Новые герои «Новой Лисы»

Социум

В прошедшие выходные в Саранске прибавилось молодых людей с особой осанкой и посадкой головы. Они попадались группами и поодиночке, были серьезны или веселы, но неизменно привлекали взгляд. Их максимальная концентрация наблюдалась в районе Республиканского дворца культуры и ДКИ университета. Что было вполне логично: именно на этих площадках 27 и 28 октября проходил VI Международный фестиваль-конкурс современной хореографии «Новая Лиса». К нам приехали более 300 человек - хореографы и танцевальные проекты из Москвы, Витебска, Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Казани, Самары, Пензы, Кирова и других городов.
Благородным делом воспитания вкуса к современной хореографии организаторы фестиваля занимаются без малого 20 лет. Шесть лет назад «Лиса» обрела второе дыхание и с приставкой «новая» зажила в непростых реалиях 2000-х. Года идут, а до сих пор термин «современный танец» вызывает у неподготовленного зрителя вопрос: «Contemporary dance? Это как?». А это просто. В переводе с английского это и значит «современный танец». Контемп - танец для души и удовольствия. Никаких идеалов красоты и эталонов, все хаотично, неожиданно и искренне.
В фестивальной толпе перед началом церемонии открытия невольно подслушала такой разговор: «Лебединое озеро» - классика, понятно про что - про вечное. Народный танец тоже понятно - про народ. А современный - это про сегодня, про сейчас». Идеальное определение! Да, эти два дня на «Новой Лисе» танцевали про сегодня. Про нас и про сейчас.
Вовлечение в процесс началось с первых минут. В полутемном зале РДК зрителям фестиваля предложили не выключить, а включить телефоны, поднять их над головой и по команде попытаться изобразить зацветающее поле. Получилось у всех.
Театр-студия современной хореографии (Москва), лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», показал на открытии фрагмент спектакля «Выпускной», созданного по мотивам знаменитой повести фронтовика Бориса Васильева «Завтра была война». Под микс классики и бернесовского «бьётся в тесной печурке огонь…» девушки станцевали всё: последние школьные радости, красоту июньского утра, ужас первых бомбежек и потерь, страх смерти, веру в победу…
Знаете, один модный режиссер недавно снял фильм про ту войну, про оборону одного дома в Сталинграде. Всё правильно и красиво. И не тронуло. А вот эти босоногие девчонки с косичками танцуют, а у тебя губы дрожат. И рождается что-то в воздухе, неуловимое, как ультразвук, только в движении. Ты его не замечаешь, а он вибрирует и всё меняет.
А кировский танцевальный проект «Солянка» познакомил Саранск с настоящими феями целлофана. Многометровые куски полупрозрачного, шуршащего материала эти танцоры превратили в живой и меняющийся арт-объект. Из него на сцене рождались то воздушные облака, то крылья, то куски сладкой ваты, то тёплое одеяло, то смирительная рубашка. И всё это в бесконечном, завораживающем движении - вперед, вглубь, в себя.
Известный московский хореограф и танцовщик Денис Бородицкий, член жюри «Новой Лисы», представил в первый день на суд фестивальной публики фрагмент спектакля «Клетка» своей труппы «Boroditsky Dennis Dance Company». Импровизированная клетка на сцене как отправная точка удивительного танца трех характеров - чистый contemporary dance!
Театр танца и пластики «Артис» (Пермь) вообще смело погрузил в научные размышления о секретах человеческой памяти. В танцевальные размышления. У модной ныне по соцсетям Татьяны Черниговской, психолингвиста, специалиста по мозгу, есть такая интересная мысль о танцующих людях. Она увидела в Осло балет Иржи Килиан и снова поняла, как мало мы знаем о человеческих возможностях: «Увидела, что они вытворяют, и подумала: до чего же дошел антропогенез! Как усовершенствовались живые существа, которые могут ЭТО делать! Танцовщики нарушают законы природы. Закон всемирного тяготения, прежде всего. Что происходит в мозгу у танцующих людей, почти невозможно исследовать. А что происходит в мозгу у балетмейстера? Ведь он представляет что-то эстетически прекрасное и технически сложное. Вы только подумайте! Они воплощают метафоры в движении!». Тот, кто видел танцы от «Артис», с Черниговской согласится.
Цель прошедшего фестиваля-конкурса традиционно благородна - развитие современного танца, знакомство с лучшими образцами современной хореографии и новыми тенденциями в современной танцевальной культуре, создание условий для реализации творческих экспериментов молодых исполнителей и хореографов. Именно поэтому кроме фестивальной и конкурсной программ «Новая Лиса» обязательно проводит мастер-классы от мэтров. В этот раз это были Денис Бородицкий (Москва) и Владимир Голубев (Челябинск). Свободных мест на их занятиях не было.
Гала-концерт фестиваля со всей очевидностью показал, что рамок и ограничений в современном танце нет. Выступали в этот вечер под средневековые мелодии, ретрошлягеры 30-х годов, современный поп, бессмертные романсы, фольклорные напевы и даже под лебединый клёкот, как «Театр-студия современной хореографии» в композиции «Swim, swans, swim...». Эти «лебеди» стали любимцами саранской публики - ценит наш зритель хорошую шутку.
Надо отдать должное организаторам «Новой Лисы» образца этого года: гала-концерт был максимально насыщенным и компактным. Зрители увидели лучшие номера двух конкурсных дней, услышали лестные оценки компетентного жюри, с удовольствием приветствовали лауреатов и номинантов и не успели устать. Для такого масштабного зрелища это бесценное и редкое качество. 
Второй день подвел итоги «Новой Лисы». И они таковы… В номинация «Свободное движение» лауреатов III степени сразу трое - коллектив #GAREM (г. Казань), театр танца «S.mail» (г. Саранск) и театр танца «ARбалет» (г. Саранск). Лауреатство II степени разделили двое - студия современного танца «Контакт» (г. Пермь) и Светлана Костяева, солистка и руководитель танцевального коллектива «Шаг» (г. Саранск). Лауреатом I степени стала танцевальная компания «CoDa» (г. Екатеринбург).
В номинации «Эксперимент в движении» волею жюри первую и вторую степени решено не присуждать, а лауреатом III степени назван театр-студия современного танца «Воскресенье» (г. Пенза).
Номинация «Фолк-движение» лишилась III степени, а лауреатом II степени стал саранский танцевальный коллектив «Шаг» (г. Саранск). I степень - у студии современного танца «Контакт» (г. Пермь).
Гран-при VI Международного фестиваля-конкурса современной хореографии «Новая Лиса» присуждён москвичам - автономной некоммерческой организации «Театр-студия современной хореографии».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости