем найти немало жалоб на медлительность медиков. Но здесь надо иметь в виду, что вызовы подразделяются на экстренные и неотложные, и в Саранске для экстренных случаев этот интервал выдерживается. Особенно если это касается чрезвычайных ситуаций и ДТП, когда есть угроза жизни и счёт идёт на секунды.

«Большую проблему составляют необоснованные вызовы скорой, потому что от них страдают люди, которым действительно требуется помощь, - говорит Дмитрий Якушев. - Необходимо знать, что на выполнение назначений врача, инъекции, перевязки скорую помощь вызывать не следует. Врачи станций не выписывают больничных листов, справок, освобождающих от работы, не назначают курсовое лечение. Необходимо знать, что скорая медицинская помощь - это только экстренные случаи!»

Автопарк саранской Станции скорой помощи за несколько последних лет обновился полностью. Совсем недавно станция получила десять новых машин, и на подходе ещё пять. Дело в том, что «бегать» автомобилям приходится часто, и при таком напряжённом графике после пяти лет эксплуатации в машине уже нельзя быть полностью уверенным. А когда от этого зависит человеческая жизнь - техника должна работать как часы.

При этом серьезно изменилось оснащение машин. Их оборудование позволяет оказывать экстренную помощь при любых, даже самых критических состояниях. Такие автомобили, по сути, являются медицинскими «стационарами на колесах».

«Оснащены наши машины, что называется, по последнему слову техники, - не без гордости рассказывает главный врач Станции скорой медицинской помощи. - Мы в состоянии оказывать не только весь объём неотложной помощи, существенно возрастают и диагностические возможности. Благодаря таким автомобилям, умению врачей использовать весь их потенциал реанимационная помощь оказывается в соответствии со всеми европейскими стандартами. Работать на машинах с такой комплектацией одно удовольствие».
Немаловажно, что врачи современной скорой имеют возможность проводить реанимационные мероприятия как на дому, так и в автомобиле в ходе доставки пациента непосредственно в стационар.

Аппаратура для точного диагноза
Существенно облегчают работу медикам скорой компьютеры-планшеты. На них поступает информация о вызове с пульта диспетчера молниеносно, врач сразу получает всю необходимую информацию с экрана. Планшет удобен и при оформлении карты вызова. В перспективе возможности планшетов расширятся ещё больше. Предполагается, что вместе с адресом врачи скорой смогут получать полную электронную карту пациента и планировать свои действия, ещё только направляясь на вызов. Также будет внедрена система, в соответствии с которой врач скорой медицинской помощи сможет заранее предупреждать специалистов больницы об особенностях здоровья пациента, которого они везут на оказание помощи, сообщать коллегам все необходимые сведения.

«Важно отметить, что всё медицинское оборудование использовать можно сразу, как только врач доберётся до больного, например в квартире. Таким образом, мы не тратим драгоценное время, чтобы доставить пациента до машины, - рассказывает Дмитрий Якушев. - Наркозная, дыхательная аппаратура, дефибрилляция проводятся как на дому, так и в пути следования. Есть возможность сделать кардиомониторирование: врач может вовремя увидеть опасные нарушения сердечного ритма, которые могут привести к летальному исходу. Важна и инфузионная терапия, та, что в народе называется капельниками. Капельники, если нужно, поставят в квартире, и далее до передачи в больницу необходимое лекарство будет поступать в кровь больного. В условиях возросшего количества ДТП трудно переоценить возможности и противошоковых препаратов. Даже сложно посчитать, сколько жизней было спасено благодаря тому, что мы имеем возможность всё это применять».

Именно диагностические аппараты, которые находятся у врача под рукой, позволяют ему точнее принять решение о госпитализации. Непосредственно в квартире больного человека есть возможность измерить у него сахар в крови, сделать ЭКГ, измерить содержание кислорода в крови. Всё это позволяет врачу точнее поставить диагноз и отвезти пациента в ту профильную больницу, в которую необходимо. Но, по словам Дмитриа Якушева, врачи скорой при любом сомнении всегда делают выбор в пользу пациента, то есть лучше всё-таки отвезти человека в больницу, чем через 10 минут ехать на повторный вызов.  

Шлагбаумы на пути спасения жизни и здоровья
О проблемах, с которыми приходится сталкиваться врачам скорой помощи, журналисту «ВС» рассказала заслуженный врач Республики Мордовия, врач высшей квалификационной категории специализированной бригады Станции скорой медицинской помощи г. Саранска Галина Кудакова:
- Жизнь! Что может быть дороже?! Чем можно оценить этот божий дар? Как жаль, что многие это осознают лишь тогда, когда оказываются в беде. Тогда в хаосе своих мыслей, в панике и отчаянии, с надеждой на спасение набирают сигнал SOS - 03. И минуты ожидания скорой помощи, кажется, длятся целую вечность. А что сделали вы? Что сделал каждый из вас, чтобы сократить эту вечность, свести минуты ожидания к минимуму? Уступил ли кто-нибудь из вас дорогу скорой помощи, спешащей на вызов к ребёнку, чьей-то матери, чьей-то жизни? Кто оставил свободным проезд во дворе своего дома, чтобы скорая помощь смогла свободно проехать к любому подъезду? Как правило, все дворы жилых домов превратились в стоянки для личных машин, особенно в ночное время. На многих домах нет нумерации, что осложняет поиски дома. Первые этажи многих домов в настоящее время перестроены под магазины и офисы, которые, украшая фасады своих контор, закрывают или убирают вывески с номерами домов.

За последние годы наш город сильно разросся, появились новые улицы и даже микрорайоны, поэтому вывески с названиями улиц и домов необходимы для быстрого поиска адреса. Есть в нашем городе и такие дома, где под общей крышей одного здания находится несколько его корпусов. Без табличек просто невозможно разобрать, какой подъезд относится к какому корпусу. Сейчас на каждом подъезде установлены домофоны, но не в каждой квартире они есть, и часто происходит так, что эти квартиры не дают информации, куда мы могли бы позвонить, чтобы получить доступ к пациенту, особенно в ночное время, когда все соседи спят, а скорую никто не встречает. Нам приходится высматривать окна с зажжённым светом, высчитывать номера квартиры и просить её жильцов, чтобы открыли подъезд скорой помощи. Бывают и такие, кто не верят нам и не открывают, приходится им перезванивать несколько раз, доказывать, что мы действительно прибыли по вызову.

В последнее время стало модным устанавливать шлагбаумы во дворах жилых домов, и это самая большая проблема, с которой сталкивается скорая помощь ежедневно. Устанавливая шлагбаумы, жители не задумываются, что беда может грянуть неожиданно, и им придётся вызывать экстренные службы. Мы не против установки шлагбаумов, но только таких, доступ к которым имеет каждый из жильцов дома, каждая квартира. Пока мы сталкиваемся с такими домами, в которых доступ к шлагбауму имеют только те жильцы, которые материально участвовали в их установке, а остальные ограничены в своих правах. Согласно Жилищному кодексу места общего пользования, в том числе и придомовая территория, являются собственностью всех жильцов дома, и каждый участвует в их содержании пропорционально занимаемой площади своей квартиры. По закону на каждую квартиру приходится пропорциональная ей площадь мест общего пользования, но выделить её в собственность квартира не может, так как эти места общие. И что же получается? Те жители, которые установили шлагбаум и имеют доступ к нему, захватили участки своих соседей, да ещё и ограничили их в правах. Вызывая скорую помощь, жители, не имеющие доступа к шлагбауму, не могут обеспечить проезд машины скорой медицинской помощи к подъезду. Мы не будем называть конкретно адреса таких домов, где сталкиваемся с этой проблемой. Но представьте: зимой по гололёду через весь длинный двор пришлось нести на носилках пациента в машину скорой помощи, а домкома в это время не оказалось дома, и шлагбаум некому было открыть. Бывали и такие случаи, когда мы попутно с заезжающими машинами проезжали в ночное время к подъезду дома, а выехать не могли: нам приходилось ждать, пока кто-то не вернётся на своей машине. С этими проблемами мы сталкиваемся каждый день.

Некоторые домкомы решили поступить так: они принесли номера телефонов своих шлагбаумов на станцию скорой помощи, чтобы оперативный диспетчер по телефону обеспечивал доступ бригад к подъезду и их выезд. Представим себе такую ситуацию: тридцать бригад одновременно выехали к домам, где установлены шлагбаумы, и все будут дозваниваться диспетчеру, чтобы он обеспечил им въезд и выезд? Это сколько же времени придётся ждать, скажем, двадцатому или тридцатому дозвонившемуся? А диспетчер, бросив свою основную работу, будет искать в списках всех домов нужный номер шлагбаума? Это просто невероятная глупость. Согласно трудовому законодательству, в каждой профессии предусмотрены свои права и обязанности. В обязанности оперативного диспетчера скорой помощи входит распределение потока поступающих вызовов, контроль за работой выездных бригад. За суточное дежурство на пульт «03» поступает по 600-700 звонков, их все нужно отсортировать, распределить вызовы бригадам, а вот обеспечить доступ бригад к подъездам дома в обязанности диспетчера не входит. Так что у нас большая просьба ко всем домкомам: не приносить на станцию скорой номера телефонов своих шлагбаумов. Мы вас убедительно просим раздать номера и коды шлагбаумов во все квартиры, не ограничивать в правах таких же, как и вы, жильцов дома. А всех жителей, которые не имеют доступа к шлагбауму, просим обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру и суды за восстановлением своих прав. Правда на вашей стороне. В нашем городе лишь два дома, которые судом узаконили свои права на установку шлагбаума. А в вашем доме законно установлен шлагбаум?

Мы всегда за то, чтобы все были здоровы, но если вдруг придётся кому-то вызывать скорую помощь, то называйте, пожалуйста, кроме своего адреса номер подъезда и этажа, а также номер своего телефона, особенно если скорую вы вызываете по сотовой связи. Пользуйтесь номерами: «03» со стационарного телефона и «103» с сотового.

И еще - по поводу чистоты в жилищах. Сразу стоит отметить, что никаких приказов насчёт того, что врачи скорой медицинской помощи должны снимать обувь и надевать бахилы, нет, это приводит к потере драгоценного времени.

Мы действительно стремимся вам помочь. Порой нарушая правила дорожного движения и рискуя своими жизнями, мы спешим вам на помощь. Но! - шлагбаум, улица без названия, дом без номера, квартира без домофона, а то и ложный вызов. Вот они - те самые минуты ожидания, которые длятся целую вечность, а кому-то стоят жизни.

Александр РУЧИНСКИЙ, фото Андрея КОНДРАТЬЕВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости

«ПОЛКА ДОБРА» В САРАНСКЕ

Добра в городе стало больше! Вот уже несколько месяцев, как в Саранске реализуется актуальный проект - в некоторых магазинах города появилась...

Взятки на покойниках

В Октябрьском суде вынесен приговор бывшему сотруднику дежурной части отдела полиции УМВД по Саранску 38-летнему Александру Гудкову. Он...