Константин Хабенский: «День Победы - это светлый, но очень тяжелый праздник»

Социум

Известный актер стал кинорежиссером, чтобы снять фильм «Собибор» - о героях, которых не смогли сломить ни война, ни фашистский концлагерь

Историческая справка
В лагере смерти «Собибор», который был создан фашистами на юго-востоке Польши, 14 октября 1943 года вспыхнуло восстание. 300 заключенных смогли прорватьcя на свободу. Из них к концу войны в живых остались около пятидесяти - включая руководителя восстания лейтенанта Александра Печерского.
Вся послевоенная жизнь Печерского была посвящена преследованию нацистских преступников, служивших в лагере, поиску участников восстания и побега, которые к тому времени разъехались по всему свету, сбору и распространению информации о трагедии и подвиге узников «Собибора».
Александр Печерский скончался в 1990 году. В феврале 2016 года указом Президента России он был посмертно награжден орденом Мужества. Герои «Собибора» получили наконец официальное признание: они награждены орденами нескольких государств, их именами названы поезда и улицы, в том числе в российской столице, информация о восстании включена в школьные учебники истории.

Константина Хабенского мы знаем как прекрасного актера. Теперь же он проявил себя в новом амплуа - еще и как кинорежиссер. Фильм «Собибор» стал дебютным. Константин Хабенский изначально присоединился к проекту в качестве исполнителя главной роли - советского офицера Александра Печерского, попавшего в плен, а потом в концлагерь - и возглавившего там восстание. Но продюсеры поняли, что никто не сможет снять этот фильм лучше него, и смогли убедить в этом самого Константина. Поэтому артисту пришлось совмещать фактически две самые важные должности.
Фильм основан на реальных событиях: восстании узников в фашистском лагере смерти «Собибор» (оно произошло осенью 1943 года). Это единственное за всю историю Второй мировой войны успешное восстание заключенных стало возможным благодаря организаторскому таланту и мужеству его руководителя - Александра Печерского. Именно он смог сплотить сотни обреченных на смерть узников из разных стран Европы и повести их за собой - к свободе!
Нам удалось сразу после премьеры расспросить Константина Хабенского (который редко дает интервью) о том, как ему удавалось совмещать работу актера и режиссера. И, конечно же, о его отношении к Великой Отечественной войне и о Дне Победы.

«Чем тяжелее, тем интереснее»
- Константин, каково вам было находиться в двух ипостасях: быть и актером, который играет главную роль, и режиссером, который это снимает?
- Наверное, на этот вопрос лучше всего ответят мои коллеги. Они со стороны наблюдали, как я работал. Я же скажу так: наверное, с некоторых пор наступил такой период в жизни, когда чем тяжелее, тем интереснее.
- Как технически были организованы съемки?
- Очень просто: был человек примерно ростом с меня, одетый в ту же самую форму, у него была рация, и он командовал, когда я был в кадре. Перед этим мы все тщательно репетировали. Я не говорил: «Начали!», «Мотор!», как это бывает на съемочных площадках, я только говорил: «Стоп!», когда считал, что надо закончить кадр.
- Не было такого момента, когда вам хотелось все бросить?
- Где-то между 22-м и 31-м вариантом монтажной версии фильма я понял, что хочу любой ценой довести его до логического конца - сделать таким, каким я хочу его увидеть.
- Вам понравилось быть режиссером?
- История вхождения в работу в качестве режиссера - это самое сложное. Я действительно не собирался им быть - я себя достаточно комфортно чувствовал в роли актера. Но так сошлись звезды. (Улыбается.) Видимо, те знания, которые я приобрел, общаясь с режиссерами, которые по праву могут именоваться режиссерами, с блестящими операторами, талантливыми художниками, дали мне возможность снять свое кино. Невольный процесс обучения у них, видимо, стал для меня каким-то базовым, некой точкой опоры. И я решился сам войти в эту воду и попробовать свои силы. Это не значит, что я завтра приступаю к съемкам нового своего фильма. Нет. Но максимум чувств, мыслей, понимания, какие сегодня у меня есть, - все это я вложил в «Собибор». И сделать лучше, чем это получилось, я на сегодня не могу.

Деликатная тема
- Вы не боялись в качестве режиссера браться за такую сложную тему? Во-первых, Печерский - это не вымышленный герой, это реальный человек, личность, вошедшая в историю. Это же ставит определенные рамки для творчества, какие-то ограничения. Ну и во-вторых, это рассказ про концлагерь, где грань между жизнью и смертью предельно тонкая...
- Любая тема, которая касается людей, не просто сложная, она очень деликатная. Но мне кажется, что именно на грани жизни и смерти, с возможностью через пять секунд уже не жить - как это и было в «Собиборе» - человек раскрывается максимально как личность. Эта история дает возможность для того, чтобы попытаться, может, местами парадоксально, но показать людей именно такими, какие они есть в своей основе, показать их сердца. Кино на такое тему должно, как минимум, не оставлять человека равнодушным. Это очень важно. И тут нужны предельная искренность и обнаженность чувств и переживаний. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя читать лекции о страданиях людей - надо максимально стараться вовлечь зрительный зал в сопереживание. Чтобы зрители хоть на секунду почувствовали: каково им там, этим героям…
- Вы, как режиссер, как определите: на кого ориентирован этот фильм?
- На людей, которые умеют чувствовать. Не боятся сопереживать. И такого зрителя, скажу я вам, в нашей стране довольно много. Ну и еще я отталкиваюсь от себя: если меня эта история волнует - значит, она может взволновать и других людей.
- Возрастной рейтинг картины 12+. Но некоторые сцены, как мне кажется, предназначены для людей с более устоявшейся психикой…
- Мы сознательно пошли на этот рейтинг, понимая, в какие игры подростки играют и что они видят. Наш фильм - это, наверное, довольно легкий вариант по сравнению с компьютерными играми, которыми пользуются ребята в этом возрасте…

Историческая правда
- Насколько достоверно показаны в фильме какие-то исторические детали?
- Декорации концлагеря, само место, где происходила большая часть съемок, - это все было воспроизведено по тем чертежам, которые сохранились. Но надо иметь в виду, что из-за победоносного восстания лагерь впоследствии по приказу немецкого командования был полностью уничтожен, и архивных данных о нем практически нет. Но нам предоставили в распоряжение воспоминания участников восстания и последующего побега. У нас были хорошие консультанты из Фонда Александра Печерского - люди, досконально знающие эту историю, они разъясняли какие-то трудные моменты. Конечно, не могу сказать, что стал в ходе этих съемок специалистом по истории «Собибора», но думаю, что в тему погрузился вполне основательно. Но тут есть и другая сторона: важно не переборщить с погоней за правдоподобием. Про что-то мы знаем точно, как это было, про что-то - приблизительно, как могло быть. А дальше уже включается наша фантазия, наше творчество, без которого не может быть художественного фильма. Да, мы старались предельно бережно обходиться с исторической правдой, но это, разумеется, не значит, что все реплики в фильме имели строго документальную основу. Печерский, его товарищи и противники не были в точности такими, какими они показаны в фильме, но они могли бы быть такими, исходя из логики их характеров и из логики исторических обстоятельств. Это даже важнее, чем внешнее правдоподобие.

Голливудская звезда
- Начальника концлагеря сыграл Кристофер Ламберт. Он тоже показан еще тем злодеем - не боитесь, что большинство поклонников актера не воспримут его в этой роли?
- Актерам свойственно играть разные роли и ломать стереотипы. Пригласить Кристофера в нашу историю - это была идея продюсера. Это связано не только с тем, что он замечательный актер, но и с европейским прокатом. Нам нужна была величина, которая помогала бы нам с продвижением этого фильма. И я ни на секунду не пожалел, что он вошел в нашу историю.
- Вы с ним до фильма не были знакомы?
-  Нет, с Кристофером я познакомился на съемочной площадке.
- Он согласился сразу на съемки?
- Я так понимаю, что да. А чего бы ему не согласиться? Только дурак откажется от такой работы. Что-то мы придумали, дофантазировали в судьбе человека, которого он играет. Но, как бы мы его ни оправдывали в художественном плане, как бы мы ни придумывали ему трудную судьбу, наш зритель никогда не оправдает его героя. Никогда!
- Как вам работалось вместе с ним на одной площадке?
- Это очень интересное ощущение: когда ты играешь с актером, на фильмах которого выросло несколько поколений, который сыграл свои самые известные роли в то время, когда ты еще ходил в среднюю школу…

С Победой - по всему миру
- У вас есть какие-то прогнозы, как пройдет прокат «Собибора»?
- Давайте не заниматься прогнозами. Это самое последнее дело: сидеть и размышлять на тему того, что вот мы сняли такой-то фильм, и он займет в рейтингах вот такое-то место. Давайте сначала запустим его, давайте послушаем и почитаем, что и как будут про него говорить и писать. А потом будущее покажет: будут ли его вспоминать - либо забудут как страшный сон или что-то неудавшееся. Как сложится его судьба, я не знаю. Но мне кажется, что этот фильм запомнится - хотя бы тем, что это, по-моему, первый фильм в нашем прокате, когда пять процентов с каждого проданного билета будет уходить в благотворительный фонд на помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга. Вот это место он уже занял: он будет спасать жизни!
- В каких странах «Собибор» будет показан?
- Мы сейчас совершим премьерное турне по Европе. Я очень надеюсь, что одинаково неравнодушные реакции будут во всех странах. Многие страны Европы уже купили права на его прокат. Кроме того, я знаю, что показывать у себя его будут Япония, Австралия… Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы мы показали эту историю и за океаном…
- Фильм выходит в канун Дня Победы. Что для вас значит этот праздник?
- День Победы - это светлый, но очень тяжелый праздник. Мы его отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки, а для того, чтобы вспомнить о том, какую страшную цену пришлось за него заплатить. Какую тяжелейшую войну пережил наш народ, сколько горя и страданий она принесла. И какую надо было иметь силу - и в первую очередь силу духа, - чтобы победить такого сильного и жестокого врага и освободить от него покоренную им Европу. Нам всем надо понимать, какую цену пришлось заплатить за эту Победу. Чувствовать все это где-то там, в сердце - и передавать эти чувства и знания нашим детям и внукам, бережно хранить их в памяти народной. Это праздник нашей боли - и одновременно нашей радости и гордости. Как поется в самой любимой нашим народом песне: «Это радость со слезами на глазах - День Победы!».

Валерия Хващевская, фото из архива съемочной группы

 

                       

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости