В нашей стране квадрокоптеры пользуются все большей популярностью. Относительная ценовая доступность (около 70 000 рублей) постоянно расширяет круг владельцев беспилотных летательных аппаратов. Только в Мордовии любителей поснимать с высоты насчитывается около трех сотен. Результат - в стране задумались о введении специальных правил при использовании дронов и квадрокоптеров. Эта тема неоднократно поднималась законодателями, за последние два года регистрация дронов то вводилась, то отменялась. В итоге их всё же решили регистрировать.
«В соответствии со статьёй № 33 воздушного кодекса, беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в ней, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, - говорит представитель аэропорта Саранска Олег Царьков. - Закон вступает в силу с 5 июля 2017 года. Все аппараты указанного веса должны быть внесены в реестр малых воздушных судов Росавиации. Порядок получения регистрации пока не опубликован».
За нарушение регламента установлены штрафные санкции: 3-5 тысяч рублей для граждан, 30-50 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических - до полумиллиона.
Но даже если пилот зарегистрировал свой квадрокоптер, это ещё не значит, что его можно бесконтрольно запускать. Необходимо предварительно согласовать полёт беспилотника с органами Росавиации. «Для соблюдения законности полёта необходимо подать заявку в зональный центр организации воздушного движения Росавиации в Самаре. И другие воздушные суда летать в указанном квадрате уже не будут. Таким образом, угроза столкновения между участниками воздушного движения будет исключена», - отметил начальник Саранского отделения Пензенского Центра организации воздушного движения Юрий Коротков.
Заявку с указанием места, времени и высоты полёта в зональный центр организации воздушного движения нужно подать минимум за три часа до запуска. Сделать это можно по интернету, факсу или позвонив по телефону. Разрешение придёт в виде ответа на запрос, однако какого-либо документа на руки пилот не получит. Предполагается, что проверяющие органы также будут связываться с центром организации воздушного движения, чтобы удостовериться в законности полёта.
Однако и это ещё не всё. В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, полёты разрешаются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления. То есть для полётов, например, над городом необходимо разрешение Администрации Саранска. А во время проведения в столице Мордовии матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году над городом планируется ввести бесполётные зоны.
При этом во всех случаях запрещается использовать воздушное пространство вблизи аэропортов, в зонах взлёта и захода самолётов на посадку, а также рядом с охраняемыми объектами.
«Ужесточение правил использования беспилотников оправданно, - считает Олег Царьков. - В первую очередь они вводятся для обеспечения безопасности полётов гражданской авиации. Я думаю, что никто не хочет быть виновным в гибели людей, которая может быть спровоцирована столкновением самолёта с дроном».
Александр РУЧИНСКИЙ