«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В минувший понедельник на 83-м году жизни в результате сердечного приступа скончался народный артист СССР Олег Табаков. Его смерть стала настоящим ударом не только для родных и близких артиста, но и для миллионной армии почитателей его таланта. Табакова в нашей стране действительно любили. По-настоящему. Причем все: и взрослые, и дети. Любили за актерскую харизму и простоту характера, за умение жить и радоваться простым вещам. И, конечно, за его феноменальный актерский талант, который с удивительной точностью мог воспроизвести на экране образ нациста-интеллектуала Вальтера Шеллленберга и всенародно любимого кота Матроскина. О жизни и смерти мастера рассказывает корреспондент «ВС».
А бабушка была против
Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей - Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Раннее детство провёл с родителями и бабушками. Во время Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны родители расстались.
Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в 1950-1953 годах в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников. В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Тугой узел» режиссёра Михаила Швейцера.
Его желание стать артистом в семье поддержали далеко не все. В 2010 году во время своего визита в Саранск Олег Табаков рассказывал, что его бабушка-мордовка была категорически против выбора внука. Но сам он никем, кроме актера, себя не видел.
В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас».
С 1957-го по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех. Из-за большой нагрузки в возрасте 29 лет он перенёс первый инфаркт. Спустя двенадцать лет будет еще один. Врачи не раз советовали ему скорректировать свой напряженный график. Но надо было знать Табакова, для которого театр был смыслом жизни.
В 1968 году по приглашению театра «Чиногерны клуб» Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил звёздный статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса.
В 1970 году после назначения Олега Ефремова художественным руководителем МХАТ Табаков принял решение стать директором театра и способствовал утверждению Галины Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник».
- Ее ведь не хотели утверждать в должности из-за беспартийности и «пятой статьи», - рассказывал спустя много лет на творческом вечере в Саранске Олег Табаков.
«Я тут кота озвучивал…»
В историю советского кинематографа Олег Табаков вошел как один из самых востребованных и популярных актеров. На его счету роли более чем в ста фильмах, каждая из которых стала своего рода шедевром. Коллеги и ученики Табакова объясняли это тем обстоятельством, что Олег Павлович не делил роли на важные и второстепенные. Он мог с легкостью сыграть и голубого воришку Альхена в «Двенадцати стульях», и Людовика XIV в «Трех мушкетерах», и шефа зарубежной разведки СД Вальтера Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны». Кстати, именно роль нациста-интеллектуала принесла ему орден Трудового Красного знамени. Но настоящую всенародную любовь и популярность Олегу Табакову принесла роль кота Матроскина в одном из лучших советских мультфильмов всех времен «Трое из Простоквашино». Собственно, это была даже не роль, а всего лишь озвучка, но на этом голосе выросли несколько поколений советских и российских зрителей. А его поучение о том, как нужно есть бутерброд, в корне изменило подход советских людей к завтраку. Да и шутка про вышивание крестиком до сих пор пользуется популярностью в народе, не говоря уже о том, что после выхода мультфильма всех хозяйственных и бережливых людей в нашей стране начали называть матроскиными. Матроскина любил и сам Олег Табаков.
- Однажды Олег Павлович пришел к нам на занятия и сообщил: «Очень интересная сейчас работа у меня была - кота озвучивал!» - вспоминал впоследствии один из учеников Табакова Алексей Якубов.
О мультфильме «Трое из Простоквашино» прознали даже американцы. И перед выходом в России фильма «Гарфилд» поставили условие, что главного героя - рыжего кота - должен озвучить именно Олег Табаков.
Пример для мужиков
Олег Табаков был примером не только на сцене и экране, но и в обычной жизни. После того как он, прожив тридцать лет в браке с актрисой Людмилой Крыловой, решился на развод, армия его поклонников лишь увеличилась. «Разлюбил - уходи!» - следовать этому простому, казалось бы, принципу отваживается далеко не каждый. Табаков смог. Ушел, потому что снова полюбил. Его новый роман с ученицей Мариной Зудиной одобряли далеко не все. Но Табаков просто не обращал на это никакого внимания. В шестьдесят лет он в третий раз в жизни стал отцом - Марина родила ему сына Павла. А в семьдесят лет у Табакова родилась дочь Маша. Российские мужики после этого события в прямом смысле воспряли духом. Каждый второй разговор о мужской силе теперь неизменно заканчивался фразой: «Вон у Табакова в семьдесят лет дочка родилась!..». Своих детей он любил нежной отцовской любовью, о чем сам не раз рассказывал на творческих вечерах. «Я знаю, что такое процесс деторождения, - я при нем присутствовал, у меня четверо детей, - говорил Олег Павлович. - Я знаю, что ребенок - крохотное существо - без заботы погибнет». Простые и понятные всем слова из его уст звучали как-то по-особенному, с каким-то глубоким тайным смыслом, постичь который удается далеко не каждому. И хоть дети актера от первого брака поначалу восприняли его развод с матерью в штыки, уволившись в знак протеста из театра, со временем и они поняли и простили своего отца.
- На старости лет я снова живу! - отвечая на вопрос о позднем отцовстве, признался Олег Табаков саранской публике.
«Я болен!»
Новость о том, что Олег Табаков в экстренном порядке госпитализирован в одну из московских больниц, разлетелась по стране в ноябре прошлого года. Никто не верил или не хотел верить, что с ним произошло что-то серьезное. К тому же на следующий день после госпитализации появились обнадеживающие новости. Сообщалось даже, что госпитализация носит плановый характер. Но Табаков при этом оставался в реанимации. Собственно, слухи о тяжелой болезни актера появились еще в 2015 году после премьеры спектакля «Юбилей ювелира», в котором Олег Табаков играл роль больного раком старика. По стране тут же расползлась информация, что мастер тяжело болен и в этом спектакле в какой-то мере играет самого себя. Но официального подтверждения эта информация так и не получила. В какой-то момент журналистам даже удалось дозвониться до самого Олега Табакова. Но в ответ на все вопросы он произнес только одну фразу: «Я болен!». После чего положил трубку.
В последующие после госпитализации месяцы информации об ухудшении состояния здоровья Олега Табакова было хоть отбавляй. Несколько раз сообщалось о подключении артиста к аппарату искусственной вентиляции легких, но всякий раз после этого родственники сообщали о стабилизации состояния дорогого человека. Наверное, в какой-то мере это была ложь во спасение. Слишком велико было внимание СМИ к болезни мастера. Ведь даже его сыновья в ответ на вопросы журналистов озвучивали разные версии. Один говорил про воспаление легких, другой - про зубную боль. Истина, как выяснилось, была посередине. Несколько месяцев назад Олегу Табакову поставили зубные импланты. Делать это в таком солидном возрасте рискованно, если не сказать больше. В какой-то момент импланты начали отторгаться, а время, когда можно было остановить инфекцию, Олег Павлович упустил. Все остальное было просто хрустом гравия под ногами. Подобрать правильный антибиотик врачи, несмотря на все старания, так и не смогли. Да и можно ли было его подобрать?! В воскресенье вечером артисту стало плохо, а в понедельник днем его сердце остановилось. И Вальтер умер! И Матроскин, и Альхен, и Людовик - тоже умерли. Но признайтесь честно: разве кто-нибудь из нас считает этого полосатого философа мертвым?! Ни он, ни другие герои Табакова не смогут умереть. Просто потому, что их создал мастер!
Алексей Константинов
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери