«заМОРДОВанные победами»

Социум

«Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое», - писал еще в начале 19 века известный баснописец Иван Андреевич Крылов. Продолжим эту мысль и скажем, что быть победителем и призером международных олимпиад по физике и химии - это еще и очень почетно. В Республиканском лицее для одаренных детей в понедельник чествовали своих героев, учеников 11 класса Тимура Маннанова и Никиту Романова. В этот день им рукоплескал весь лицей, ведь они привезли медали с мировых первенств. Тимур Маннанов вернулся с мировой Менделеевской олимпиады с золотой медалью, а Никита Романов завоевал серебряную медаль на Азиатской олимпиаде по физике.
В присутствии учеников школы победители в первую очередь поблагодарили учителей, готовивших их к международным соревнованиям.

Славные традиции лицея
- Уже становится хорошей традицией, когда мы в мае собираем торжественную линейку, чтобы чествовать призеров, - начал выступление перед учащимися научный руководитель Республиканского лицея для одаренных детей Дмитрий Подлесный. - Что касается Менделеевской олимпиады, это уже четвертая медаль в нашем активе, до этого у нас были золотая, серебряная и бронзовая. Подчеркну, что Менделеевская олимпиада считается самой сложной для химиков, даже сложнее, чем последующая за ней мировая. Что касается Азиатской олимпиады, то и здесь медаль для нас не первая, а шестая! До этого было 4 «золота» и одно «серебро». Надеюсь, что наши славные традиции будут продолжены, и те, кто стоят сегодня в этой шеренге, учащиеся 7-10 классов, имеют шанс отличиться и дать нам повод для такого же торжественного мероприятия. Олимпийская карьера для наших одиннадцатиклассников не завершена, впереди национальные сборы, отбор в национальную команду по химии. Правда, в команду войдут только 4 человека. Никита Романов также имеет хорошие шансы попасть в национальную команду по физике.

Впечатления от олимпиады
Олимпиада по физике проходила в далеком вьетнамском городе Ханой. Первые вопросы журналисты на пресс-конференции адресовали Никите Романову, участнику Азиатской олимпиады.
- Чем запомнился Вьетнам?
- Там своя атмосфера. Это, конечно, не европейская страна, здесь довольно бедные улицы, много мопедов. Насколько я знаю, утром количество мопедов на улицах достигает 5 миллионов! И в Ханое было очень жарко, однако все находились в равных условиях.
- Расскажите про саму Олимпиаду.
- Для меня самым сложным был теоретический тур. Судя по баллам, задачи были самые сложные за все время олимпиад. Теоретический тур проходил в этот раз довольно забавно. Организаторы постоянно нас собирали в шеренги, в 26 линий. Каждый раз минут 10 мы стояли на жаре, а потом нас заводили этими шеренгами по очереди. Нас заводили в зал, в котором было 200 кабинок, для каждого участника - своя. Для того чтобы выйти в туалет или попросить воды, необходимо было взять флажок, вытянуть руку из кабинки и ждать, пока кто-нибудь к тебе подойдет. Однажды человек, который должен был следить за всем этим, на одном ряду просто заснул… Ну а в целом все работали хорошо. Задания традиционно на английском языке, поэтому для участников их переводят лидеры.
- Лидер - это руководитель команды, - поясняет Дмитрий Подлесный. - Лидеры и участники олимпиад, хоть и являются одной командой, живут в разных отелях, у них отсутствует какая-либо связь - запрещено правилами. Это связано с тем, что примерно за сутки до олимпиады руководители команд знакомятся с конкурсными заданиями на английском языке и переводят их на язык своей страны. Дети в итоге получают задание на двух языках - на английском и русском. Бывает, что перевод не точный, но порой и дети настолько хорошо знают английский, что им проще читать задание с оригинала.
А вообще Азиатская олимпиада считается самой сложной. Мировая олимпиада будет проходить в Португалии, и там количество участников будет меньше, в первую очередь из-за того, что в командах будет не по 8 человек, а по 5. Будет меньше и участников из Азии, а именно они сейчас на лидирующих позициях. Поэтому серебряная медаль Никиты дорогого стоит.
- В Менделеевской олимпиаде принимают участие не так много стран - всего 22, но все равно это очень интересно, - продолжает тему Тимур Маннанов. - Мы общались с делегациями Венгрии, Румынии, Саудовской Аравии, других стран. Было очень познавательно провести вместе время, поделиться опытом, узнать, как у них проходят химические олимпиады. Например, в большинстве стран-участников в национальных олимпиадах отсутствует второй тур, в котором нужно выбрать задачи из разных разделов. В национальной олимпиадной системе Израиля задачи больше похожи на школьные, они очень короткие и не делятся на пункты. Всероссийская олимпиада по химии готовит нас к Менделеевской, и это плюс. Наша система подготовки к олимпиаде по химии одна из лучших. Сама Менделеевская олимпиада - это некий марафон, задания нужно решать очень быстро. Обычно на решение всех вопросов просто не хватает времени. В этот раз все удалось, конечно, очень помогла подготовка с преподавателями.

О педагогах
- Вопрос к педагогам. Каждый год готовить победителей и призеров мировых олимпиад очень сложно. Как удается держать марку?
- Побеждать - очень приятно, приятно и работать с такими детьми, - говорит научный руководитель Республиканского лицея для одаренных детей Дмитрий Подлесный. - Но работа требует от педагога невероятных затрат, приходится работать на грани возможного. Работа не заканчивается аудиторными часами, а требует очень серьезной подготовки. Фактически это для нас не работа, а образ жизни. Физики, химики, биологи и астрономы, то есть все наше научно-естественное направление, этим живут, не переводя каждый шаг в рубль или часы. Каждый сам для себя ставит задачу и к ней идет. Так делают все наши педагоги. И результаты не заставляют себя долго ждать. 5 лет наш лицей входит в число лучших учебных заведений страны, а три последних года мы и вовсе занимаем в этом рейтинге вторую строчку, уступая только Президентскому лицею. К сожалению, мировые достижения учеников пока не принимаются во внимание при составлении рейтинга, это связано с тем, что не по всем предметам проводятся мировые олимпиады.
Добавлю, что работа педагога требует большой самоотдачи, успех возможен, когда учитель и ученик работают командой. На победу ученика работают и администрация школы, и воспитатели. Очень важно и понимание родителей. Если бы родители не увидели в своих детях способностей, они бы не оказались в наших стенах.
- Кстати, как вы узнали про наш лицей? - спрашиваем юных гениев.
- Всероссийская олимпиада школьников по химии проходила в прошлом году в Саранске на базе МГУ имени Огарева, и преподаватель устроил нам экскурсию по лицею для одаренных детей. Мне здесь очень понравилось, и так я оказался в Саранске, - говорит Тимур.
- Когда был на московских сборах, все говорили про Саранский лицей, - рассказывает Никита, - про конкуренцию в нем, ходила даже такая шутка: «В Мордовии интеграл учатся брать в восьмом классе, а производную умели брать всегда». Решил приехать и посмотреть, что это за лицей. В итоге остался здесь.
- А я хочу рассказать другую шутку, - добавляет Дмитрий Подлесный. - В России появилось выражение «заМОРДОВанные дети» - так говорят о детях, которые приехали из разных регионов нашей страны учиться в Мордовию. Что касается Тимура и Никиты, то до поступления в наш лицей у них не было таких громких побед.

О планах на будущее
- Вы оканчиваете 11-й класс, где хотите учиться дальше? С какой профессией связываете свое будущее?
- Учиться планирую в России, хочу поступить в Московский физико-технический институт, - отвечает Никита Романов. - Кем хочу стать - пока сложный вопрос. Прежде чем выбрать, надо все попробовать, и вуз предоставляет такую возможность. Не все сферы физики мною изучены, и поэтому, если я стану выбирать сейчас, могу промахнуться. Точно знаю одно - свое будущее связываю с физикой.
- Моя жизнь точно будет связана с химией, но, скорее всего, не с фундаментальной наукой, а с химической технологией, промышленностью, - говорит Тимур Маннанов. - Хочу связать свою жизнь с тем, что будет полезно людям, обществу прямо сейчас. Скорее всего это будут газохимические технологии. Поступать планирую в Уфимский нефтяной технический университет, в дальнейшем хочу остаться в регионе работать.
- Наша задача, чтобы выпускники лицея оставались в России, в Мордовии, - продолжает тему Дмитрий Подлесный. - С Тимуром ситуация понятная, нефтегазовой промышленности в республике нет. Надеюсь, Никита не будет терять связь с родным лицеем, возьмет пример с Ивана Утешева и будет в дальнейшем работать с нашими ребятами, делиться опытом. Такие молодые люди могут многому научить, у них много энтузиазма, больше знаний, они на собственной шкуре прошли все испытания, им есть что сказать.
На данный момент наш лицей собирает умы со всей России, та же Башкирия в этом году «просела» на олимпиадах, поскольку их лучшие ученики приехали учиться к нам. Сейчас эти дети приносят рейтинговые баллы Мордовии. Чтобы они оставались в республике, должен заработать институт наставничества. Министерство промышленности, науки и новых технологий, Технопарк должны брать наших выпускников в свои заботливые руки и вести их дальше по жизни. Наша задача - найти хороших детей, обучить, довести до мирового уровня, а дальше должны их брать под крыло другие. Институт наставничества пока не работает, он делает только первые шаги, но нужно идти более быстрыми темпами, соизмеримыми с теми, с какими идет наш лицей.

Людмила АНЮТИНА

 

                       

 

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости