«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
Саранский стендапер Денис Дубинкин - с откровенным рассказом о современном юморе, КВНе, уходе из команды «Шифер» и о том, чего в республике не хватает
КВН уже не торт
- Популярность некоторых комиков-стендаперов на Западе сопоставима со звёздами киноиндустрии. В своё время у нас были так же популярны КВНщики. Всё самое креативное, новое придумывалось именно выходцами команд. Но, по моему мнению, в настоящее время клуб катится по наклонной. После знаковых персонажей, которых мы хорошо знаем, нового поколения игроков просто не появилось. В КВНе очень важно передать опыт, растить смену. Я, например, ездил на курсы мастерства к легендарному капитану команды МХТИ Михаилу Марфину, капитану команды «СОК» Дмитрию Колчину.
Колоритных фронтменов не видно. Изначально ведь и Comedy Club был абсолютно другим. Они там так чудили! А сейчас он причесанный такой, правильный. Но иногда всё-таки важное проскальзывает. Гарик Харламов недавно хорошую песню пел. Про то, что: «Вроде все интеллигенты, только всё вокруг в говне». Послушать первые выступления Паши Воли и то, что он делает сейчас, - это как будто два разных человека.
Но это же вообще тенденция современная: деградация. Сколько в интернете люди шлака смотрят! Притом что могут, например, лекции по драматургии послушать. Ума набраться. Вот наш стендап в том числе и про это.
Дело в том, что КВН превратился в средство по отмыву бабла. На рядовых игроках делают деньги. И чтобы съездить на серьезные игры в другой город, дорога, проживание, игровые взносы оплачиваются из собственного кармана. Редко когда это деньги спонсоров. Потому что спонсировать начинающую провинциальную команду желающих мало.
КВН убивает редактура. Приезжает в Саранск молодёжь из районов, начинает играть в КВН, писать шутки, у них горят глаза… Но всё это до первой редактуры сценария. А там сидят люди, которые когда-то что-то выиграли, но сами уже давно не играют. Они уже далеки от живого юмора, в основном свадьбы ведут. И вот эти люди ставят диагноз - «не смешно»! Не объясняя, не мотивируя. Я пишу много шуток для студенческих команд, и сам неоднократно с этим сталкиваюсь, когда «режут» большую часть удачных шуток. То есть у молодых просто выбивают стул из-под ног. Дайте людям шанс, поработайте с командой, по крайней мере покажите как нужно. И состояние республиканского КВНа на сегодняшний день подтверждает эти выводы.
Я играл за рузаевскую команду «Шифер». В то время дела с региональным КВНом обстояли гораздо лучше. В год проходило по пять-шесть игр. Потом команда перестала существовать, капитан Владимир Железнов стал играть за пензенскую команду. С его участием они даже смогли пробиться на первый канал в премьер-лигу. А в Мордовии играть нет стимула. Последнюю игру спонсировал фитнес-клуб. То есть качки у нас спонсируют КВН! Смех да и только.
Когда мы начинали играть в «Шифере», никто не представлял, что такое КВНовская шутка, как её правильно написать, как подать со сцены. По большому счёту этого и сейчас не знает никто. Универсального способа нет.
На «Школе КВН» в Казани, куда ездили три мордовские команды, проводили интересный эксперимент: объединяли в команды незнакомых игроков, давали три дня на подготовку и потом выпускали на сцену. Нужно было понять, у кого какой потенциал, кто будет капитаном, а кто реквизитором. Я на первые роли никогда не лез - мне больше нравится писать шутки, быть автором. В итоге мы более чем из двадцати команд смогли показать неплохой результат и заняли третье место.
Я рад, что смог поиграть в КВН. Это хорошая школа. Она дала мне понятие, как нужно вести себя на сцене. Слухи о моём уходе из команды ходили разные, в том числе и что меня выгнали, что мы поругались с Железновым… Просто как-то раз я пришёл в команду и понял, что меня от игры больше «не прёт». А началось всё ещё раньше. Когда мы в первый раз поехали играть в Поволжскую лигу, с нами встретился редактор этой лиги и посоветовал изменить концепт команды. Как вы помните, мы на сцене изображали гопников. Редактор поделился, что давно хотел видеть в КВН команду охранников. А для меня было важно играть гопника. Я же не охранник и понятия не имею, что это за профессия. Я тогда сказал, если нас «переобуют» в охранников, уйду из команды. Всё-таки отыграли в новом амплуа три игры. И чувствую - не «вывожу».
Вообще интересная история - я, когда начал играть в КВН, учился в училище на электрика. Ну как учился, в КВН играл, мне за это всё ставили. Преподавателям я сказал, что всё равно никогда не буду ни электриком, ни таксистом, ни охранником. Итог - пришёл из армии, работы нет. Родственник предложил поработать электриком. Делать нечего, устроился. Потом купил машину, денег не хватало. Пришлось ещё раз через себя переступить - начал таксовать. Думаю: ну уж охранником я точно не стану! И тут такой финт судьбы, в КВН меня делают охранником. Вот уж точно - не зарекайся. Это как по законам драматургии: пиши то, что главный герой делать не хочет.
После того как я ушёл из КВН, уехал в Москву. Работал там электриком. По телевизору увидел приглашение на кастинг по стендапу на канале ТНТ. Отправил заявку, причём вообще не представляя, что такое стендап. Ночные репетиции перед зеркалом не прошли даром: судьям понравилось, но отбор я не прошёл. Сказали - мало опыта. Но я упрямый, поехал на следующий кастинг за ними в Казань, потом в следующий город. Преследовал их фактически.
Рассказал о своих попытках Максиму Исляйкину. Ему идея стендап-выступлений понравилась, а потом присоединился и мой друг детства Евгений Скоморохов. Кстати, инженер-заводчанин. То есть его образование, как и у меня, далеко от лицедейства. Ну и собрали ещё знакомых, сделали первый стендап-концерт. Ваше издание, кстати, про это историческое событие написало.
Сейчас собрал группу энтузиастов, снял офис, назвал всё это «Студией Федота Стрельца». Снимаем рекламные ролики, разрабатываем креатив. Такой творческий союз. Вообще хочется объединить творческих людей республики, создать что-то наподобие продюсерского центра. И поэтапно продвигать таланты в массы. Потому что сейчас этого очень не хватает.
Раз надев маску комедианта...
- Стендап разительно отличается от КВН. Во-первых, тут ты один, за команду не спрячешься. И тут важна индивидуальность человека. В каждой шутке есть жертва, над которой ты шутишь. В стендапе эта жертва ты сам. Затрагивая ту или иную тему, надо показать своё к ней отношение.
Стендап вообще интеллектуальное занятие, и темы мы затрагиваем важные. Иногда болезненные. То есть ты действительно говоришь о том, что тебя волнует.
В основном я ориентируюсь на западный стендап. Есть такой комик Крис Рок, его последняя программа называется «Бубен». Считаю её одной из самых сильных, что когда-либо показывалось публике в этом жанре. Её слушать можно бесконечно. В ней он тоже говорит о том, что его волнует, а поводом к написанию послужили развод с женой и последующий судебный процесс. Он сравнивает семейную жизнь с участием в рок-группе: сегодня ты можешь быть солистом, а завтра уже играешь на бубне. То есть всё меняется очень быстро. «И если ты играешь на бубне, то делай это хорошо!» - подводит он итог.
В Саранске мы выступаем в формате «открытого микрофона», когда любой может подняться на сцену. Это интересно тем, что зрители в реальном времени видят, как рождается шутка. Ведь часто выступление идёт с совсем «сырым» материалом, и ты прямо в процессе меняешь текст и импровизируешь. Если получается смешно, то это чувство забыть нельзя. Поэтому, раз поднявшись на сцену, уйти возможности уже нет. Как говорил Жан-Батист Мольер, тот, кто один раз надел маску комедианта, снять её уже не сможет.
Я вот обожаю, когда кто-то начинает кричать что-то тебе из зала, к чему ты не можешь заранее подготовиться. Часто случается так, что человек потом сам со сцены «огребает». Удачная импровизация всегда ценится публикой выше.
Психотерапия на сцене
- Самая первая ошибка, с которой сталкиваются начинающие стендаперы, это задаются вопросом: как вызвать смех зала? В любом случае налажаешь. Моё первое выступление было удачным, а потом пару выходов на сцену были полные провалы. Надо не думать о том, как рассмешить зрителей, а говорить о том, что тебя волнует. У всех есть комплексы, которые мы прячем. Вот выступление - это такая возможность от них избавиться. Рассказать о них со сцены и перестать их бояться. Такая психотерапия.
А главное, что надо понимать, - это что комедия в любом случае неожиданность. Надо говорить то, что небанально. А иначе, если тебе не о чем сказать, то чего ты тогда на сцену вылез? Например, первая шутка, которую вспомнил (принадлежит перу Андрея Бебуришвили из Comedy): «Я пришёл в гости, мне сказали, чтобы я чувствовал себя как дома, и… я помыл их деда». Может, не самая удачная шутка, но неожиданная.
Нужно не бояться шутить на грани фола. В стендапе нет границ и запретных тем. Но нужно всегда хорошо представлять то, о чем ты говоришь. Неискренность из зала видна отлично. Чтобы тебе верили, не нужно врать. Вот шутка из моего последнего выступления: «Две мои подруги после секса со мной стали лесбиянками». Примерно так и шутим.
Я, вообще, отношусь к числу людей, которым в чём-то проще признаться публике, чем самому себе. И когда ты со сцены смеёшься над своими недостатками и комплексами, ты тем самым обезоруживаешь их. Они становятся неопасны для тебя.
Мы не гонимся за актуальностью. Предположим, на следующей неделе будут игры КВН. Каждая вторая шутка будет про чемпионат мира, про волонтёров или иностранцев в Саранске. А в стендап-выступлениях вы ни о чём таком не услышите. Потому что это попсово и всех уже достало.
Дар рассказчика есть у каждого
- Самые популярные комики на Западе всегда поднимают остросоциальные темы, критикуют власть. На русских юмористических каналах вы такого не услышите. А в интернете столько шлака, что всё-таки нужен хороший канал, который бы показывал только лучшее.
И мы над этим работаем - есть проект «Шумбратстендап», который объединяет саранских комиков, и у нас есть выходы на коллег из других городов. Будем объединяться и продвигать стендап по-русски в интернет-пространстве. Такое независимое телевидение. Потребность в нём действительно есть. Потому что после каждого события мы хотим посмотреть, как его обшутят. То, что раньше было в КВН.
Другая сторона жанра - на стендапе можно зарабатывать. Многие приходят в стендап, чтобы повысить свой ценник за проведение праздников. Всё-таки народ на выступления ходит. Сейчас я работаю над сольным концертом. Набираю материал, проходит его обкатка на зрителе. Планирую потом поездить с этой программой по городам.
Но всё-таки, если КВН в принципе собирает РДК, на наши выступления приходят человек двести. Дело в том, что за студенческим КВНом за каждой командой ещё есть группа, факультет, система распространения билетов. И всё-таки у нас пока не шоу, а «открытый микрофон» в формате небольшого ресторанчика. Но есть намерение попробовать собрать кинотеатр «Россия», это будет уже совершенно другой уровень юмора.
Я был бы рад, если бы в стендапе участвовало как можно больше людей. Это даст необходимую конкуренцию и мотивацию. Пока основной состав «Шумбратстендап» - это я, Денис Дубинкин, Евгений Скоморохов и Максим Исляйкин. Втроём пытаемся двигать юмор в нашем регионе. Обидно, что Саранск вообще мало представлен в индустрии развлечений и шоу-бизнесе, по телевизору. Это надо менять! Как говорил Ганди: «Хочешь перемен, сам стань этой переменой». А дар рассказчика есть у каждого. Поэтому призываю всех приходить на наши концерты не только как зритель, но и как участник. Направим, поможем, смотивируем.
Топ самых интересных стендаперов, по версии Дениса Дубинкина
Рассел Брэнд
Джо Роган
Билл Бёр
Крис Рок
Дейв Шопел
Эдди Изард
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности