«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В наш стремительно и постоянно меняющийся век необходимо быть настроенным на непрерывное личное развитие. И немаловажную помощь в этом подрастающему поколению должна оказать система образования, охватывающая все ступени обучения начиная с детских садов. В какую образовательную среду попадают сегодня юные жители Мордовии - в нашем материале.
Детский сад как образовательный центр
В Мордовии на сегодняшний день решена проблема с местами в детских садах для детей от 3 до 7 лет. Причем новые детские учреждения даже внешне не напоминают хорошо знакомые предыдущим поколениям типовые «коробки». Это настоящие дворцы детства - трехэтажные здания с просторными светлыми комнатами, со специально оборудованными компьютерными классами, студиями ИЗО, с интерактивными столами и полом, бассейном. Каждое новое дошкольное учреждение имеет медицинские кабинеты с современным оборудованием. В новых детских садах ребенок с помощью современной техники может укрепить иммунитет. Здесь под наблюдением профессионалов каждый малыш, имеющиеся в штате психологи и логопеды вовремя займутся ребенком с проблемами речи, причем новые детские сады доступны и ребятам с ограниченными возможностями. Предусмотрены в детских садах и комнаты для релаксации. Есть немало дошкольных учреждений с изучением национальных и иностранных языков. Ведь дети быстро усваивают новую информацию, им многое дается легче.
Детский сад перестал быть местом, куда родители просто отдавали детей, чтобы самим посвятить себя работе. Сейчас с малышами не только учат алфавит и лепят из пластилина, их с самого раннего детства готовят к жизни в современном обществе, и делают это при помощи новейших технологий и методик. Вспомните, что вы умели делать перед школой? Поверьте, сегодняшние дети могут гораздо больше! Кстати, руководитель Мордовии Владимир Волков одобрил идею проекта «Технопарк идет в детский сад», поскольку многие ребятишки увлекаются конструированием и робототехникой. Почему бы не показать детям, куда могут привести мечты и способности?!
Конечно, у нас есть и дошкольные учреждения, которые построены несколько десятилетий назад, но и в них, по словам руководителя региона, постепенно будет проводиться реконструкция. Все дети получат равные условия и возможности для развития.
Центр образования «Тавла» как инновационная площадка
Школа - следующая ступенька в образовательном процессе и развития личности. Основная ее задача - дать ребенку достаточный уровень знаний и умений, что позволит ему начать самостоятельную жизнь.
К современной школе общество предъявляет повышенные требования. Да и сама система образования в России сейчас переживает сложный период, который связан с изменением целей образования. В учебных планах сокращается количество часов некоторых дисциплин, в то время когда вводятся новые предметы. Современная школьная программа разнообразна, она не только «вдалбливает» в головы подрастающего поколения определенные знания, но и учит самостоятельно мыслить. Все это требует применения новых методик преподавания, поиска современных средств и форм обучения. Плакат на доске и указка в руках учителя - этого в настоящее время недостаточно, чтобы привлечь школьников. Правда, некоторые педагоги говорят: «Я двадцать лет учу студентов/учеников с мелом в руках, всегда был на хорошем счету и не собираюсь ничего менять» или «Учу так, как меня учили в своё время, и из меня получился хороший специалист». И никак не может такой педагог понять, что будущему специалисту, которого он обучает, придётся работать на современном оборудовании, жить в современном мире.
Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должно закладываться именно здесь. Все чаще в школах используются интерактивные доски, которые позволяют без особых усилий педагога вовлечь в работу весь класс. Благодаря огромному количеству специализированных программ можно в секунды изменить ход урока и включить в него интересные элементы.
В Саранске уже не первый год успешно работает Лицей для одаренных детей, его ученики ежегодно становятся победителями и призерами российских и мировых олимпиад. У лицея есть и свой телескоп, который приятно поразил московских профессоров, приехавших в Саранск на олимпиаду по химии. Совсем скоро откроется Центр образования «Тавла» - средняя общеобразовательная школа № 17.
Светлана Лиманская, директор этого учебного заведения, рассказала обо всех ноу-хау.
- Само название нашего учебного заведения говорит о том, что мы не будем типовой гимназией или лицеем. Наш Центр образования позволит развивать как гуманитарные, так и математические способности детей. Наша школа уникальна уже по своей инфраструктуре. Для начальной школы предусмотрен отдельный блок. Здесь все сделано для того, чтобы детям было комфортно учиться, а учителям - работать. В этом блоке оборудованы два компьютерных класса, лингафонный кабинет. Для первоклашек предусмотрены даже спальные комнаты! Своя территория у начальной школы и во дворе. Если ребенок будет ходить в группу продленного дня, то для прогулок у них будет отдельная территория с верандами.
Отдельный блок - для средней и старшей школы. Здесь также будут специализированные кабинеты. Все самое современное оборудование по разным областям науки будет в этой школе, в том числе суперлаборатории, 3D-принтер, классы робототехники, мобильные интерактивные доски и компьютерные классы. Даже актовый зал - уникальный, с амфитеатром. В школе есть зал хореографии, графики, дизайна, скульптуры, лаборатория юннатов.
Для ребят с ограниченными возможностями в нашем центре созданы все условия. Учебное заведение имеет специальные лифты, подъемники. Дети с ограниченными возможностями здоровья смогут без труда подняться на сцену, попасть в любой кабинет, бассейн, для них оборудованы и специальные душевые. Все сделано для того, чтобы такие дети были в равных условиях.
Что касается спортивной составляющей, в нашем Центре развития «Тавла» - два бассейна, один из них только для ребят из начальной школы. Во дворе школы расположился целый спортивный городок - у нас есть футбольное поле с беговыми дорожками, сектором для прыжков, уличные тренажеры, волейбольная и баскетбольные площадки. Мы хотим, чтобы дети развивались всесторонне, в том числе физически. В новом учебном году за парты в нашей школе сядут 1450 ребят.
Главное достояние школы - учителя
Но каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы, основную нагрузку по обучению и воспитанию детей, конечно, несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, которые не только имеют глубокие знания по предмету, но и являются хорошими психологами. Никакие технологии не помогут, если учитель не сможет «зажечь» ребенка, не сможет просто и доступно объяснить сложные вещи. Поэтому хороший педагог - центр притяжения школьников, так было раньше, так остается и сейчас.
Школа должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Занятия призваны развивать детскую инициативу, формировать независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит серую массу бездумных исполнителей, рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей.
С введением ЕГЭ стали говорить о том, что современные дети перестают мыслить, их главная цель - успешно сдать выпускные экзамены, а для этого происходит простое натаскивание по определенным предметам. Сейчас Министерство образования постепенно меняет содержание контрольных материалов, стало больше творческих работ, исчезли вопросы, в которых нужно было выбрать правильный вариант ответа. И это, несомненно, еще один шаг вперед в современном образовании. Хотя кто-то может сказать, что это возврат к прошлому.
Куда пойти после школы?
Где продолжить образование, на кого пойти учиться - получить престижную профессию или внимательно изучить рынок труда и выбрать востребованную специальность? Этот выбор стоит перед каждым одиннадцатиклассником. Совсем недавно 100% выпускников школ хотели поступить в какой-либо вуз, желательно на гуманитарную специальность, ведь, как принято думать, там гораздо легче учиться. В результате у нас много людей с высшим образованием. Но все ли они работают по специальности? Конечно, нет. Немало людей с вузовскими с дипломами и вовсе не могут найти работу по специальности и трудятся обычными продавцами или охранниками.
Сейчас до сознания людей вновь начинает доходить - не стыдно быть рабочим, стыдно быть непрофессионалом. И молодые люди все охотнее выбирают рабочие специальности. И плюсов здесь немало. Во-первых, сегодня они работают на современном оборудовании, а для этого нужны знания и навыки. Во-вторых, хорошие специалисты всегда пользуются спросом, а потому достойно оплачиваются. В связи с этим постепенно будет расти и популярность среднеспециального образования, которому предстоит пережить настоящий ренессанс востребованности.
Некоторые считают, что учеба в университете дала им умение решать проблемы, находить достойные выходы из трудных ситуаций, не опускать руки в случае неудачи, полагая, что такой настрой формируется именно в студенческие годы. Но, согласитесь, умение принимать удары судьбы и делать работу над ошибками зависит не столько от места учебы, сколько от характера самого человека.
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»