«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Страховщиков обяжут выплачивать компенсацию за тех, у кого нет полиса ОСАГО
Жизнь российских автолюбителей меняется так стремительно, что уследить за всеми новшествами крайне сложно. Зачастую законодательные изменения бьют по кошелькам водителей тяжелой дубиной. Однако на этот раз законодатели решили вдарить по страховым компаниям. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому страховая компания обязана будет выплатить ущерб потерпевшему в аварии клиенту даже в том случае, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО. И это еще не все хорошие новости.
Платить должен страховщик
Собственно, первой хорошей новостью можно назвать несостоявшееся повышение тарифов ОСАГО. Планировалось, что тарифный коридор будет увеличен с 31 августа этого года. Однако пока этого не произошло. Ходят слухи, что повышение перенесли на ноябрь. Но пока депутаты решили слегка пощекотать страховые компании. Документ, внесенный в Госдуму, подразумевает выплату ущерба потерпевшему водителю даже в том случае, если виновник дорожно-транспортного происшествия не застраховал свою ответственность. Платить, по замыслу авторов законопроекта, должна страховая компания потерпевшего. На сегодняшний день страховые компании не обязаны компенсировать ущерб потерпевшему, предлагая ему самостоятельно взыскивать компенсацию с виновника аварии. Излишне, наверное, упоминать о том, что для добросовестного водителя это оборачивается месяцами ожидания и бумажной волокиты, серьезными финансовыми затратами и колоссальной потерей времени. Да и гарантии взыскания средств в таком случае не существует. А если виновник ДТП, к примеру, погиб? Кто тогда компенсирует пострадавшему средства, потраченные на восстановление автомобиля? Получается, что «правильный водитель» оказывается заложником собственной добросовестности. В то время как водитель, не застраховавший свою ответственность, мало чем рискует. Именно эту несправедливость и призван устранить представленный на рассмотрение депутатов законопроект.
Сказать, что предложение парламентариев не понравилось представителям страховых компаний, значит, не сказать ничего. Вой, который поднялся в прессе после опубликования революционного документа, красноречивее всего свидетельствует о том, чем это может обернуться для страховых компаний. По их мнению, представленный законопроект противоречит самой сути ОСАГО.
- Этот документ рушит саму конструкцию страхования, потому что мы говорим о страховании ответственности, - заявил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов. - То есть если у виновника дорожно-транспортного происшествия полиса нет, то нет страхования. И страховщик потерпевшего не может ничего выплатить, потому что прямое возмещение убытка - это не договор страхования непосредственно, это просто способ возмещения убытков, улучшенный клиентский сервис. Но прямое возмещение убытка на все страховые случаи не распространяется.
Словом, страховщики готовы привести любые аргументы, лишь бы предложенный документ не обрел статус закона. Их вполне можно понять: в последние несколько лет депутаты принимали законы исключительно в интересах страховых компаний. Последние, судя по всему, просто привыкли, что любая законодательная инициатива в конечном итоге должна обернуться прибылью. А тут их погладили против шерсти. Кому ж такое понравится?! Слабым утешением для страховщиков является законодательное предложение штрафовать водителей, не имеющих полиса ОСАГО, на сумму, равную стоимости полиса. Это предложение, кстати, поддержал Минфин. Напомним, осенью этого года в Москве хотели в тестовом режиме запустить в работу камеры, которые бы отслеживали водителей без полисов. Но тут появился вопрос, как штрафовать водителя, который десять раз попал на камеры без полиса, - десять раз или один. Что касается размера штрафа, то сейчас он не превышает 800 рублей.
Судитесь - и вам воздастся!
Однако это еще далеко не все плохие новости для страховых компаний. В последнее время крупные игроки страхового рынка начали получать иски от клиентов, требующих пересчета компенсаций по ДТП, которые случились в период с декабря 2014 года по май 2015 года. А началось все с того, что Верховный суд вынес решение по делу ФАС Татарстана и Российского союза автостраховщиков. Ранее татарстанские антимонопольщики выразили сомнение в объективности справочников, которые составляют страховые компании. В частности, сомнениям подверглись указанные там средние цены на запчасти и стоимость работ по ремонту автомобилей в автосервисах. Речь идет о справочниках периода с декабря 2014 года по май 2015 года.
Напомним, Российский союз автостраховщиков обновляет свои справочники каждые шесть месяцев. Весной 2016 года ФАС Татарстана пришла к выводу, что цены в справочнике далеки от рыночных, и потребовала у РСА устранить допущенные нарушения. В свою очередь, страховщики пытались оспорить обвинение. Дело дошло до Верховного суда, который в марте этого года встал на сторону антимонопольщиков. Теперь автомобилисты требуют пересчитать компенсации за тот период и подают на страховщиков в суд.
Эксперты уже предположили, что страховые компании могут потерять на этом значительные суммы. По предварительным оценкам, речь может идти о нескольких миллиардах рублей.
Еще одна плохая новость для страховых компаний заключается в том, что Верховный суд решил, что пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях имеют право на получение компенсации сразу с двух водителей. Вне зависимости от того, кто из них виноват. Соответствующий прецедент создала жительница Нижнего Новгорода. В конце 2016 года женщина попала в ДТП. Она передвигалась на пассажирском сиденье автомобиля, и в результате столкновения с другой машиной получила серьезные травмы. Пострадавшая получила выплату только за виновника ДТП. Размер компенсации составил 187 тысяч рублей. Примечательно, что оба водителя были застрахованы в одной компании.
Компенсировать вину второго водителя страховщик отказался, и женщина подала в суд. Ей пришлось пройти множество инстанций, но удалось отстоять свое право на получение выплаты и с другого водителя. Верховный суд решил, что оба водителя несут ответственность за управление своими транспортными средствами и тем, что происходит на дороге. Поэтому компенсацию платить также должны оба водителя. Страховщику теперь придется выплачивать компенсацию и за второго водителя.
Следует отметить, что ситуаций, подобных той, в которой оказалась жительница Нижнего Новгорода, на дорогах страны происходит великое множество. Люди каждый день получают травмы в результате дорожно-транспортных происшествий. Однако далеко не все знали, что требовать компенсацию можно с обоих водителей. Точнее, с их страховых компаний. Страховщики до недавнего времени массово отказывали в выплатах, а пройти по всем инстанциям многие пострадавшие просто не захотели. Однако теперь, с учетом решения Верховного суда, страховые компании также могут получить великое множество исков от пострадавших. И по каждому из них придется платить. Поскольку решение высшей судебной инстанции недвусмысленно указало районным судам, как следует трактовать подобные ситуации.
Регистрировать машины будут по-новому
А вот для водительской общественности хороших новостей все-таки больше.
Во-первых, МВД вводит новые правила постановки на учет транспортных средств. Теперь регистрация будет проводиться с электронным паспортом. В нем будут все данные о машине, собственнике, истории ДТП. Новые правила начнут действовать 6 октября этого года. Электронный паспорт можно получить по требованию. Кроме того, новые правила позволяют использовать для регистрации не только паспорт, но и временное удостоверение, которое выдают, когда утерян основной документ. Также автомобиль сразу после покупки можно будет поставить на учет у дилеров, не посещая отделение ГИБДД. Кроме того, власти собираются ввести новые регистрационные знаки, оснащенные специальными чипами. На них будет храниться информация об автомобиле и его владельце. Также такие чипы смогут передавать сигнал о местонахождении автомобиля в случае его угона.
Во-вторых, со следующего года в России появятся десять видов автомобильных номеров. Знаки будут разработаны для каждого типа транспортного средства. К примеру, для мототехники номера будут другого размера. У классических ретроавтомобилей также появятся свои знаки, как и у спортивных авто. Планируется даже разработка специальных номерных знаков для квадроциклов.
Следует отметить, что разработка проекта о новых номерах велась на фоне подписания Президентом РФ указа, который запрещает сотрудникам ГИБДД снимать номерные знаки с автомобилей. Однако они по-прежнему могут запрещать их эксплуатацию. Эксперты отмечают, что новый приказ носит технический характер. С тех пор как в 2014 году появилась возможность заказывать номера у частных компаний, мера по снятию их сотрудниками полиции стала бессмысленной. Сейчас автомобиль у злостных неплательщиков штрафов ГИБДД чаще конфисковывают судебные приставы.
Наконец, в-третьих, в ГИБДД разработали предложение, касающееся нового знака для автомобилей. Он будет предупреждать, что в салоне есть несовершеннолетний. В ведомстве хотят привести к единому образцу все подобные наклейки. Предлагается ввести для этого единый знак. Поправки уже разработаны. В документе говорится, что новый знак не станет обязательным, его использование будет иметь рекомендательный характер.
Напомним, до сих пор официального знака «Ребенок в машине» нет. Но различные вариации на эту тему уже появились на рынке, и водители часто их используют для предупреждения других участников движения.
Алексей Константинов
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»