«Агропромышленный комплекс – флагман экономики Мордовии»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой водителей, раскритиковали реформу, предложенную МВД
Российские автошколы в массовом порядке выступили против реформы обучения водителей, предложенной МВД. В апреле этого года Госавтоинспекция выступила с предложением об объединении двух частей практического экзамена в одну. Если инициатива получит поддержку, то сдавать автодром и город кандидатам в водители придется в комплексе. Образовательные учреждения считают, что новые правила сдачи экзамена на водительское удостоверение станут причиной роста аварийности на дорогах, тотального аннулирования результатов и коррупции. Сами же автошколы при новых правилах понесут серьезные материальные убытки. Аргументы сторон изучил корреспондент «ВС».
Автомобильный ЕГЭ
Пожалуй, ни один институт в нашей стране не реформировался в последнее время так часто и продолжительно, как система подготовки российских водителей. Масштабные преобразования в этой сфере начались еще в 2013 году, когда было отменено самостоятельное обучение вождению. Позже была внедрена система видеоконтроля при сдаче экзамена на специализированной площадке, а спустя еще некоторое время вместо трех упражнений на автодроме было введено пять. Инициатором всех этих нововведений выступала Госавтоинспекция. И хоть вокруг каждого из новшеств было сломано немало копий, время подтвердило правильность этих решений. Статистика последних лет показывает, что количество дорожно-транспортных происшествий с участием начинающих водителей существенно снизилось. Эксперты отмечают рост качества подготовки в автошколах. Казалось бы, от добра добра не ищут, но ГИБДД вознамерилась в очередной раз изменить правила игры. В апреле этого года на суд общественности было вынесено предложение об объединении двух частей экзамена на водительские права. Сейчас, напомним, претендент сдает итоговое испытание в три этапа: теоретическая часть на знание правил дорожного движения и других норм, навыки вождения на автодроме и управление автомобилем в городских условиях. Именно два последних пункта ГИБДД предлагает изменить, объединив вождение на автодроме и в городе в одно целое. Проще говоря, в Госавтоинспекции придумали нечто вроде автомобильного ЕГЭ.
Если инициатива пройдет, то кандидату в водители придется демонстрировать навыки вождения в комплексе, но уже в условиях города. В МВД считают, что такая мера позволит более объективно оценивать уровень подготовки кандидата на получение водительских прав. В качестве еще одного плюса предлагаемого новшества называется снижение затрат рабочего времени сотрудников экзаменационных подразделений ГИБДД. Словом, предлагается одним патроном убивать сразу двух вальдшнепов. В поддержку своей позиции министерство внутренних дел приводит опыт западных стран, в которых экзамен на получение водительского удостоверения сдается исключительно в городских условиях.
Однако ограничиваться одним только объединением площадки и города в ГИБДД не собираются. В представленном на обсуждение общественности проекте постановления Правительства значится отмена запрета на обучение на автомагистралях. Этот же документ уточняет возраст, по достижении которого человек может поступить на учебу в автошколу. К примеру, учиться водить легкий мотоцикл, относящийся к категории А1, можно будет с пятнадцати лет, легковой автомобиль - с шестнадцати, мотоцикл, относящийся к категории А, - с семнадцати лет, и наконец, автобус - с двадцати лет. Сейчас, напомним, в правилах дорожного движения записан общий возраст для всех категорий. По действующим сегодня нормам, учиться управлять любым транспортным средством можно с шестнадцати лет. Но водительское удостоверение кандидату, успешно сдавшему все испытания, выдается только по достижении совершеннолетия.
За чей счет банкет?
Эксперты давно подметили одну деталь. Каждое из предложенных ГИБДД нововведений проходило без особых затрат со стороны государства. Оплачивали реформы в основном автошколы и рядовые водители. Надо ли говорить, что очередную законодательную инициативу автомобильного ведомства в российских автошколах встретили без особого энтузиазма. На минувшей неделе в связи с истечением срока общественного обсуждения проекта были опубликованы некоторые ответы образовательных учреждений на предложение ГИБДД. Из них следует, что реформа, в первую очередь, ударит именно по автошколам. А ведь они и так уже понесли серьезные убытки. Напомним, в 2016 году в силу вступило правило о минимальном размере учебной площадки. По новым требованиям она не должна быть меньше 0,24 га. В результате автошколам по всей стране пришлось вкладывать колоссальные средства в создание новой материально-технической базы. ДОСААФ, к примеру, обращает внимание на то, что только одна автошкола в Кемеровской области потратила на свой автодром шесть с половиной миллионов рублей. И это только одна автошкола! Если предложение об объединении двух частей сдачи экзамена пройдет, предыдущие затраты вылетят в трубу, а учебным заведениям вновь придется вкладывать немалые средства в обновление материально-технической базы. Надо ли говорить, что эти деньги автошколы постараются отбить. За счет чего? Разумеется, за счет увеличения стоимости на свои услуги. В итоге обучение на водительские права в нашей стране может серьезно подорожать. А оно и так уже стоит недешево. А если прибавить к этому увеличение госпошлины за получение водительского удостоверения, ситуация кажется совсем уж печальной.
Сдать экзамен станет сложнее
Однако серьезные материальные затраты, которые в перспективе придется понести автошколам, - лишь вершина айсберга. В конце концов, бизнес найдет ресурсы для возврата средств. Но что делать рядовым жителям нашей страны, которые хотят получить водительские права? К примеру, Межрегиональная ассоциация автошкол в своем ответе обращает внимание на то, что изменения, предлагаемые ГИБДД, вообще не обоснованы с научной точки зрения. Наиболее спорной нормой в ассоциации называют возможность аннулирования результатов экзамена в результате допущенных учеником нарушений. Но если экзамен, к примеру, сдается в городских условиях в зимнее время, а коммунальщики не успели расчистить улицу, то часть упражнений, например разворот, будет вообще невозможно выполнить. Однако с юридической точки зрения это будет являться нарушением. Как следствие - результаты кандидата могут быть аннулированы. И такая практика может стать массовой. Ведь при сдаче экзамена на автодроме маршрут, по которому следует кандидат в водители, обозначен разметкой, фишками и конусами. Оценка навыков вождения в данном случае объективна: проехал ровно по маршруту - сдал, сбил фишку - незачет. В городе же это правило размывается. И оценка целиком зависит от объективности или настроения инспектора.
Еще одно опасение автошкол связано с ростом аварийности при введении новых правил сдачи экзамена. Сейчас, как известно, кандидат не допускается до городского этапа до тех пор, пока не сдаст вождение на автодроме. В случае объединения двух частей плохо владеющий навыками управления кандидат может запросто спровоцировать аварию. А сколько таких кандидатов будут сдавать экзамены по новым правилам?! Особое беспокойство со стороны российских автошкол связано с теми кандидатами, которые будут сдавать экзамены на грузовиках и автобусах. В случае аварии с их участием последствия могут оказаться очень печальными. Однако в ГИБДД не склонны драматизировать ситуацию. Опасения образовательных учреждений в ведомстве хоть и обещают изучить, но в то же время отмечают, что все проблемы решаются просто: ГИБДД предлагает полностью фиксировать процесс сдачи экзамена на видеокамеру. Причем касается это не только практической, но и теоретической части. Но специалисты уже говорят о том, что сделать это будет весьма проблематично. Да и затраты на оборудование учебных автомобилей специальной аппаратурой могут оказаться весьма существенными.
Коррупция снова вырастет
Есть и еще один момент, на который обращают внимание автошколы по всей стране. Усложнение правил сдачи экзамена на получение водительского удостоверения неизбежно приведет к росту коррупционных проявлений со стороны сотрудников ГИБДД. Собственно, об этом можно было не говорить. В России всегда так: чем жестче запрет, тем больше шансов его обойти, но за деньги. Не в обиду сотрудникам ГИБДД, но их работа всегда вызывала жесткую критику со стороны водителей. Особенно это касалось поборов. И хоть в последнее время благодаря техническому прогрессу откровенной мзды на дорогах стало значительно меньше, сути дела это не меняет. Применительно к усложненной процедуре сдачи экзамена ситуация может выглядеть следующим образом. Инспектор не засчитал кандидату в водители сдачу по надуманным или реальным основаниям. Кандидат, понимая, что шансов законно получить права у него немного, предлагает договориться. Дальше все по старой схеме. Разве что цена может быть выше.
Следует отметить, что опасения автошкол разделяют и автомобильные юристы. В комментариях они отмечают, что практически все последние ужесточения правил сдачи экзаменов приводили не только к снижению аварийности на дорогах, но и к росту коррупционных проявлений.
По данным ГИБДД, на сегодняшний день в России работает более семи тысяч автошкол, объединенных в различные ассоциации. Общности мнений относительно предложенного Госавтоинспекцией проекта об изменении правил сдачи экзамена на получение водительского удостоверения у них нет. Некоторые учебные заведения считают, что инициатива автомобильного ведомства положительно скажется на качестве подготовки водителей. Но большинство автошкол все же выступает против этого предложения. Однако, как отмечают эксперты, дело даже не в этом. Основная проблема заключается в том, что, несмотря на общественные обсуждения грядущего нововведения, аргументы тех, кто выступает против него, в расчет не принимаются. Проще говоря, вопрос об изменении правил сдачи экзамена можно считать делом решенным. Вопрос в данном случае заключается лишь в сроках.
Алексей Константинов
Поделиться в соц. сетях:
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»