890 километров преодолели на велосипедах два саранских панк-рок-музыканта Антон Кудимов и Михаил Менякин. Cегодня мы публикуем путевые записки и впечатления, которыми они поделились с нашим журналистом.
Старт
Мысль отправиться в велопутешествие появилась настолько давно, что сейчас уже даже и не упомнишь, когда именно она оформилась в идею. Мы решили поехать в Абхазию. На тот момент у нас даже не было нормальных велосипедов. Мишаня гонял на старом «пежо» середины 80-х, а я - на чуть более свежем «рекорде». Стоит признаться, мне даже нравилось. Короче, мы скопили денег и купили себе нормальные шоссейники с хорошим обвесом. Заказали на них сумки у умельца в саранской турмастерской, подготовили маршрут, начиная с Волжского и далее через Сальск, Усть-Лабинск, Туапсе, Сочи и туда дальше в «субтропики».
Идея состояла в том, чтобы самоорганизоваться и отправиться в независимое путешествие, где всё зависит только от тебя. Мы хотели обратить внимание людей на проблему транспорта и инфраструктуры, продвигать идеи велосипедизации общества, здорового образа жизни, экологии и независимых путешествий, но не нашли понимания внутри локального сообщества Саранска. Именно поэтому мы оставили городские дороги, полностью обкатанные надоевшие спальные районы, отправившись к Новому Афону.
Волгоградская область, куда мы добрались на автобусе, встретила нас разбитыми дорогами и скудными на растительность пейзажами. Но мы воспринимали всё немного иначе - десятки дружелюбных лиц, старые и новые знакомые.
А дальше - дорога… Сумерки угнетают, мысль, что до точки еще 60 км, - угнетает, ямы - угнетают. Внутри что-то первобытное отзывается отголосками, когда начинает садиться солнце, в это время хочется спрятаться в комфорт, от которого всегда так хотел убежать. А на завтра план - продвинуться еще на 160 км.
Стемнело, мы дали еще около 7 километров по незнакомому городу Котельниково и разбили палатку. Как потом оказалось, там, где начинается целая полоса диких тюльпанов. Уснули и проснулись с отличным настроением, а первые 10 километров ехали, глядя по сторонам на пейзаж из сухих деревьев, луговой травы и отцветающих красных тюльпанов.
Забавно и увлекательно уезжать от грозовой тучи, которая вот-вот начнёт лить дождём тебе на заднее колесо. Эта гонка продолжалась на протяжении двух с половиной часов, за которые мы проехали 60 километров быстрее, чем когда-либо. Кажется, даже ветер и неровности ландшафта были на нашей стороне!
Доехали до города Кропоткин. Дождь до нас все-таки добрался, намокли, придётся мыть велосипед и смазывать цепи. Сейчас сели на «собаку» (так путешественники называют электричку) до Усть-Лабинска, где можно поесть нормальной еды, помыться, постираться и набраться сил.
Вообще, очень придают бодрости сообщения с пожеланиями, которые мы получаем через социальные сети - в поисках «вписки» (ночлега), маршрута, да и просто комментарии. Спасибо всем за это!
Эх, дороги
Следующие два дня - сегодняшний и завтрашний - мы делаем максимально ненапряжными, чтобы ноги и разум пришли в себя. Когда мчишь 35 км/ч с попутным ветром, забываешь о боли в пояснице, заднице и кистях, но это сказывается на твоем состоянии к утру - организму нужен отдых, чтобы привести нервную систему в порядок. Мы еще не изучили этот вопрос, но чувствуем, что пора отдохнуть. Сегодня было 70 км. И завтра будет столько же.
По поводу лекарств. Вода - лучшее лекарство, когда ты под солнцем потеешь, да еще находишься под нагрузкой. Когда-то давно я переводил спортивную статью для веган паблика как раз про это. Мишаня мажет колени охлаждающей мазью после покатушек, а сейчас ходит с эластичным бинтом, я мажу губы гигиенической помадой и капаю глазные капли. Крем после загара мы купили с небольшим опозданием, но это не беда, сами же знаете, главное - быть, а не казаться! Три раза в день пьем аспаркам - не знаю зачем, Миша сказал, что надо. На всякий случай взяли с собой таблетки от диареи.
