Поедем по плану!

Социум

На минувшей неделе в прессу попали данные о разработке в нашей стране стратегии безопасности дорожного движения. Документ предполагает достижение нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях уже к 2030 году. В рамках этой стратегии предполагается введение целого набора мер, которые должны кардинально изменить обстановку на российских дорогах. С грядущими нововведениями ознакомился корреспондент «ВС».

Алкозамки и автокресла
Первоначальный вариант документа, представленный на суд общественности, многие автомобильные эксперты уже назвали весьма амбициозным. Одним из пунктов является формирование положительного образа инспекторов ГИБДД. Правда, за счет чего будет происходить это формирование, в документе не указано. Кроме того, предполагается серьезное увеличение числа камер на дорогах, а также обязательное применение в автомобилях так называемых алкозамков. Это устройства, не позволяющие запустить двигатель до тех пор, пока водитель не дыхнет в специальный датчик.
Еще одним нововведением, которое должно повысить защищенность пассажиров в дорожно-транспортных происшествиях, является развитие системы проката автомобильных кресел. Сегодня, к примеру, многие водители пренебрегают установкой этого аксессуара из-за дороговизны. На практике это оборачивается увеличением числа пострадавших в авариях. Причем травмы в данном случае получают дети. Кроме того, планируется создать серьезный барьер для доступа на рынок некачественных автокресел.
Серьезное внимание в представленном документе уделено и развитию улично-дорожной сети. Главным образом за счет увеличения числа перекрестков с круговым движением. По статистике они являются более безопасными, чем классические перекрестки, оборудованные светофорами.

Запрет на гаджеты и временные права
Как и следовало ожидать, в новой стратегии особое внимание уделено учащимся автошкол. Для них предусмотрено введение временных водительских удостоверений. Менять их на постоянные предполагается по прошествии определенного количества времени и при отсутствии грубых нарушений правил дорожного движения. К слову, о необходимости введения этой меры в нашей стране говорят уже довольно давно. Но пока дальше рассуждений в этом вопросе так и не продвинулись. Планируют также серьезно ужесточить экзамены для водителей мотоциклов и автобусов. По оценкам экспертов, именно эти категории водителей нуждаются в особом контроле. Первые - потому что регулярно лихачат на дорогах, вторые - потому что перевозят большое количество людей. Высказываются и более радикальные предложения на этот счет. К примеру, введение обязательного отсева претендентов на права с помощью психофизиологических тестов и тотальных проверок на наркотики при прохождении медкомиссий.
Наконец, еще один важный пункт новой стратегии предполагает полный запрет на пользование любыми гаджетами за рулем. На сегодняшний день в кодексе об административных правонарушениях существует лишь запрет на использование телефонов во время управления транспортным средством. Представители общественных организаций уже неоднократно указывали законодателям на эту несуразицу. Ведь получается, что по букве закона водителю запрещено использовать телефон, но не запрещено, например, пользоваться ноутбуком или планшетом. В этой связи предлагается взять на вооружение опыт некоторых стран, в которых водителям во время управления транспортным средством запрещено пользоваться любыми гаджетами, включая телефоны с hands free. Уже доказано, что даже при использовании таких устройств происходит отвлечение внимания, что нередко приводит к авариям с тяжкими последствиями.
Ну и напоследок немного о хорошем. Представленный вариант новой стратегии безопасности дорожного движения предполагает введение системы бонусов для водителей, не совершающих грубых нарушений правил дорожного движения. В качестве поощрения предлагается предоставление этой категории автолюбителей госуслуг во внеочередном порядке.

Реализуют в два этапа
Следует отметить, что представленный на суд общественности вариант документа далеко не окончательный. В течение ближайших трех месяцев с учетом замечаний общественных организаций в него могут быть внесены необходимые корректировки. Кстати, целый ряд замечаний уже высказан. К примеру, многие эксперты выступили с обращением об исключении из ПДД пункта, обязывающего водителей клеить на заднее стекло автомобиля знак «Ш». К слову, с апреля прошлого года за нарушение этого пункта правил водителей штрафуют на пятьсот рублей. Кроме того, серьезные нарекания со стороны общественных организаций вызывает так называемая презумпция вины, используемая при фиксации нарушений правил дорожного движения с помощью камер. Нередки случаи, когда оштрафованный водитель, имея на руках доказательства своей невиновности, вынужден сам ее доказывать. В качестве примера общественники приводят неоднократные случаи сбоя комплексов видеофиксации. В ГИБДД клятвенно заверяют, что все пожелания общественных организаций при окончательной разработке новой стратегии будут учтены.
Необходимо отметить, что претворять в жизнь новые подходы планируют в два этапа. Оформление самой стратегии должно завершиться летом этого года. Реализация же практических мероприятий начнется в 2021-2024 годах. Кстати, потратить на эти цели в общей сложности планируют несколько миллиардов рублей. Но, как отмечают авторы стратегии, экономить в данном случае было бы неверно.   
Опьянение по анализу крови
Но если новая стратегия безопасности на дорогах только разрабатывается, то одно вполне конкретное изменение, напрямую касающееся водителей, уже случилось. Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в кодекс об административных правонарушениях. Согласно им, отныне установить, трезв был водитель или нет, можно будет только с помощью анализа крови. Здесь нелишне будет напомнить предысторию. До недавнего времени определение степени алкогольного опьянения водителя проводилось при помощи алкотестера. Дунул в трубочку - и все ясно. Для страховки нормы кодекса предусматривали погрешность 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха. Это для того, чтобы к ответственности не привлекались невиновные. Но на практике часто случается, что водитель, попадая в дорожно-транспортное происшествие, терял сознание или погибал. И определить, пьян он был или нет, было просто невозможно. В результате такой человек просто уходил от ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. А за это, напомним, предусмотрены штраф в тридцать тысяч рублей и лишение водительских прав на срок от одного года до трех лет. А за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения предусмотрены штраф в двести тысяч рублей и даже лишение свободы. Как отмечают эксперты, такая ситуация возникла после обнуления алкотестеров. Но вслед за этим последовали сотни судебных разбирательств, когда людей лишали водительских прав за сотые доли алкоголя в выдохе. Погрешность алкотестеров решено было вернуть в законодательные нормы. Проблема только в том, что в инструкции Минздрава они так и не вернулись. В результате нередко возникала путаница при решении вопроса о степени алкогольного опьянения и последующего лишения водительских прав. Для исправления сложившейся ситуации и потребовалось внесение поправок в кодекс об административных правонарушениях.
По словам юристов, определение опьянения по анализу крови будет полезно в первую очередь для самих водителей, а вовсе не для ГИБДД, которая, кстати, выступила инициатором принятия поправок. Недавно, к примеру, был лишен водительских прав человек, у которого алкотестер зафиксировал превышение содержания алкоголя в крови. Водитель не согласился с показаниями прибора и сдал анализ крови. Исследование показало, что алкоголя в крови нет. Но суд все равно лишил его водительских прав, поскольку в законе не было ни слова об определении степени опьянения с помощью анализа крови. Теперь подобные ситуации будут невозможны.
Эксперты, кстати, отмечают, что эти поправки должны были быть внесены в кодекс об административных правонарушениях еще пять лет назад. Но тогда законодатели почему-то от них отмахнулись. Сейчас, конечно, не подсчитать, сколько пьяных водителей ушли от ответственности в результате этого законодательного пробела и какую прибыль недополучил в результате этого бюджет страны. Но речь, как минимум, может идти о тысячах случаев и десятках миллионов рублей. Для справки приведем данные статистики. Так, только в прошлом году на российских дорогах произошло 16265 ДТП с участием нетрезвых водителей. В них погибло 4647 человек, ранения получили 22049 человек.
Но давайте попробуем разобраться, как на практике изменится жизнь автолюбителей с принятием поправок. Автомобильные юристы и медики в один голос предупреждают о том, что выпивать за рулем нельзя, как и раньше. Тот факт, что алкотестеры де-юре объявлены вне закона, вовсе не является разрешением на управление транспортным средством, если от вас несет густым перегаром. Если водитель пьян, это все равно будет установлено. Только в другом порядке. Да и данные будут более объективными. Теперь уж списать свое состояние на ошибку алкотестера не получится. 

 

                       

 

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости