В 2016 году в Мордовии 4 подростка покончили с собой, зафиксировано 6 попыток суицида. В этом году несовершеннолетними совершены 2 самоубийства и 3 попытки свести счеты с жизнью. Сам факт того, что молодые люди добровольно уходят из жизни, так и не поняв ее ценности, вызывает недоумение и боль. Ведь впереди каждого из них ждала интересная жизнь, наполненная путешествиями, знакомствами, различными событиями. Пусть не каждый из них стал бы известной личностью, но каждый мог сделать жизнь лучше - помочь кому-то, принести радость, облегчить боль... Никто не обещает, что жизненный путь будет усыпан розами, но от этого он не становится менее интересным и захватывающим. И добровольный уход из жизни в столь юном возрасте кажется нелепой ошибкой, которую, к сожалению, уже не исправить. Нам, взрослым, хочется понять причины таких поступков подростков, предупредить их, обезопасить. Но молодые люди уверены, что знают жизнь, да и себя лучше взрослых. Зачем им советы динозавров, когда есть интернет с его безграничными возможностями? Именно там, в виртуальной сети, подростки ищут смысл жизни, говорят о наболевшем и пытаются обрести покой в душе. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, если бы не одно большое НО - в сетевых «группах смерти» учат не жизни, а тому, как из нее уйти.
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних всерьез обеспокоена проблемой детских суицидов. На семинар-совещание, посвященный этой проблеме, были приглашены сотрудники Министерства внутренних дел, прокуратуры, работники образовательных и средних профессиональных организаций республики, врачи и представители других служб. Цель была только одна - найти пути подхода к ребенку, чтобы постараться предупредить трагедию.
Подружиться с ребенком
- Дети и интернет - очень важная тема, - говорит Алексей Ширманов, начальник отдела «К» МВД по РМ. - Дети быстрее понимают возможности интернета, быстрее осваивают новые технологии. Для них интернет - это другой мир, мир без родителей и проблем, мир, регулируемый ими. И наша задача - почувствовать жизнь детей в этом другом мире. Как это сделать? Не надо взламывать пороли, чтобы узнать, о чем они пишут. Это скорее даст обратный результат и сделает детей более закрытыми. Взрослые должны помнить, что ребенок - это не враг, а самый близкий их человек, а значит, надо постараться понять сферу его интересов, причем не только в реальной жизни, но и в виртуальной. Чем чаще ребенок будет рассказывать про какие-то свои достижения, успехи, показывать своих друзей, тем лучше. Можно завести свою страницу в той же сети, в которой зарегистрирован ваш ребенок. И помимо каждодневного общения в повседневной жизни контактировать с ним в течение дня через эту социальную сеть. Можно просто что-то спросить у ребенка, а можно подкинуть ему интересную информацию, где-то подбодрить, пожелать удачи. Сейчас общение по интернету - норма жизни, вы же сами общаетесь с друзьями в соцсетях, почему бы так не делать со своим ребенком? Подружившись с ребенком в соцсетях, вы сможете узнать, в каких группах он состоит, с кем чаще общается. Погрузившись на эту глубину, вы, вероятно, увидите своего ребенка немного с другой стороны, сможете распознать потенциальную опасность и вовремя на нее среагировать. Дети идут в интернет, когда им не хватает общения в жизни, тем более там можно в любой момент прервать диалог, там все друзья. Наша задача тоже стать другом для детей, в том числе в интернете.
Научить информационной безопасности
- Мы живем во время быстрого развития технологий, мобильных устройств, гаджетов, - продолжает тему Роман Курмакаев, начальник отдела информационной безопасности Министерства информатизации и связи Республики Мордовия. - Все эти новые технологии плотно вошли в нашу жизнь и жизнь наших детей. Даже малыши детсадовского возраста имеют навыки обращения с компьютерными технологиями, интернетом. И с возрастом ребенок все больше времени проводит дома за компьютером. Еще совсем недавно считалось, что, если ребенок дома, значит, он в безопасности. И, наверное, сейчас так же думают многие родители. Но подобные мысли ошибочны. В эру поисковых технологий и социальных сетей опасности подстерегают детей не только на улице, и информация о детских суицидах - тому подтверждение. Интернет - мир больших возможностей, но в то же время там есть информация разного рода, в том числе и наносящая вред нравственному и духовному развитию человека. В современном мире интернет значительно влияет на ребенка. Здесь также можно встретить и агрессию, и мошенничество, и психологическое давление… Как бороться с этим влиянием и что мы можем сделать?
В первую очередь, надо быть осведомленным о жизни ребенка, говорить на его языке. Надо научить ребенка правильно искать нужную ему информацию. Ведь в интернете много всякой информации, зачастую она не структурирована и часто бывает недостоверна. Ребенку ввиду его несложившейся личности очень сложно отличить зерна от плевел. И в этом случае ребенку нужно помочь разобраться в огромном объеме информации, подсказать и направить. Сейчас появился термин - культура информационной безопасности. Статистика показывает, что более 80% детей имеют свои профили в интернете.
Сегодня государство включилось в активную работу по обеспечению безопасности ребенка, в том числе и в интернете, идет блокирование нежелательного контента, который представляет угрозу для безопасности детей. Но, к сожалению, этого недостаточно. Сейчас почти у каждого ребенка есть свои мобильные гаджеты, которые ни учителя, ни школа не контролируют, ребенок получает самостоятельный и бесконтрольный доступ в интернет. Узнать, что делает ребенок в интернете, - задача родителей!
Родители и педагоги должны рассказывать о том, какие опасности ждут в сети, как предупреждают об опасности на улице. Тем более что в последнее время дети больше времени проводят именно в интернете, чем на улице. И учить этому ребенка нужно уже с начальных классов.
Но, чтобы научить чему-то ребенка, родители и сами должны обладать хотя бы минимальными знаниями в области информационной безопасности.
Когда болит душа - доверяйте специалистам
- Я согласна с выступающими - нельзя остановить прогресс, - берет слово врач-суицидолог Республиканской психиатрической больницы Римма Малышева. - Люди и дальше будут пользоваться мобильными устройствами, различными гаджетами и приспособлениями. Но, дав в руки ребенку современные устройства, мы не научили правильно ими пользоваться. Мы задариваем ребенка всем, чем можем: и нарядами, и гаджетами, но не смотрим ему в глаза. Конечно, хорошо с ребенком по интернету переписываться, но когда же мы будем ребенка поглаживать, обнимать, смотреть в глаза?! В 60% случаев суицида причина - депрессия. Но не всегда в этом виноват интернет. Конечно, опасно, когда дети заигрываются и попадаются в сети, но основная причина все же в депрессии. Как определить, что у ребенка депрессия? Причем признаки депрессии у детей отличаются от взрослых. У ребенка депрессия может проявляться непослушанием, дерзостью, поступками, сделанными кому-то назло или чему-то вопреки. Отсюда - прыжки с высоты и перебегание дороги перед машиной.
Другой важный момент - родители порой избегают контакта со специалистами. Не всегда обычному человеку бывает видно, что ребенок находится в кризисном состоянии, как говорится, лицом к лицу лица не увидать. Прийти к специалисту - психологу, психиатру, психотерапевту - не зазорно! Все боятся огласки, но родителям надо объяснять, что существует врачебная тайна. Когда у нас болит тело - мы идем к врачу с любой болячкой, а когда болит душа - стесняемся пойти к специалисту. Если у ребенка нет психического расстройства, ни на какой учет его не поставят, ему просто окажут лечебно-профилактическую помощь!
Нам нужно взаимодействовать с образовательными учреждениями, органами внутренних дел. Должна быть общая осведомленность. У нас будет защищенная сеть, мы будем получать сведения обо всех суицидальных попытках. Наша задача - обрабатывать все эти факты. Иначе получается, что у Следственного управления одни цифры, у нас - другие, у кого-нибудь еще - третьи. Если по фактам суицидов цифры совпадают, то по попыткам - нет.
Мы проводили собрания в школах, раздавали памятки с информацией о причинах самоубийств, о том, как помочь ребенку. Правда, информацией надо еще уметь пользоваться. Так, в одной из школ после проведения такого собрания учительница пришла в класс и детям начала рассказывать об опасных сайтах. Дети тут же полезли в интернет на эти сайты!
«Самоубийство можно сравнить с дезертирством»
- От машин на дорогах гибнет куда больше людей, чем от суицидов, тем не менее никто не собирается отменять автомобили, - делится своим мнением Наталья Юткина, уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия. - Мы учим детей, как правильно вести себя на дорогах, такую же профилактическую работу необходимо проводить и по работе с интернетом. Никакой закон не может все поменять кардинально. Сколько законов есть о том, что нельзя воровать, убивать… И что? И воруют, и убивают, к сожалению. Конечно, кого-то он может остановить, но далеко не всех.
Из-за сайта или ссоры с близкими ребенок никогда из жизни не уйдет, все это лишь повод, последняя капля. Приведу два примера из жизни о том, как учителя говорят с детьми о суицидах.
Я была в Белгороде накануне 9 Мая, попала в 11-й класс на урок, посвященный Курской битве. Говорили о героях, но учительница сказала, что на войне были и дезертиры. И тут перевела разговор: «В нашей области на прошлой неделе мужчина совершил самоубийство. Он потерял работу, не смог трудоустроиться, ему стало трудно жить, он решился на суицид, хотя у него была семья - жена и ребенок… Дети, как бы вы назвали такого человека?». И дети чуть ли не хором отвечают: «Дезертиром! Он не боролся за жизнь, оставил семью, ребенка. Суицид - это дезертирство…». И далее классный час вновь вернулся к теме Курской битвы. Какая же эта учительница молодец, что не пошла по наезженному пути и не побоялась на открытом мероприятии, на котором присутствовали гости из разных регионов страны, поднять эту тему. Эти три минуты отступления от главной темы классного часа - мощная профилактика суицидов!
Второй пример - из опыта нашего учителя биологии. Как известно, группа смерти называется «Синий кит». Учитель биологии, зная, что синие киты выбрасываются на берег, для учеников 5-6 классов достала из интернета картинку гниющего кита. На уроке биологии, рассказывая про китов, показала это изображение. Одну девочку стало тошнить от увиденного. И школьники задали вопрос: «А правда, что, когда человек умирает, он тоже гниет?». Дети считают, что смерть - это романтика. Так что это тоже профилактика самоубийств. Подобную профилактику, убеждена, может провести каждый учитель на своем предмете.
Эксперимент от Натальи Юткиной
- Говорят, что причиной суицидов становятся ЕГЭ, любовь… Это все миф! - убеждена Наталья Юткина. - Главная причина - боязнь не оправдать наших ожиданий. Сами вспомните, как вы учились. Почему сейчас мы все требуем от ребенка 100 баллов за ЕГЭ?! Если ребенок не может выполнить все требования, у него в голове возникает мысль о том, что он неудачник. А зачем неудачнику жить? Тем более если нет тепла - ни дома, ни в школе - нигде… У родителей должна быть безусловная любовь к детям. Часто родители гладят по головке, когда ребенок что-то выполнит. А просто так погладить, обнять ребенка разве нельзя? Одна маленькая девочка на приеме у психолога спросила: «О чем переживали мои родители, когда меня не было? Наверное, я их самая большая проблема - я не так хожу, не так развиваюсь…». Ребенок ощущает себя проблемой…
А теперь давайте проведем эксперимент. Каждый из вас пусть достанет мобильный телефон, силовиков, кстати, это тоже касается. Теперь напишите смс такого содержания: «Я тебя очень-очень сильно люблю!» - и отправьте своим детям, пусть даже взрослым. Уверяю вас, через некоторое время дети начнут писать вам большие знаки вопроса, одному мужчине дочка написала «Папа, ты что, решил покончить с собой?». С одной стороны, это смешно, но с другой - очень глубоко. Я не верю, что у родителей не найдется утром пары минут, чтобы обнять ребенка, что в течение дня нет времени, чтобы отправить подобное смс. Кстати, такие сообщения можно посылать и своим половинкам! Мы созданы для того, чтобы любить ближнего! Мы считаем, что дети и сами должны понимать, что родители их любят. Но любовь надо показывать! Причем показывать, что любим не за что-то, а просто так, за то, что они есть! Ни один счастливый ребенок не покончит жизнь самоубийством!
Администраторы групп смерти обладают лидерскими качествами
- Мы все думаем, что наши дети всегда маленькие, мы их опекаем даже после 18 лет, - берет слово старший помощник прокурора Республики Мордовия по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Татьяна Разгадова. - Мы считаем, что наших детей кто-то завлекает на различные нехорошие сайты, в сообщества. Но хочу привести пример, который будет свидетельствовать о другом.
Из прокуратуры Республики Алтай поступила информация, что граждане из нашей республики вовлекают их детей в так называемые группы смерти. В Алтайском крае плотно занялись этой проблемой в 2014 году. У них в республике 63 тысячи детского населения, а количество самоубийств среди несовершеннолетних в 2014 и 2015 годах было 34 и 38 человек в год! Когда начали тщательно изучать проблему, искать причины, количество самоубийств в прошлом году сократилось до 8. В результате проделанной работы выяснили, что сайт одной такой группы привязан к мобильному телефону мужчины из небольшого района. Позднее сам мужчина пояснил, что этот номер когда-то подарил своей 14-летней племяннице, сегодня ей 16 лет, она учится в одной из мордовских школ. Эта девочка - редактор и администратор сайта о суицидах «50 дней до моего самоубийства». О том, что девочка является администратором и редактором такого сайта, знала школа, классный руководитель был в курсе деятельности своей ученицы с 2015 года! При этом в разговоре педагог призналась, что знала, что дети прочитали книгу «50 дней до моего самоубийства», но никаких мер не приняла, а через некоторое время и думать об этом забыла! И девочка работала на этом сайте до тех пор, пока он не был заблокирован Роскомнадзором. Так что еще раз хочу сказать, что наша работа должна быть не только ради работы, а ради помощи нашим детям!
Кстати, сама девушка отрицает свою причастность: «Я просто прочитала эту книгу и по алгоритму действия зарегистрировала сообщество». Она отрицает, что была администратором, настаивая, что была просто редактором, как и отрицает, что распространяла информацию о суицидах: «Я же просто там картинки размещала, там не было ничего про суицид!». Однако это неправда, все ее действия - установленный факт! Ведь именно она как администратор решала, кого включать в это сообщество и какую информацию размещать. Хочу прочитать вам отрывок из характеристики, которую этой девочке дала школа: «…Характеризуется как разносторонне развитая личность, с высокими умственными и физическими способностями. Обладает лидерскими качествами, активно участвует в общественной жизни школы…». В прокуратуре Республики Алтай проанализировали всю поступившую к ним информацию из разных регионов страны и выяснили, что все дети, являющиеся администраторами «групп смерти», имеют такие же хорошие характеристики!
Призываю педагогов не бояться огласки и передавать подобную информацию в соответствующие органы профилактики. Это поможет предотвратить детский суицид! Кстати, сейчас ведется выявление детей, зарегистрированных в таких сообществах, потом с ними проводится конкретная работа, психологические экспертизы. Конечно, работа ведется с согласия или по инициативе самих родителей. Особое внимание прошу обращать на порезы на теле детей и своевременно реагировать.
Новые проблемы
- Предлагаю рассмотреть еще две проблемы, - выступила Лариса Лихотникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 19. - Сегодня распространены военно-спортивные игры - пейнтбол и лазертаг. Я считаю, что они тоже калечат души детей, ведь эти игры дают возможность детям стрелять друг в друга! В итоге мы с вами получаем испорченное поколение. Предлагаю запретить несовершеннолетним участвовать в подобных играх!
Вторая современная проблема - электронные сигареты, их можно купить в свободном доступе, и любой ребенок может их приобрести! Если запрет будет принят на законодательном уровне, нам будет проще бороться с таким явлением!
- Давайте не будем скрывать, что дети дома играют в военные стратегии, - ответила начальник Управления образования Департамента по социальной политике Администрации Саранска Оксана Шуляпова. - В республике проходит мероприятие «Зарница», где дети тоже изучают оружие. Главное - правильно организовать работу взрослых, ведь мы готовим в том числе и защитников Отечества. Если взрослые рядом - ни один ребенок не будет рассматривать оружие как средство массового поражения. Наши дети не должны быть инфантильными заложниками интернета, они должны быть активными и иметь гражданскую позицию.
Занятость ребенка как сдерживающий фактор
- Чаще всего администраторы и организаторы «групп смерти» преследуют несколько целей, - убеждена Оксана Шуляпова. - Первая - манипулирование людьми, желание обладать неограниченной властью. Именно поэтому все организаторы подобных групп - люди, способные к лидерству, высокоразвитые и образованные не только в сфере коммуникаций, но и в сфере психологического манипулирования и кодирования.
Среди организаторов групп есть и так называемые неполноценные люди, которые не могут самореализоваться, люди с заниженной самооценкой. Эта категория людей также садится за компьютеры и начинает управлять нашей молодежью.
При работе со школьниками надо говорить о ценности жизни, и с этого края подходить к проблеме! Человек ценит жизнь, когда у него есть цель, и цель эту надо помочь ребенку сформировать под патронажем взрослых. В каждом ребенке есть крупицы таланта и потенциал, и эти крупицы должны развиваться!
Важный факт - занятость ребенка. Когда ребенок увлечен и занят спортом, культурой, саморазвитием, он не находит времени для самокопания. А в подростковом возрасте самокопание порой приводит к большим проблемам. Особое внимание надо обращать на детей-тихушников, они обычно не делятся своими проблемами, но это не значит, что проблем у них нет.
Также мы должны говорить ребенку, что каждая жизнь - не случайна, при этом работа должна быть адресной. Не менее важна работа с родителями. Система замещения духовных ценностей на материальные до сих пор существует, мы от нее, к сожалению, еще не ушли. Сейчас родители начали задумываться о будущем ребенка, наполнять его жизнь различными платными образовательными, спортивными и культурными услугами. Но эта деятельность имеет несистемный характер. Сегодня у нас на работе все хорошо - мы детей любим, на работе проблемы - уже не любим. Успех может быть в совместном проекте ребенок - родитель - педагог.
Людмила АНЮТИНА