И да! Какое это облегчение смыть с себя всю грязь, которая налипла на тебя за четыре дня...
Ещё сегодня узнали, что в нашем родном Саранске появилось сообщество #надобольшекатать, посвящённое велоспорту. Мишаня предлагает им отправить наши результаты и поёрничать, но мы же не какие-то высокомерные увальни, чтобы подкармливать этим своё эго.
Да и вообще, преодолевая такие расстояния на велосипеде, встречаешь большое количество людей и понимаешь, что ты в своём мирке-вакууме совсем не один, и то, что ты решился, как идиот, на такое, не делает тебя супергероем, потому что где-то тут за стеной, в соседней квартире мама воспитывает ребёнка, а чуть дальше батя на повышенных тонах что-то объясняет сыну. И все они - правы, все они - молодцы, ибо именно так легла их дорога.
Хочу написать немного о программном обеспечении и железе, которое мы используем. Первое - Maps.me оффлайн-карты и навигатор. Если в телефоне нормальный GPS-модуль, то все работает отлично. Но сегодня он повёл нас через разбитую дорогу. Через долбаный щебень. На шоссейных ободах. Щебень, песок. Колёса 23. 6 километров через эти разбитые дороги.
Новые знакомства
Сегодня проехали 90 км и даже не устали. Пришлось сесть на электричку Куринский - Туапсе, т.к. узнали, что перед перевалом Шаумян начинаются грунтовка и четырёхкилометровый подъём. Да и дождя напугались, честно говоря. Про плохую дорогу нам поведал дед без руки, который, как он утверждал, после срочной службы в Западной Украине прошёл и Афган, и Карабах, а потом на лесоповале, здесь в Краснодарском крае на Кавказе и потерял руку. Поели вкусных пирогов с капустой, запили чаем, дослушали его историю и поехали преодолевать очередной подъём, но нам помешал тот самый дождь.
Мой товарищ Николай как-то сказал: «Я посмотрел фильм «Жить» и теперь боюсь ездить в электричках». Кратко: там пацана гопанули, избили, и он умер. У нас же было все иначе, к нам подошёл деревенского вида южанин, представился Захаром и начал расспрашивать с сильным акцентом: кто мы такие, откуда, сколько стоит такой байк, с камерами колёса или без, что за интересные педали и т.п. Потом завязалась интересная беседа о его жизни, он рассказывал нам, как служил в Чечне во время контртеррористической операции, как ездил в бронепоездах из Владикавказа в Ингушетию, чем отличаются кумулятивные снаряды от осколочно-фугасных, как недавно вышел, как сидел за сбыт шмали, в какой колонии Мордовии сидели его друзья. Мне было с ним комфортно общаться, несмотря на то что мы были разной культуры и, казалось бы, нам друг друга не понять, но я не побоялся сказать, что мы с Мишей вегетарианцы, что значат наши татухи, почему носим тоннели и зачем поехали в такое путешествие. В этот раз я забыл включить камеру, чтобы подготовить материал для фильма, а жаль. Мы говорили о кухне, кулинарии, ягодах, обсуждали цены на орехи, продумывали их сбыт в Мордовии и даже хотели организовать потребительский кооператив. Он сказал, что пришлет нам банку инжирного варенья, и оставил свой номер. Мы общались почти полтора часа, пока не приехали в Туапсе.
Мир не без добрых людей
Туапсе. Мы устали ходить по местным паркам и набережной и хотим уже двигать дальше, но боимся, что опять попадём под дождь. Мишаня ездил за керосином на велике уже под вечер и был удивлен, что ПДД со стороны водителей здесь абсолютно не соблюдаются, говорит, что тебя подрезают все - и водители маршруток, и всякие мажоры на «порше». Тут, говорит, либо едешь очень быстро, чтобы влиться в поток, либо очень медленно, так как город холмистый.
Ещё все местные велосипедисты на маунтинбайках передвигаются исключительно по тротуарам, даже какой-то старый наряженный дед в элегантных велотрусах с конкурса и соревновательной джерси на титановой «Виттории» ехал по набережной, аккуратно объезжая пешеходов.
Ну да ладно. Если мы завтра не стартуем в Абхазию, то по крайней мере прокатимся до аэропорта, посмотрим новострой и снимем несколько видосов с города.
По дороге со мной произошел забавный случай. На крутом спуске на въезде в город из моей сумки выпали очки, ударились о колесо, стекла вылетели из оправы, и их было уже не подобрать, сами понимаете, стремительность спуска, скорость и бешеные водилы. Потом мы остановились пофоткаться, и, пока были увлечены этим процессом, к нам подъехали ребята со ставропольскими номерами, притормозили и протянули в окно мои очки: «Мы стояли фоткались, а тут вы мчитесь, смотрим, очки вылетели», - отдали потерю и поехали дальше.
Новый Афон
Днём приехали в Новый Афон. Доехали быстро, правда, немного закисли на одном из подъемов, видели эхо войны на остановке в виде следов от выстрелов, коровьи лепёхи, бурную горную Бзыбь, снежные вершины Великого Кавказского, военных в Гудаута на грузовиках неподалёку от той самой военной базы Бомбора, разруху там и тут… Наверное, видели всё, что видели и другие отдыхающие, которые выбрали для своего путешествия Абхазию. Ничего особенного.
В Новом Афоне на дороге рядом с нами остановился пожилой мужчина на «инфинити», спросил, нужна ли нам помощь, мы сказали, что нет, и поехали своей дорогой, чтобы поискать дешевую комнату. Нас никто не хотел брать на одну ночь, наверное, здесь так не принято. Уже почти уехав за город, отчаявшись с поисками, Мишаня услышал, что кто-то свистит нам в спину, я подошёл узнать, в чем дело. Мужчина сказал, чтобы я звал и своего друга. Он пригласил нас к себе в огромный дом с кучей комнат, большими столовыми и террасой с видом на море. Он сказал, что не знает, сколько это стоит, и мы сговорились на свою цену, объяснив, что нищеброды и ограничены в финансах. В итоге мы получили крутую комнату с видом на море, пляж в пятнадцати метрах от комнаты, дружелюбного и разговорчивого хозяина-абхаза, который, кстати говоря, прошёл войну в начале девяностых, порцию дельных советов, куда сходить и где, что и сколько стоит.
Как оказалось позже, это был тот самый дядька, который остановился на дороге, чтобы спросить, как у нас дела.
Итак, мы проехали 890 километров начиная от города Волжского и заканчивая Новым Афоном в Абхазии, кое-какую часть проехали на электричках из-за погодных условий и особенностей дорожного покрытия, познакомились с новыми людьми, получили туристический и спортивный опыт, потратили немного денег, хотя могли потратить ещё меньше, а самое главное, поняли, что это не последнее наше путешествие на велосипедах.
Мы расположились в Адлере и ждем нашего поезда в город Саранск, пишем родным и друзьям и отдыхаем. В заключение хочется сказать, что подобные поездки дают много времени на размышления. О добре и зле, о людях, которым ты действительно нужен, о тех, кто готов тебе помочь, даже если вы незнакомы. Такой скучный, на первый взгляд, процесс, как педалирование в течение 7-8 часов, обернулся для нас медитативной практикой. Этим летом мы планируем уехать немного дальше. Путешествовать бродягой с велосипедом - отличная идея в любом возрасте, а проводить отпуск как морж - признак того, что ты молодой старик.
Каждый день мы ищем единомышленников для совместных путешествий! Рассказывайте про нас друзьям, тематическим сообществам и оставайтесь с нами!