«Агропромышленный комплекс – флагман экономики Мордовии»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
15 июля музей имени С.Д. Эрьзи открывал Международный симпозиум современного искусства «Точки соприкосновения», который состоялся в рамках федеральной целевой программы «Культура России». В Саранск для участия в нем приехали молодые художники из разных городов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Воронежа, Перми - а также гости из Эстонии и Чехии.
Чешский гость был, пожалуй, самым ожидаемым. Виктор Сафонкин давно покинул родную Мордовию, но здесь его многие помнят и с нетерпением ждали встречи с художником и его работами. По признанию директора музея Людмилы Нарбековой, переговоры о выставке Виктора Сафонкина на родине велись давно. «Наконец он здесь и привез свои работы. Мы постарались сделать приятный сюрприз всем и за несколько часов организовали экспресс-выставку его работ. Нашему небольшому городу не хватает каких-то свежих идей, новых форматов. Музейная площадка несколько консервативна, и, наверное, нам не хватает каких-то «вольностей», поэтому и родился этот проект.
Автор и куратор проекта Евгения Сибирцева так говорит о своем детище: «Симпозиум - уникальная возможность понаблюдать за художником во время творчества и увидеть плоды этого творчества. Это открытый процесс, все желающие могут прийти и посмотреть, пообщаться с художниками. Кроме того, будут проходить творческие встречи с художниками в стенах музея, мастер-классы. Можно будет увидеть, как из ничего создается нечто».
Сами художники рассказали об идеях, которые им предстоит воплотить в нашем городе - в стенах арт-гаража. Наибольший интерес у собравшихся вызвали работа Виктора Сафонкина и проект пермского скульптора Алексея Татаринова, известного оригинальными произведениями далеко за пределами своего края. Алексей Татаринов на открытии симпозиума признался, что учился скульптуре по произведениям Степана Эрьзи.
Виктор Сафонкин в начале встречи пытался вежливо уйти от разговора с журналистами. - «Я не общался с журналистами три года, был весь в работе. Мне даже трудно мысли свои сейчас излагать». Но промолчать не получилось, в ходе мероприятия он честно говорил о своем творчестве, об искусстве вообще и о современном обществе.
«Мне интересно вместе со всеми реализовать свой проект в рамках этого симпозиума, поскольку сегодня я вошел в новую реальность, перечеркнул все, чем занимался раньше, увлекся так называемым новым реализмом, - завил художник. - Мне больше не хочется каких-то абстракций. Можно сказать, что я превратился в мясника, которого интересует мясо. Начинаю со скелета, потом он обрастает сухожилиями, мышцами, кожей. Полотно большое, я, наверное, немного погорячился. Но, надеюсь, оно будет иметь форму, идею, и это будет провокацией мозга».
«Для художника важно состояние жизни, одиночество, внутреннее созерцание. Но приходит момент, когда воплощенные идеи требуют зрителя», - признается Виктор Сафонкин. Может, поэтому он пошел на необычный на него шаг - перед самой поездкой на родину свернул в рулон свои картины и привез их в Саранск. Город, в котором помнят его первую выставку, помнят совсем другие его картины, увидел нового Виктора Сафонкина. Больше десятка его работ сейчас выставлено в фойе музея имени Эрьзи. Вот их названия: «Три попытки», «Выпекание хлебов», «Похищение Европы», «Exit», «Мертвая и живая вода», «Золото», «Не плачь, милая», «А ты не верила!», «Искатели сокровищ», «Управители осенью».
«Художник обладает более тонким восприятием реальности. Он предвидит многие вещи, подспудно воспринимая происходящее в мире на шаг вперед, музыкант ли это, живописец или литератор. Это не зависит от самого художника, это зависит от портала, к которому он подключен. У меня была выставка в Чешской республике, посвященная Европе. На нее пришли высокие чины из Брюсселя. Одна моя работа называлась «Европа в окружении духов войны», на ней я изобразил, как классическая Европа в скульптурном ее видении тянет телегу с различными тварями, которые орут и тащат ее назад. Вторая работа называлась «Европа. Скорей бы рассвет». Так вот, когда еврочиновник увидел мои работы, он спросил: «Русский? Почему у вас все так мрачно?».
Когда сейчас люди видят те мои работы, они недоумевают. Это 2008 год, когда в Европе все было прекрасно... (Разговор состоялся в пятницу, когда весь мир узнал о теракте в Ницце, - прим. автора.) Реальность определяет идеи художника. Художник должен заявлять свою позицию. Без гражданской позиции нет никакой живописи, никакого искусства. Вы видите, до чего довела толерантность Европу, это - «люби всех».
Часто слышу, что мои работы слишком мрачные, но по-другому художник не может, он должен показывать чаяния и проблемы общества, неразрешенные задачи, накопленные за последнее время, проецировать будущее. Я показываю, к чему приведут все эти политические общественные вакханалии. Цивилизация началась с табу. Как только исчезает табу, пропадает цивилизация. Есть такое выражение «цветные гробы», когда внешне человек выглядит презентабельно, а от него смердит. У западного общества сейчас есть все: социальные гарантии, они вкусно кушают, хорошо одеваются, но сама суть жизни утрачивается. Отсюда проблемы, а не из-за того, что пришли какие-то силы извне…
Два года назад я перечеркнул все, чем занимался раньше. Проще было застрелиться… То, над чем я сейчас работаю, - это живопись, в которой много мяса. Там нет понятия «радовать глаз». Там провокация. Все эти вещи неподготовленного зрителя могут вводить в транс…».
Гостья из Эстонии - театральный режиссер Елена Сабинина - живо отреагировала на слова Виктора о европейском искусстве и обществе: «Я тоже живу в Европе и вижу много отвратительного, ужасного в эстетике современного искусства. Столько вещей могут нас унизить, растоптать - искусство все-таки для того, чтобы немножко приподнять человека, помочь ему. Есть в Европе и другое искусство, не только доктор-смерть с препарированными трупами, которое говорит: «Живи, радуйся, люби».
«Если мы будем абстрагироваться от реальности, она никуда не исчезнет», - отвечает Виктор Сафонкин.
Первая дискуссия художников показала, насколько разные взгляды на современное искусство у участников симпозиума. Тем более интересно будет увидеть, чем закончится творческий эксперимент гостей Саранска, которые будут работать в разных направлениях с разными материалами. Вера Голубева из Санкт-Петербурга обещала, например, что с ее творением из стекла, дерева и бумаги мы услышим, как растет трава. Будут на симпозиуме арт-объекты из стекла и бетона, будут точки соприкосновения современных жителей Саранска с исторической памятью общества. Молодые художники обещали: «Будет интересно!».
Программа Международного симпозиума «Точки соприкосновения»
20.07.2016
14:00 - Творческая встреча с Александрой Коденцевой (г. Воронеж)
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
15:00 - Показ фильма «Ариран» (Ким Ки Дук, Южная Корея, 2011)
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
21.07.2016
14:30 - Воркшоп с Аленой Будариной и Натальей Матвеевой (г. Тольятти)
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
15:00 - Показ фильма «Уродливая красота» ( BBC, Вальдемар Янушчак, 2009, Великобритания)
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
22.07.2016
13:00 - Конференц-связь, обсуждение итогов дрейфа Передвижной лаборатории «Мы здесь будем»
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
15:30 - Творческая встреча и мастер-класс с Виктором Сафонкиным (Чехия)
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
23.07.2016
14:00 - Лекция на тему «Современное актуальное искусство в городской среде». Ирина Сосновская (искусствовед, арт-журналист, ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства и исполнительный редактор журнала «Диалог искусств») (г. Москва).
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
16:00 - Круглый стол «Современное актуальное искусство в городской среде» (пресса, художники, искусствоведы, творческая общественность).
(Музей им. С.Д. Эрьзи)
24.07.2016
16: 00 - Заключительная выставка симпозиума (Арт-гараж)
Галина БАЛАШОВА, фото Юрия ГЛЕБОВА
Поделиться в соц. сетях:
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»