Еще дороже?! | Еженедельник "Вечерний Саранск"

Еще дороже?!

Социум

Начало минувшей недели ознаменовалось очередной ужасной новостью для российских автомобилистов. Центральный Банк РФ планирует изменить базовые тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним. Объявить об изменениях финансовый регулятор планирует в последний день лета. Эксперты автомобильного рынка уже предсказывают, что для отдельных категорий автолюбителей стоимость полиса ОСАГО может увеличиться сразу в несколько раз. Страховщики в свою очередь утверждают, что будут и те, для кого стоимость страховых документов снизится. К чему может привести очередное изменение тарифов - пытался понять корреспондент «ВС».
 

По просьбам страхующих
О грядущих изменениях стоимости страховых документов в начале минувшей недели сообщил целый ряд федеральных СМИ. Согласно этим сообщениям, в недрах финансового регулятора уже разработан некий документ, предусматривающий прекращение с 31 августа этого года действующих сегодня тарифов ОСАГО и коэффициентов по ним. Предполагается, что вместо них начнут действовать новые тарифы. Правда, в проекте того документа, который попал в распоряжение СМИ, не определены суммы минимальных и максимальных ставок полисов ОСАГО. Кроме того, в нем не указаны территориальные коэффициенты и коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя. Эти показатели Центробанк должен утвердить в ближайшие три месяца. При этом отмечается, что действующие сегодня коэффициенты мощности двигателя, а также бонус-малус, который предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за частое попадание в аварии, ЦБ предлагает оставить на прежнем уровне.
На сегодняшний день окончательный расчет стоимости полиса ОСАГО производится исходя из базовых ставок 3432-4118. Это минимальная и максимальная величины. Разумеется, при покупке полиса учитываются региональный коэффициент, мощность двигателя автомобиля, возраст и стаж водителя, а также коэффициент бонус-малус. В совокупности все эти показатели и дают цену, которую автовладелец платит в офисе страховой компании. Не считая, конечно, дополнительных услуг, которые обязательно навяжут страховщики. А в том, что навяжут, сомневаться не приходится. Практика показывает, что никакие штрафные санкции, вводимые государством, представителей страховых компаний не пугают. Да и те, кто должен следить за поведением страховых компаний, мягко говоря, в этом вопросе явно не дорабатывают. При этом представители страховых компаний регулярно жалуются на то, что их бизнес является убыточным, и регулярно настаивают на повышении тарифов. Парадокс, но их жалобы производят на законодателей куда большее воздействие, чем аргументы представителей водительской общественности, жалующейся на то, что страховые компании крайне недобросовестно исполняют свои обязанности. Речь, в первую очередь, идет о расчете компенсации при попадании в аварии, об организации ремонта транспортного средства и несоответствии стоимости запчастей по каталогам страховщиков реальным ценам на рынке. Практика показывает, что законодательство, регулирующее отношения водителей и страховых компаний, всегда меняется в пользу последних. В этой связи многие эксперты склонны полагать, что и грядущее изменение тарифов ОСАГО стало следствием давления со стороны страховых компаний. Во всяком случае других мало-мальски вразумительных аргументов в пользу изменения тарифов не просматривается. Российские водители и так уже волком воют после последних законодательных инициатив, но их возгласы пока мало кого интересуют.

Кому на сколько?  
Впрочем, на первый взгляд, ничего особенного в изменении действующих тарифов ОСАГО нет. Согласно действующему законодательству, финансовый регулятор имеет право менять их не чаще одного раза в год. До сегодняшнего дня Центробанк РФ пользовался этим правом дважды. В последний раз тарифы ОСАГО менялись в апреле 2015 года. Однако, если принять во внимание тот факт, что сразу после изменения Центробанком тарифов ОСАГО возрастала и стоимость страховых документов, сомневаться в том, что так будет и на этот раз, увы, не приходится. К примеру, после изменения тарифов в 2015 году стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности увеличилась сразу на сорок процентов. Нечто подобное эксперты прогнозируют и в этом году. И стоит признать, что для таких прогнозов есть немало оснований. К примеру, президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс уже заявил, что после изменения тарифов стоимость полиса ОСАГО для убыточных клиентов может увеличиться сразу на пятьдесят процентов. Отметим, что убыточными представители страховых компаний называют тех клиентов, кто часто попадает в аварии. О необходимости введения политики кнута и пряника для дисциплинированных автолюбителей и лихачей страховщики говорят уже несколько лет. Однако реализовать эту идею на практике пока так и не получилось. Страховые компании, однако, не отчаиваются. Всякий раз, когда речь заходит о повышении стоимости страховых документов, они возвращаются к этой теме. Все тот же Игорь Юргенс заявил, что после очередного изменения тарифов стоимость страховых документов для неубыточных клиентов может снизиться все на те же пятьдесят процентов. Верится в это, честно говоря, с трудом. Хотя бы потому, что с учетом перерасчета, который произойдет после изменения тарифных ставок, реального снижения стоимости полиса ОСАГО не почувствуют даже самые аккуратные водители. Что уж говорить о тех, для кого визит в страховую компанию является таким же обычным делом, как заправка машины! Однако, по прогнозам экспертов, даже в общей водительской массе найдутся категории автолюбителей, которые после изменения тарифов Центробанком пострадают больше других.
Первыми удар по своему карману почувствуют те, кто впервые будет страховать автомобиль после 31 августа этого года. К новичкам за рулем страховые компании всегда относились с настороженностью, относя их к так называемой группе риска. По отношению к ним применяются максимальная величина тарифной ставки и приличный повышающий коэффициент. Изменение тарифов, по прогнозам экспертов, неизбежно приведет к тому, что первый для человека полис ОСАГО станет одним из самых дорогих документов в его жизни. Тот факт, что согласно статистике ГИБДД РФ количество аварий с участием водителей со стажем вождения менее трех лет ежегодно снижается, при расчете стоимости полиса ОСАГО во внимание не принимается.
Второй категорией водителей, которые могут пострадать после изменения тарифов ОСАГО, вероятнее всего, станут те, кто часто нарушает правила дорожного движения. О необходимости введения для них повышающего коэффициента страховщики говорят уже давно. Вероятность того, что их просьбы будут услышаны, эксперты оценивают как очень высокую. При этом речь идет не о тех водителях, которые часто попадают в аварии, а именно о тех, кого регулярно штрафуют за грубые нарушения ПДД. К таковым, напомним, относятся проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Казалось бы, при чем тут страховые компании, если человек не был участником ДТП? Ну оштрафовали его, и хватит. Однако, по мнению страховых компаний, принцип двойного наказания в данном случае уместен как никогда. Мало того что ты заплатил штраф, так и страховка для тебя должна стать дороже. Маскируется все это, как обычно, борьбой за безопасность на дорогах.

Будут ездить без ОСАГО   
Примечательно, но автомобильные эксперты уже просчитали возможные последствия от изменения тарифов ОСАГО не только для водителей, но и для самих страховщиков. И выходит, что не все у них зефир в шоколаде. Даже при нынешних тарифах сами же страховые компании утверждали, что по дорогам страны ездит порядка трех миллионов водителей с поддельными полисами ОСАГО или вовсе без таковых. Только в прошлом году количество водителей, не имеющих полиса ОСАГО, увеличилось сразу на сорок процентов. При этом специалисты склонны полагать, что в реальности таких водителей гораздо больше. Ведь статистика фиксирует только случаи документально наложенных штрафов. А ведь не все попадаются. При этом подавляющее большинство оштрафованных говорят, что не приобрели полиса ОСАГО из-за его высокой стоимости. Что же будет, когда цена страховых документов увеличится еще на пятьдесят процентов? Не нужно быть Нострадамусом, чтобы спрогнозировать резкое увеличение числа водителей, которые не захотят приобретать полис или купивших поддельные страховые документы. Не без этого количество «бесполисных» водителей постоянно растет в течение последних лет. Причем очень существенно. Страдают от этого как добросовестные автовладельцы, так и сами страховщики, которым приходится компенсировать ущерб в случае ДТП, а потом взыскивать выплаченную сумму с виновника. Проблема только в том, что с человека, не нашедшего денег на покупку полиса ОСАГО, вряд ли получится взыскать ущерб. Судебные приставы нередко выносят отказ в компенсации ввиду отсутствия у должника какого-либо имущества. Получается, что страховые компании, лоббируя изменение тарифов ОСАГО, пилят сук, на котором сами же и сидят. Однако признавать этот факт в Российском союзе автостраховщиков не торопятся. Напротив, решать проблему там предлагают серьезным увеличением штрафов за езду без страховых документов. Автомобильные же эксперты полагают, что в стране грядет кризис доверия ко всей системе ОСАГО, который вполне может привести к повальному отказу водителей от полисов. Решение проблемы в данном случае только одно: снижение стоимости ОСАГО. Но страховщики скорее пустят себе пулю в лоб, чем добровольно откажутся от повышения тарифов.
Водительская общественность и автомобильные юристы уже не раз говорили о том, что ситуация на отечественном рынке автострахования стала критической. По прогнозам уже в ближайшие пару лет количество водителей, отказавшихся от приобретения полиса ОСАГО, может достигнуть десяти миллионов человек. По достижении этого показателя спасти ситуацию не сможет уже ничто.

Алексей Константинов

 

                       

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости

В «Лабиринте минотавра»

В мае 2016 года сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков получили оперативную информацию о преступном сообществе, которое...

Деньги на Забиваке

Не успели стихнуть последние аккорды мундиаля, а бизнес уже начал подводить финансовые итоги, определяя, сколько денег оставили в России...