Школа равных возможностей

Социум

За неделю до 1 сентября директора саранских школ обсудили проблемы образования и наметили задачи на новый учебный год. В работе дискуссионной площадки также принимали участие Глава Саранска Петр Тултаев, представители Министерства образования РМ и вузов республики.

«Школа рабочих профессий»
- В новом 2018/2019 учебном году откроется средняя общеобразовательная школа № 10 в микрорайоне Солнечный, - отметила начальник Управления образования Администрации Саранска Оксана Шуляпова. - Здесь впервые на качественно новом уровне будет реализована система предпрофильного и профильного технического образования. В программе развития данной школы закреплен статус «Школа рабочих профессий», что обусловлено наличием самого современного дорогостоящего оборудования в школьных мастерских. Это позволит осваивать наукоемкие рабочие профессии в союзе с автомеханическим техникумом, находящимся в шаговой доступности. Открытие этой школы позволит разгрузить школу № 25 и проводить образовательный процесс более эффективно.

Повысить в школах скорость интернета
В 2018 году запускается проект «Цифровая школа». Это особенно актуально, ведь дети постоянно окружены смартфонами, планшетами и другими современными гаджетами. Сегодня стоит задача создать безопасную цифровую образовательную среду.

- Многие элементы цифрового ресурса активно внедрены в образовательный процесс, электронные дневники и журналы есть во всех школах Саранска, - продолжает Оксана Шуляпова. - Многое делается в школах по цифровизации образовательного процесса, однако сетевое подключение, оборудование, компьютерные классы не готовы к требованиям масштабной цифровизации. Это обусловлено недостаточно высокой скоростью интернет-соединения - 5 Мбит/с при желаемых 100 Мбит. Увеличение скорости интернета позволит найти решение проблем фактического неравенства образовательных возможностей, снижения уровня образовательной неуспешности. Неотъемлемым элементом современного образования является дистанционное обучение, трансляции уроков. Примером урока нового поколения является всероссийский открытый урок, который вели депутат Госдумы Геннадий Онищенко и лидер школы № 39 Егор Медведев в рамках всероссийской экологической программы. К уроку было подключено 143 учебных заведения из разных регионов!

Работать с каждым учеником!
- Не секрет, что каждый класс неоднороден по своему составу, - говорит начальник Управления образования. - Есть ядро, которое успешно осваивает программу, есть отстающие (около 30%), есть опережающие (10%). В традиционной школе мы теряем как опережающих, так и отстающих. Некоторые школы в таких случаях принимают асоциальные решения и отторгают под различными предлогами отстающих, придавая тем самым школе статус псевдоэлитной. В идеале учитель должен разрабатывать учебные модули и для опережающих, и для отстающих, но в реальности все обстоит иначе - у него хватает времени и внимания только на ядро класса. Для повышения качества образования необходимо создавать систему личностного выбора, через которую каждый ребенок должен самоопределиться и самореализоваться.

У каждой школы должно быть свое лицо
- Все заинтересованы в том, чтобы школы были хорошими, но есть интересные школы и не очень, есть сильные школы и не очень, - начал свое  выступление директор гимназии № 20 Ринад Аюпов. - Сейчас время консервирования овощей. По сути все делают одно и то же, добавляют соль, специи, а в итоге есть хозяйки, у которых получилось все вкусно, а есть те, у кого не очень, хотя все делали примерно одинаково. Секрет успеха - будь то образование, медицина, строительство или политика - едва различимые нюансы. В этом учебном году гимназии № 20 исполняется 60 лет. Школа всегда обладала своим характером, и это позволило ей развиваться по уникальной траектории. Очень важно, если школа будет четко формулировать свою особенность и поддерживать принятые ценности детей и взрослых. Поэтому необходимо задаться вопросом, какие ценности для вас важны? Какой стиль жизни вам представляется правильным? Если это будет четко сформулировано и доказано жизнью в стенах школы, тогда и учителя будут стремиться работать в этой школе, и родители будут приводить детей осознанно, школьники будут четко понимать, зачем и почему они здесь учатся.

Ощущение школы как единого сообщества возникло, когда случилась трагическая история с одной из наших учениц. В 2011 году в страшной аварии погибли родители девочки, а сама Лена в течение месяца была в коме. Прогнозы были не радостные. Через неделю после трагедии вся школа как одна семья стала собирать деньги на лекарства, врачей… Учебная жизнь в школе остановилась. Школа стала штабом по спасению. Девочка выжила, но осталась парализованной. Мы провели большой благотворительный вечер в РДК, зал был забит до отказа, дети и родители сидели в проходах на ступеньках. За месяц мы собрали 1,5 миллиона рублей! За прошедшие 7 лет - более 3,5 миллиона! Ежегодно учащиеся и учителя навещают девочку. Она сейчас студентка московского вуза, прилично сдала ЕГЭ: русский язык - 82 балла, математика - 76 баллов. Кстати, писала она, держа ручку зубами. С 2011 года по сегодняшний день на всех школьных мероприятиях, классных часах и родительских собраниях мы говорим о здоровье, делах и успехах Лены. Есть надежда, что девочка поднимется с инвалидного кресла.

Эта трагедия стала испытанием на прочность для нашей гимназии. К сожалению, такие трагедии случаются… Я горд тем, что гимназия смогла объединиться и от разговоров про добро перейти к реальной помощи.

Создание неповторимой школьной атмосферы невозможно без сообщества людей, разделяющих определенные ценности, - администраторов, педагогов, родителей, старших учеников. Их взаимодействие чрезвычайно сложная реакция. Управлять, манипулировать профессиональным учителем, независимым родителем, умным школьником нельзя, да и бессмысленно. Нельзя влезть к ним в голову, необходимо создавать ситуацию диалога. Для думающих людей это очень важно. Каждый участник учебного процесса должен понимать, что он не пустое место, не просто исполнитель чужой воли, а личность. И его самобытность, идеи и ценности являются необходимым условием существования и развития организации. Именно при этих условиях школа будет развиваться и иметь свое лицо.

«Суббота - для увлекательного познания»
Директор «Центра образования «Тавла» - средняя общеобразовательная школа № 17» Светлана Лиманская рассказала о том, как ее учебное заведение сотрудничает и с пединститутом, и с мордовским университетом по различным направлениям.
- Оснащение школы позволяет справляться с разными направлениями образования, однако сотрудничество с высшей школой содержательно обогащает процесс обучения. Это повышает мотивацию старшеклассников. Зачем школе вуз? Это научно-методическая поддержка образовательной деятельности, повышение имиджа школы в глазах родителей, личностная профориентация школьников. Зачем школа вузу? Наверное, чтобы понять, какой абитуриент завтра придет и с какой базой. А заодно чтобы привлечь подготовленного выпускника, ориентированного на определенный профиль. Для этого должна быть выстроена система взаимодействия, причем начинать нужно не с выпускников, хотя вуз заинтересован прежде всего в старшеклассниках, а гораздо раньше. В прошлом году модель взаимодействия с вузами была опробована на примере биологического факультета. Но мы столкнулись с проблемами: высокая занятость преподавателей в течение недели, загруженность аудиторий и лабораторий, к тому же у школы есть ряд ограничений, связанных с лицензионными обязательствами. Уроки и курсы должны проводиться только в школе! Здесь возникают сложности. В этом случае у нас должен быть важный союзник - родитель, заинтересованный не только в качественном образовании, но и в раннем профессиональном ориентировании учащихся. Выход видим в изменении режима работы школы. 93% родителей - за пятидневную учебную неделю. В новом учебном году суббота станет днем индивидуального личностного развития ученика, а старшеклассникам она даст возможность прямого общения с высшей школой. Суббота не для отдыха, а для увлекательного познания, творчества, социальной активности, формирования и развития успешной личности. Успешный - произошло от слова «успеть», то есть сделать вовремя. Нужно вовремя заметить склонности ребенка, поддержать его интерес, развивать способности, направлять и корректировать процесс познания.

Проблемы внедрения инклюзивного образования
По словам начальника Управления образования Оксаны Шуляповой, в саранских школах обучаются 899 детей с ограниченными возможностями здоровья. О том, с какими проблемами сталкиваются школы при внедрении инклюзивного образования, подробно рассказал директор школы № 40 Сергей Баранов. (Напомним, что инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку - прим. «ВС».)

- Хочу выразить свой взгляд на введение инклюзивного образования в школах, - говорит Сергей Баранов. - Есть несколько проблем. Первая проблема - это мониторинг и раннее прогнозирование. Успех инклюзивного образования зависит от раннего выявления ребенка с особенностями развития. Часто о появлении такого ученика педагоги и администрация школы узнают непосредственно перед началом учебного года. Хорошо, если будущий ученик посещал подготовительную школу или родитель встречался заранее с будущим классным руководителем и школьным психологом, что способствует эффективному планированию работы и созданию условий, но это бывает не всегда. Кроме того, у родителей есть право, имея на руках заключение о предоставлении ребенку особых условий, не предоставлять его в школу, не сообщать об этом педагогу. Поэтому возникает необходимость совместного мониторинга дошкольных образовательных и медицинских учреждений и обмена информацией для полноценной подготовки образовательных учреждений к приему таких детей. Считаю, нам нужна единая городская база, чтобы всем было проще.

Вторая проблема - ограниченная возможность школ по созданию доступной среды. В данный момент в одном из классов нашей школы обучается девочка с диагнозом ДЦП. В начальной школе она будет иметь возможность передвигаться по школе в индивидуальной коляске. Посещение туалета, актового зала на третьем этаже уже для нее сопряжено с трудностями. Отсутствие лифта, расширенных дверных проемов, посещение туалета - и проблем станет еще больше, когда ребенок будет учиться в старшей школе и придется переходить из кабинета в кабинет. У нас еще 4 ребенка с ограничениями по здоровью, но они обучаются на дому.
Еще одна сложность инклюзивного образования в большой школе связана с тем, что рекомендовано обучение только в одну смену при пятидневной неделе.

Третья проблема - нерациональное использование средств, выделяемых на инклюзивное образование. Любое реформирование, перестройка требуют больших материальных вливаний, которые не всегда имеются в нужном количестве. Оборудовать каждую школу для ребенка с ограничениями здоровья с любым диагнозом не совсем рационально. Несколько лет назад были определены школы, которые оснащены для детей с различными заболеваниями. Однако родители не всегда желают возить ребенка из одного района в другой. Например, в нашей школе разместили оборудование для детей с нарушениями слуха, но ни одного ребенка с таким диагнозом у нас не было! Поэтому стоит еще раз проанализировать вопрос об использовании такого оборудования в школах.

Четвертая проблема - институт тьюторства. (Тьютор - педагог-наставник, опекун, специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для подопечных - прим. «ВС».) С мая 2008 года такая должность должна быть официально закреплена в учебных образовательных заведениях. Но нормативное оформление тьюторской работы, создание системы оплаты и материального стимулирования на сегодняшний день еще недостаточно проработаны. Остается еще много нерешенных вопросов, и в каждом образовательном учреждении, где появляются тьюторы или иные сотрудники, выполняющие тьюторские функции, практически вырабатываются собственные модели, которые обеспечиваются возможностями образовательного учреждения.

Еще одна проблема - взаимоотношения с родителями по адаптированным программам. Цель ребенка в школе - получить основное общее или среднеобщее образование. С одной стороны, дети с ОВЗ имеют возможность учиться по адаптивной программе, с другой стороны, родители (законные представители) имеют право отказаться от нее, выбирая обучение для ребенка по обычной программе. Хорошо, если ребенок сможет ее освоить, а если нет? Родители, отказываясь от адаптивной программы, создают неблагоприятную психологическую среду для ребенка. Ребенок в силу заболевания не может усваивать программу. Это влечет к созданию конфликтной ситуации в школе, когда родители начинают «выбивать» оценки. Но итоговая аттестация расставляет все по своим местам… Родители не должны бояться адаптивных программ, поскольку человек, окончивший школу по этой программе, имеет возможности для получения дальнейшего образования. Необходимо проводить объяснительную работу с родителями.

151 ученик из Саранска не получил аттестат
Присутствовавшая на совещании первый заместитель министра образования Республики Мордовия Елена Солдатова отметила высокую активность саранских школьников в олимпиадном движении. Однако указала и на несколько негативных моментов.

- 151 ученик городского округа Саранск не получил аттестат за курс основной школы. Это большая цифра! - заявила Елена Солдатова.

- Что еще более горько - 3 человека не получили аттестат за курс средней школы. Хотелось бы обратить внимание на качество образования учеников, окончивших школу с медалью. В республике 6 медалистов не преодолели минимального порога по ЕГЭ по выбору, 4 из них - именно из школ городского округа Саранск. Менее 45 баллов за профильную математику получили выпускники трех саранских школ. Прошу обратить на это особое внимание!  

Нельзя забывать о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию или стоит на разных видах учета. Работа с такими детьми и их семьями не должна уходить на последний план, к ней должны подключиться директора и педагоги дополнительного образования. Кстати, через 2 года число детей в возрасте от 5 до 18 лет, занятых в сфере дополнительного образования, должно быть не менее 70%. Такая задача поставлена на федеральном уровне!

«Надо ужесточать требования к знаниям школьников!»
Мэр Саранска Петр Тултаев регулярно посещает дискуссионные площадки руководителей образовательных организаций. В этот раз градоначальнику особенно понравилась манера подачи материала - были не сухие доклады, получился конструктивный разговор о важном и наболевшем.

- Мы сегодня говорим о школе равных возможностей, - начал выступление Глава Саранска. - Безусловно, это хорошо, дети должны стремиться к знаниям, а мы должны всем создать равные для этого условия. Но давайте честно признаемся, у всех ли есть равные способности? Может, надо дать возможность ребенку проявить себя в рабочей профессии? Как-то изначально на это сориентировать? Мы ставим перед собой высокие задачи, оцениваем школу процентом поступивших в вуз. Но это не значит, что ребенок, который пошел в техникум, не должен иметь крепкие знания. Дети должны осознавать, что рабочая профессия тоже звучит гордо.

Мы нередко забываем о хорошем прошлом. Многие из нас учились в советское время. Мне 57 лет, учился в сельской школе. По русскому языку учительница делила нас на 2 группы по 14 человек. Одна группа была сильнее, и мы не мешали друг другу, и атмосфера на уроках была творческая. Мы выпустились. Ученики из сильной группы все получили образование, вторые тоже состоялись, но в рабочей профессии. И это очень важно!

Хочу сказать про самоуправление в школе. По-моему, оно необходимо в современных условиях. Если в школах самоуправление проходит не формально, в молодом человеке воспитывается внутренняя культура, способность мыслить, высказывать свои идеи, даже если они не совпадают с мнением большинства. Мыслить нестандартно - это очень хорошо. Нам не хватает не просто специалистов инициативных, хороших, нам не хватает людей, мыслящих нестандартно, не боящихся выразить свою точку зрения, отличающуюся от мнения других. Ведь очень часто именно в спорах рождается истина.

И еще. Мне приходилось слышать от директора школы такую фразу: «У нас обычная саранская школа». В Саранске нет обычных школ, у вас учатся дети учителей, врачей, инженеров… У вас работают педагоги высокого уровня. И родители рассчитывают, что дети получат хорошие знания. Поэтому не надо снижать планку!

Что касается медалистов, я полагаю, что медаль обязательно должна обозначать крепкие знания, золотые. Считаю, что сейчас стало слишком много медалистов. Может, ошибаюсь, но мне кажется, нужно ужесточать требования к знаниям. Медаль должна быть медалью, чтобы не травмировать ни ребенка, ни родителей!

Все мы хотим, чтобы наши дети получили хорошие знания, состоялись как люди, и мы рассчитываем в этом на школу, ведь школа - это территория знаний.

Людмила АНЮТИНА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости