Ольга Волкова: «Я клиническая оптимистка!»

Социум

Актриса 30 лет не может забыть постельной сцены с Леонидом Филатовым

Ольга Волкова и в 77 полна энергии, жизнелюбия и оптимизма. Общаясь с легендарной артисткой, королевой эпизодических ролей, как одно время называли ее коллеги, невольно и сам заряжаешься излучаемым позитивом.
На ее счету более 200 ролей в кино и театре, она умеет за несколько коротких эпизодов раскрыть характер героини, яркими штрихами прочертить ее судьбу. И все это благодаря удивительной наблюдательности Волковой, умению замечать смешное и небанальное, казалось бы, в обыденных вещах. На творческом вечере народная артистка рассказала о съемках у великого режиссера Эльдара Рязанова, постельной сцене с Леонидом Филатовым, о том, чему в профессии она обязана Алисе Фрейндлих и с кого срисовывает своих героинь.

Шпионы человеческих душ
- Актеры в своей профессии должны быть как журналисты или разведчики: иметь большие глаза и уши - они у меня есть, - с улыбкой говорит Волкова. - Ведь самый талантливый драматург - это жизнь. Ничего талантливее, чем вы видите и слышите в жизни, нет. Были, конечно, великие драматурги, но и они брали оттуда же. Очень многое я вижу в транспорте, на улице - да везде где только можно…

Алиса и страна чудес
Как оказалось, выбором актерской профессии Ольга Владимировна обязана Алисе Фрейндлих.
- Именно Алиса Бруновна привела меня в профессию, - говорит Волкова. - Мы с ней учились в одной школе, она тогда была в 10-м классе, а я в 7-м. И Алиса мне сказала: «Девочка, ты говорят, смешишь всех? Приходи в драмкружок!». А я ненавидела драмкружки! Но почему-то пошла…
Вот скажите, что значит «звезда»? Для меня это человек с такой энергетикой, что его сразу хочется слушать. Алиса Бруновна - именно такая. И если бы я тогда не пошла в тот драмкружок, то никогда бы не стала актрисой…
Через много лет Ольгу Волкову и Алису Фрейндлих объединяла уже не только профессия, но одна и та же сыгранная роль.
- На экран еще не вышел фильм «Служебный роман», а в питерском Театре Комедии мы уже играли спектакль «Сослуживцы», - вспоминает Волкова. - И в нем я исполняла роль Мымры - как раз ту самую, которую в фильме замечательно играет Алиса Фрейндлих.

Мымра для детского сада
Роль в этом спектакле помогла Ольге Волковой попасть в кино.
- Играла я Мымру неплохо, за что мне не стыдно, - вспоминает актриса. - И один из авторов пьесы, а потом и сценария - Эмиль Брагинский, узнав, что я не снимаюсь в кино, потащил меня за руку на «Ленфильм», где по его сценарию готовили фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Брагинский меня представил режиссеру и попросил попробовать на какую-нибудь роль. Режиссер ответил: «У меня есть одна роль, но там нечего играть… Воспитательница детского сада, женщина с неудачной судьбой». Посмотрел на меня и добавил: «Но вообще в вашем лице что-то такое есть». И тут я вспоминаю, что три года назад я приезжала на дачу к родственникам. Они встретили меня в ужасе: детский сад снял соседний с ними дом. Все - лето кончилось! Я вышла на крыльцо, слышу детские голоса - «пи-пи-пи», как инкубаторские цыплята. Но это было недолго. Ровно через несколько секунд по ушам хлестанул ультразвук, который принадлежал отнюдь не ребенку, а воспитательнице детского сада: «Тааак, все посмотрели на меня! Сидоров, не стыдно? Почему положил ногу на Петрова? Петров, посмотри на меня!». И так целый день. Можно было спятить. Вот это все я попыталась воспроизвести в фильме. А лет восемь спустя я проходила мимо детского сада, расположенного перед моим домом в палисадничке. Вдруг слышу раздраженное: «Маша, Маша, где ты ходишь?». Тут воспитательница увидела меня - и уже с натянутой улыбкой, «по-доброму», чуть нараспев продолжила: «Ну, где же ты ходишь, Машенька?»…

Черный список
- Сниматься я начала поздно, хотя мне дико хотелось, - вспоминает Ольга Владимировна. - Когда я попала в массовку в первой версии картины «Два капитана» (это был 1955 год, Волковой было 16 лет - прим. авт.), я пришла домой после съемок и не снимала с себя грим несколько дней. Мне хотелось чувствовать себя в гриме - это означало, что я актриса! Не брали меня никуда. А потом были времена перестройки, когда всплыло много документов, которых раньше мы не видели. И кому-то из актеров попал в руки список лиц, не рекомендованных для игры положительных ролей. Это был грандиозный, торжественный список, куда попали Юрский, Чурикова… В том числе и я. А как резюме было написано: «Отсутствие социального здоровья в лице».

В постели с Филатовым
Отдельное место в списке ролей у Волковой занимает ее Сурова - чиновница «Главного управления свободного времени», придуманного Эльдаром Рязановым для фильма «Забытая мелодия для флейты».
- Я дралась всегда за то, чтобы мой персонаж был одет по зарплате и социальной принадлежности, - объясняет актриса. - Собирая Сурову, я стала думать, какой она должна быть, что должна носить? Когда играла эту роль, я попросила у знакомых бриллиантовые кольцо и сережки, какой-то дорогой мех и модный костюм из джерси. Потому что я поняла, что чиновники такого ранга получают раз в сто больше, чем актеры, работающие в театре.

Работая над ролью, Волкова никогда не стеснялась что-то предлагать режиссерам, а порой даже придумывать детали, которых до этого не было в сценарии.
- В «Забытой мелодии для флейты» мы снимали сцену, когда герой Филатова заболевает и ему снится сон, что они с Догилевой в машине, а Сурова пытается их оштрафовать. Я придумала свой вариант. Заранее скажу, что я человек непьющий, но бутылку коньяка на всякий случай с собой взяла. Подхожу к Филатову, а Лёнечка, прекрасный актер, настоящий мужик, фантастический поэт и великий человек, любил выпить. Я ему говорю: «Лёнька, я тебе ставлю коньяк - уговори Рязанова на мой вариант!». Все ему рассказала. И он предложил: «Когда Эльдар Александрович начнет есть - побежим к нему!». Мы знали, что Рязанов, когда ел, был очень добрый. Но если он был голоден, то лучше к нему не подходить. Тут приходит время обеда, Эльдар Александрович ушел в свою машину. Я говорю: «Лёня, он ест - побежали!». Мы влетаем в машину, и Леня сразу выпаливает: «Эльдар Александрович, у Ольги предложение - по-моему, неглупое». И тут начинаю рассказывать уже я. Говорю: поскольку герой Филатова Сурову не выносит, то можно сделать так, что его любимую в исполнении Догилевой арестовывают, а он совокупляется с Суровой - что может быть страшнее? Рязанов переспросил: «А как это?». Я объяснила: «Представляете, героиня Догилевой стучит в окно, а там поднимается Сурова и смеется во весь рот, показывая золотые зубы». Эльдар Александрович уточнил: «А откуда ты зубы возьмешь?». Я ответила: «Они здесь!». И вставила в рот заранее приготовленный кусок фольги. Рязанов говорит: «Ну попробуем!».

А я до этого делилась с Ларкой Малеванной: «Лариска, ты целовалась с Филатовым! Какая ты счастливая! Он мне самой так нравится - я прямо влюблена в него!». И вдруг мы оказываемся с Филатовым в машине, и Лёня говорит: «А что ты сидишь? Раздевайся!». Этого я как-то не учла. Спрашиваю: «Как раздеваться?». Он отвечает: «Догола! А что ты думаешь, мы дурака тут с Догилевой валяли?». Тут через стекло стучит Рязанов и говорит: «Оля, значит, все с себя снимаете и ложитесь на Филатова. По стуку Догилевой растрепанной поднимаетесь - и делаете свою улыбку». А у меня только что родился первый внук… Женщины меня поймут. Жуткие нравственные страдания! Мы остаемся с Филатовым, и тут я говорю: «Лёнечка, мне холодно - тебе, по-моему, тоже. Давай выпьем?». Повторюсь, я непьющая. Но глоток - в себя, глоток - в него… Филатов в это время деликатно держит мое пальто, а я за ним раздеваюсь - и потом шлепаюсь на Лёню… Чтобы выверить кадр, фокус и прочее, это повторялось раз двадцать! Ржали все до слез. Мне было хуже от кадра к кадру, я уже не понимала: где Лёня, где я, каким местом я на него ложусь… В итоге в тот вечер я обнаружила себя сидящей в каком-то маленьком помещении в своей гостинице. Рядом сидели женщина, которая заведует ключами, и какой-то проезжий человек. А я им заплетающимся языком хвастаюсь: «Я бабушкой стала, и сегодня я целовалась голая с Филатовым!». Но ту сцену Эльдар Александрович все же вырезал…

Райская птица ее души
Ольга Волкова никогда не теряет оптимизма. О себе она часто говорит с иронией, при этом Ольга Владимировна всегда очень открыта и искренна.
- Я такая, какая есть! Вы же видите мой клинический оптимизм! Недавно у Марка Твена прочитала изречение: «Лучше быть молодым навозным жуком, чем старой райской птицей». Как думаете, что мне предпочтительнее? Я предпочитаю быть старой райской птицей. Потому что быть молодым и пахнуть дерьмом - невыносимо!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости