На Юго-Западе не так давно открылся большой красивый храм, рядом располагается благоустроенный бульвар, на территории навели чистоту и порядок. Новый храм возвышается среди не менее ухоженных кирпичных пятиэтажек. Дом № 34 по ул. М. Расковой внешне ничем не отличается от остальных - покрашенные стены, красивые балконы, убранная дворовая территория, клумбы у подъездов. Но жители этого дома просто умоляют о помощи. Разобраться, в чем дело, пришли представители Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, домоуправления, администрации района и прессы.
Капитальный ремонт сделали - проблемы остались
По словам жильцов дома, крыша в их пятиэтажке протекает на протяжении 10 лет. И ситуацию не помог исправить проведенный в доме несколько лет назад капитальный ремонт.
- Наш дом капитально ремонтировали в 2008 году, - говорит одна из жительниц дома. - Но капитальный ремонт капитальному ремонту рознь! Качество имеет большое значение! Сравните наш дом и дом напротив: шатровая крыша, утепленные стены. У нас вообще единственный дом по ул. М. Расковой, у которого нешатровая крыша. Но даже обычную крышу надо было сделать качественно!
Через 6 лет после капитального ремонта (2 года назад) снесло часть крыши, остались одни плиты! В итоге вода затопила пятый этаж, в квартирах промокло все, включая детскую кроватку! В холодное время все пользуются обогревателями. У нас даже зимой (!) потекла крыша! Когда слесари залезли наверх - оказались по щиколотку в воде, и это в двадцатиградусный мороз! Коммунальщики говорят, что такая ситуация возникла из-за отсутствия тепловой прослойки на крыше.
А после того капремонта наша очередь настанет лишь через 20 лет, да мы просто не выживем в таких условиях! Включите наш дом в очередь на капитальный ремонт!
- Мы исполнительный орган. Наша задача - реализация республиканского плана, - поясняет присутствовавший на встрече представитель Фонда капитального ремонта РМ Владимир Пивкин. - Республиканский план ежегодно формируется, корректируется на основе муниципальных планов. Ремонт крыши вашего дома включен в программу на 2026-2028 гг. Включать кого-то в программу или исключать из нее мы не имеем права! Мы ремонтируем только те дома, которые значатся в программе! Для того чтобы попасть в нее, администрация района должна внести ваш дом в предложение для включения в программу. Но сначала управляющая компания должна провести осмотры (весной и осенью), и на основании этих осмотров администрация делает выводы, какие дома нуждаются в срочном ремонте, а какие нет.
Стоит сказать, что Фонд капитального ремонта работает в Мордовии с 2014 года, и к ремонту дома № 34 по ул. М. Расковой он не имеет отношения.
- Подрядчик, который ремонтировал этот дом, оказался недобросовестным, - поясняет ситуацию заместитель начальника Управления ЖКХ администрации Ленинского района Артур Салехов. - Через год этот подрядчик обанкротился, и его не смогли найти. Все недоработки исправляла управляющая компания. Сейчас у вас крыша протекает. Работники домоуправления осенью вам что-то на крыше латали. Но, чтобы включить ваш дом в программу, нужны веские основания. У нас есть много адресов, где вообще никакого капремонта не было, а кровля хуже вашей. Если экспертиза покажет, что ваш дом нуждается в капремонте, мы включим ваш дом в программу, вопросов нет.
По словам главного инженера домоуправления Сергея Мордасова, на данный момент в рамках текущего ремонта отремонтировано 35-40% крыши.
- Однако в основном мы ремонтируем то же самое, - поясняет главный инженер. - Например, мы делаем в этом году над одной квартирой, а над соседней - лед. На следующий год даже отремонтированный участок вновь начинает протекать. Можно ли сделать крышу раз и навсегда? Можно. Но если делать один раз - значит, надо вскрывать всю кровлю и ремонтировать крышу полностью! Пока же каждый год в домоуправление идут заявки, и по этим заявкам мы работаем.
Плесень на стенах
- У меня угловая квартира, я постоянно латаю стены зелеными обоями, - говорит еще одна жительница дома. - Все стены в плесени! Мы все постоянно болеем. Зимой семьи увозили отсюда детей, поскольку в нашем доме просто невозможно жить!
Чтобы не быть голословными, жители пригласили всех посмотреть, в каких условиях они живут.
В первом подъезде делегация увидела плесень на кухне - сразу за газовой плитой! При том, что угол кухни не выходит на улицу, а в самой комнате тепло! В зале весь угол был мокрый (в день осмотра на улице шел небольшой дождь), а девочка, смотрящая телевизор, все время покашливала. По словам жильцов, зимой в этой комнате спать просто невозможно - стены промерзают! Здесь и особую экспертизу проводить не надо - все и так видно невооруженным глазом!
Проходим в другую квартиру. Хозяйка отрывает потолочную плитку и показывает состояние потолка.
- Смотрите, что там! - призывает собственница квартиры. - Видите следы? Причем течет именно зимой, тем более что зима была теплая. В углах - плесень. Да и балконные витражи протекают. Тем более витражи сделаны без перекрытий: если на балконе первого этажа кто-то курит - запах дыма поднимается до пятого этажа!
Куда уходят деньги?
- К открытию храма ветканалы украсили и сказали, что крыша больше течь не будет, при этом списали с нас 140 тысяч! Хотя мы этого не просили! - продолжает тему председатель дома Наталья Яковлевна. - А трубы у нас и вовсе на веревочках в подвале. Один раз чудом успели поймать, иначе затопило бы весь дом. При этом за осмотр дома, труб с нас ежемесячно списывают определенную сумму.
- То есть за то, что управляющая компания выполняет свои договорные обязательства, с вас еще списывают деньги? - интересуется председатель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Алексей Кливер. - Они уже за это получают по строке «Управление»…
- Да, - подтверждает председатель дома. - Могу принести и акты осмотров…
После просмотра принесенных бумаг стало ясно, что жильцам предлагают ежемесячно платить за осмотр труб холодного и горячего водоснабжения. Здесь и суммы указаны. Например, осмотр электросети в подвале - 763 рубля, осмотр водопровода, канализации - 954 рубля, осмотр системы центрального отопления - 2631 рубль. И это ежемесячно!
- Как же жильцы смогут накопить деньги на необходимые нужды?! - удивляется Кливер. - Так они могут и каждую неделю ходить! На этих листах и печать стоит домоуправления!
- Когда я вычеркиваю некоторые графы, председатель домоуправления еще кричит мне: «Куда вы деньги копите? Себе на гробы?».
- Стоит отметить, что осмотр всех сетей делается управляющей компанией раз в полгода! - поясняет Алексей Кливер. - Причем за это жильцы уже платят по квитанции по графе «Управление», поэтому домоуправление как подрядчик за свою работу должно спрашивать деньги с ГУКа! Почему жители должны платить дважды за одну работу, непонятно.
Заинтересовавшись этой темой, соответствующий акт выполненных работ взял на изучение представитель администрации Ленинского района Артур Салехов.
Балконы и стены как проблемные зоны
- Нас уговаривали сделать одинаковые рамы во всем доме, представители ГУКа ради них обещали и стены утеплить, и цоколь сделать, - продолжает председатель дома. - Мы согласились на эти рамы. И что? Они текут!
- Витражи балконные, конечно, красивы, но стены-то холодные! - говорит жительница дома. - Я возьму кредит и утеплю свою стену, и весь вид дома сразу испортится! Представляете, у каждого жителя будет своя заплатка, и может быть, из разных материалов! Почему нельзя было сделать сразу одинаково всю стену, как у других соседних домов?! Юткин нам сказал, что утеплить дом не сможет, но обещал заштукатурить дом под сетку, делать будут этим летом. Ждем!
Что важнее для людей - крыша или фасад, чем заняться в первую очередь? Этот вопрос заставил жителей дома задуматься. Да и как выбирать, если холодно отовсюду. Проблемы дома надо решать комплексно!
Несогревающее отопление
- Топят очень плохо, хотя платим приличные суммы! - продолжают жаловаться люди. - Вызывали делать контрольный замер температуры. Но замерщики пришли один раз в 2 часа дня, потом вечером. Но не может же человек сидеть весь день в холоде в одном халате. Конечно, жительница включила обогреватели, газ! Естественно, и показатели температуры были хорошие! Говорят, что наш дом последний на линии, поэтому до нас тепло не доходит. В соседних домах платят столько же, но у них гораздо теплее!
Алексей Кливер предложил два выхода в этой ситуации. Первый - решением собрания утвердить увеличение сопла в доме, но в этом случае за тепло придется платить еще больше. Второй путь - проверить систему отопления. Может быть, она забита. Также стоит обойти квартиры и проверить, нет ли у жильцов лишних батарей.
К работе приступят в июне
В доме много проблем, требующих решения. Однако в них могут быть виноваты не только недобросовестные подрядчики, выполнявшие капитальный ремонт, но и сами жители.
- Порой собственники делают перепланировку, делят одну большую комнату на две маленькие, - рассказывает Сергей Мордасов. - Батарея остается только в одной части. Но в комнате должна быть вентиляция, иначе на стенах появится плесень. В таком случае жильцы сами несут ответственность за появление плесени!
- Батареи - это общедомовое имущество, - поясняет Алексей Кливер. - Если председатель дома вместе с представителем домоуправления выявляет несанкционированную перепланировку, вмешательство в систему, то планировку квартиры надо восстановить согласно паспорту дома. И в этом случае на такого жителя можно обратиться в суд и наказать его!
Жителям дома представитель домоуправления Сергей Мордасов обещал сделать все возможное, чтобы им стало комфортнее жить в своих квартирах.
- В ближайшее время будут проведены дополнительные исследования, осмотр дома, составлен план работы, - заявил представитель домоуправления. - Все это требует времени. Поэтому работы по дому начнутся не ранее 1 июня текущего года.
К этому времени жители уже точно будут знать, какой ремонт будет произведен.
Людмила АНЮТИНА