«Мы все вышли из «каморки, что за актовым залом»!»

Социум

Музыканты группы «PARTY.FON» о том, как добиться успеха в ивент-индустрии

Началось всё с того, что в столице республики на базе Мордовского республиканского молодёжного центра (в то время он располагался в Промышленном проезде) был организован Саранский рок-клуб, который объединил под одной крышей самые перспективные молодёжные команды - «Нравоучения», «Бастион», «Дефект Звука», «Мания Величия». Костяк из «маниакальных» музыкантов и был в последующем преобразован в коллектив, о котором пойдёт речь. «Мы все занимались музыкой, совершенно разной и абсолютно по-дилетантски, - вспоминает руководитель ансамбля, гитарист Сергей Васильчук. - Затем появился проект «Небо FM», созданный из музыкантов разных команд: Дмитрия Щеглова, Андрея Ларькина, Константина Косова, Андрея Лебедева. Мы искали новый «саранский» звук - альтернативный, но уже без брутальщины. Записали альбом, сняли клип. Многие песни даже вошли в ротацию известных радио-каналов. Но достаточно быстро упёрлись в отсутствие денег…».

Десять попсовых песен
Действительно, в то время о каких-либо гонорарах за выступления на рок-сейшенах не было и речи. Деньги за билеты часто не «отбивали» даже аренду аппаратуры и зала, а организаторы уходили в минус. Доходило до того, что сами музыканты скидывались скудными финансами для того, чтобы отыграть концерт.

И как-то раз во время очередного подсчёта убытков кто-то предложил: «Ну давайте выучим десять попсовых песен…». «Изначально план был такой, - рассказывает Сергей. - Играем три концерта, на гонорары записываем альбом, снимаем клип и продолжаем дальше заниматься своим проектом. В итоге «Небо FM» пока на паузе, а вместо трёх концертов мы уже, наверное, сыграли 303. Да и песен в репертуаре у нас примерно столько же».
В начале десятых годов в Саранске ещё не было групп, которые, как пела легендарная «Машина времени», «играют на похоронах и танцах…». Вообще, индустрия организации праздников находилась в самом зачатке. Но достаточно быстро ребята поняли, что свои музыкальные таланты можно монетизировать.   

Конечно, всегда была возможность пригласить вокалистов, которые под фонограмму споют какие-то хиты, однако сейчас начала оформляться тенденция, когда песни исполняются ВИА, как и 30 лет назад. Даже на телевидении в популярных шоу «отбивочку» играют «живые» коллективы.

«Первое наше выступление состоялось на открытии автосалона, - вспоминают музыканты. - Нам сказали выучить десять песен, так мы десять и сыграли. Два раза подряд!».

Гала-ужин в пост-олимпийском Сочи
Сейчас в «PARTY.FON(е)» (кавер-бэнд) заняты Сергей Васильчук, Роман Галишников, Оля Семизвонкина, Андрей Лебедев, Алиса Баркова. Кстати, выступления на свадьбах не прошли даром, и пришедшая из ансамбля «Морденс» новая вокалистка Олеся Сосновская вскоре стала Олесей Васильчук. В группе сессионной певицей работала участница проекта «Голос-4» на Первом канале, звезда команды Полины Гагариной - Илона Соломонова. Но самая занятная история произошла, пожалуй, с Евгением Захаровым: первоначально он отвечал в группе только за качество звука. Но без мужской партии вокала многоголосие не выстраивалось, а подходящего певца найти не удавалось. Женя на предложения встать за микрофон долго отнекивался, дескать, поёт только в караоке. Но однажды всё-таки согласился, и теперь он как играющий тренер - поющий звукорежиссёр.

«В Саранске того времени настоящие статусные мероприятия только набирали обороты, - говорит Сергей Васильчук. - Как правило, на них приглашали работать людей из других регионов. Кого-то, кем можно похвастаться и привлечь внимание. Если бюджет позволяет, красную ленточку привозят разрезать кого-то из столичных или иностранных актёров, хотя управились бы в этом ответственном деле и без них. Так и с нами: да, наш гонорар сопоставим с тем, сколько берут пять разных вокалисток, но группа - это уже другой уровень. И на самом деле работы хватает всем».
После бодрого старта ансамбль быстро стал популярен. Артисты рассказывают, что успели поиграть и на топовых мероприятиях. Заграница пока только ждёт «PARTY.FON», а вот Сочи им уже покорился: «Нас пригласила крупная международная фармацевтическая компания, которая два раза в год собирает лучших представителей регионов и устраивает «движуху». В Москве это называют - гала-ужин. Когда неделю для сотрудников идут тренинги, презентации, а в финале с коллегами нужно обязательно расслабиться. И такие собрания у них каждый год в новой стране - Португалии, Турции, Испании. Нам предложили слетать-поработать на гала-ужине в Сочи. Сомневались недолго: очень хотелось посмотреть на то, как выглядит город, в котором проходили Олимпийские игры. Работали в отельном мегакомплексе, который фактически принадлежит компании Газпром, именно там проходят сборы футбольной команды «Зенит», где игроки релаксируют в межсезонье. Когда приехали - нас встретили, разместили, покормили. То есть на ценники мы внимания не обращали. Когда по приезде посмотрели в интернете, сколько стоят те или иные услуги, подумали - да, за свой счёт мы вряд ли бы туда когда-нибудь попали».

Стас Костюшкин, Андрей Алексин (исполнитель хита «Ну что ж ты страшная такая…»), оперный певец и любимчик Примадонны Глеб Матвейчук, Дина Гарипова, Валерия, кавээнщики команды «Станция спортивная»… И это только некоторые звёзды московской ивент-индустрии, с которыми саранские музыканты делили сцену на равных. «Ещё с нами в одном блоке выступал Шарип Усманов, - вспоминает Олеся Васильчук. - И я не удивлюсь, что в Мордовии его вообще никто не знает. А вот в Москве это самый крутой хэдлайнер всех вечеринок. Шарип - оперный певец, которого сейчас активно продвигает Григорий Лепс».

Песни на ходулях
По словам музыкантов, сейчас общая тенденция в ивент-индустрии - создание большого количества событий на отдельном мероприятии. Когда каждые полчаса происходит активность, причём самая неожиданная: фокусники, шоу теней или рисунков песком на стекле. Очень круто поставить фотобудку, в которой люди могут сделать фотографию и тут же её получить. Или модная сейчас тема - футбольный фристайл (чемпионат мира же на носу). Хотя большинство таких футболистов - простые ребята, которые научились чеканить мяч во дворе. В Москве продаётся всё!

Так многие финалисты шоу «Минута славы» работают на корпоративах за солидные деньги. Причём необязательно поют или танцуют: один из участников шоу показывает невероятные чудеса баланса предметов, кто-то выступает в жанре «стендап». Однако стойкий институт поощрения таких самородков в России пока не развит. «Финал подобных шоу действительно становится «Славой на минуту», - считает Сергей Васильчук. - Человек засветился в телевизоре, а что дальше? Совсем не обязательно, что тебя сразу возьмёт под крыло продюсер или без экзаменов примут в цирковое училище. Не работает механизм доведения идеи до конца. Есть много творческих людей, но им негде себя реализовать, ведь даже в телевизор попадают далеко не все.  

В первую очередь нет государственных площадок, где свой талант можно развить: в некоторых сельских домах культуры на праздники-свадьбы людям до сих пор магнитофон включают. А чтобы что-то продавалось в Москве - шоу должно быть потрясающим! При этом в наших ЦК платят такую зарплату в месяц, которую артист может заработать за пятнадцать минут на Рублёвке. Правда, этим одним выступлением всё может и ограничиться. Потому что публика в столицах тоже такими талантами перекормлена. Просто скажут: «мы это уже видели», нужно показывать каждый раз что-то новое, модное. И если ты сначала просто красиво спел песню, то в следующий раз нужно спеть её с проглоченной шпагой, и желательно на ходулях».

«Cырный фестиваль» для Мордовии
Если, как оказалось, даже в московской ивент-индустрии не всё так просто, что уж говорить про концерты и праздники в мордовской глубинке. Когда же мы на наших мероприятиях услышим что-то новое, кроме уже порядком поднадоевших помпезно-пафосных завсегдатаев, открывающих рот под лютую фонограмму?

В фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» молодая вожатая убеждает директора лагеря сделать к празднику новые костюмы. Тот в ответ просит изучить инструкцию, и девушка не может её прочесть, потому что та слишком старая. «Правильно, старая, - намекает директор на её предложение. - Но никем не отмененная, между прочим!». Да, люди, которые приедут к нам на чемпионат мира по футболу в следующем году, увидят всё это впервые. Но вот очень не хотелось бы, чтобы после этого для нас проводили 6-й раз подряд очередной праздник, пусть даже и по отработанному, но уже порядком поднадоевшему сценарию.

«Буквально две недели назад, - продолжает Сергей Васильчук, - к нам обратились с предложением прочитать лекцию руководителям районных домов культуры о современной ивент-индустрии. Потому как проблемы есть: организация скучная, однообразная, молодёжи и на сцене, и среди зрителей мало. Наша лекция касалась организации некалендарных событий. Не традиционных ёлок и дней села, а чего-то действительно креативного.  Мы, покопавшись в интернете, нашли очень много праздников, таких как День огурца, День лука (про который был репортаж в программе «Вечерний Ургант», после чего родилась песня «Лук-лучок»). В Ивановской области организовывают фестиваль бань: небольшая деревня придумала себе такой праздник и сделала из этого событие! Он стал ежегодным, получил развитие: организовалась Гильдия парильщиков, стали выбирать «Лучшего банщика России».

Так почему этот опыт не перенести на Мордовию? Причин, как всегда, несколько. Районный дом культуры - это, как правило, пара мужчин среди подавляющего большинства женщин, и часто женщин за 50. Которые в этой системе давно работают и что-либо менять не хотят.

У вокалистов и коллективов нет стимула вводить в репертуар новые песни. Они из года в год поют одни и те же, на одних и тех же мероприятиях. А ещё есть боязнь брать на себя ответственность: «Как же петь живьём? А если я при высоких гостях какую-нибудь ноту сфальшивлю?». Поэтому и пишется фанера, а вокалисты открывают рты под набор из 10 треков.

Но разве виноваты сами работники культуры, которые сидят на мизерной ставке в этих ДК? Инициатива должна пойти сверху. Как минимум их надо растормошить, провести соответствующую работу, показать удачные примеры. То, что идеи можно черпать откуда угодно. У нас в Ичалковском районе производят сыр - давайте сделаем «сырный фестиваль». Пусть люди поют песни про сыр, выбирают лучшего сыродела. В Атяшевском районе делают колбасу, тут можно взять за основу опыт немецких коллег с их «колбасными» праздниками. Надо привлекать молодёжь и не бояться давать им волю - пусть организовывают праздники как захотят».

И было бы круто, если бы такая молодёжь действительно нашлась. Чтобы они даже нас, ещё в принципе не старых, за пояс заткнули. Ведь, по сути, Сергей Васильчук, Костя Косов, Андрей Лебедев и многие другие ещё учились в школе, когда пришли к нам в Саранский рок-клуб, к созданию которого и автор этого материала приложил свои скромные силы. И именно в этой «каморке, что за актовым залом» формировали свою «активную музыкальную позицию». У всех троих упомянутых, кстати, при этом даже нет музыкального образования.

P.S.
Мы беседуем на репетиционной базе, на столе дымится чай. Вокруг стоят - висят - лежат музыкальные инструменты, шнуры, пюпитры, афиши и листы с недописанными текстами. Сергея то и дело отвлекает его маленькая дочь Аделина, которая сидит во время нашего интервью у Олеси на коленях. Даже здесь вся семья в сборе. «Вообще, для большинства участников «PARTY.FON» - это хобби. Но главное - это возможность заниматься делом, которое действительно заставляет людей становиться лучше. В том числе и нас. Вот мы каждый на своей работе сегодня отработали, сейчас собрались. Будем музыку играть. А завтра будет интересный концерт, энергообмен со зрителями. А потом опять на родную работу, каждый на свою. И это хорошо. Мы счастливые люди», - говорит Сергей.

Александр РУЧИНСКИЙ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости