Некоторое время назад Саранск присоединился к проекту «Театральная Россия». В его основе лежит идея познакомить публику российских городов с лучшими театральными постановками Москвы и Санкт-Петербурга в прямой трансляции из театров.
Съемка спектаклей на сценах знаменитых на всю страну театров ведется с шести камер, и в онлайн-режиме режиссер составляет видеоряд, который по высокоскоростному интернету или спутниковому каналу связи передается на большой экран кинотеатра. Интересные ракурсы и крупные планы позволяют зрителям в зале увидеть даже больше, чем публике в зале театра. Заметим, что «Театральная Россия» признана «Лучшим социальным проектом» в номинации «Культура, искусство, религия». Спектакли в прямом эфире смотрят жители 62 городов, среди них Астрахань, Волгоград, Калининград, Омск, Нижний Новгород, Казань... А теперь и Саранск.
Журналисты «ВС» решили проверить, действительно ли проект так хорош, как о нем пишут. 18 мая в одном из залов кинотеатра «Мадагаскар» шла трансляция спектакля «Бердичев» Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Туда мы и отправились.
Честно говоря, людей в зале было не так уж много - человек 40, и, к нашему удивлению, почти все молодые люди. На большом экране показывают, как московская публика занимает свои места. Кажется, они смотрят на тебя, хочется улыбнуться или просто кивнуть им в ответ, но тут вспоминаешь, что они-то тебя не видят. Слышится театральный звонок, приглашающий всех задержавшихся занять свои места, диктор просит отключить мобильные телефоны. Занавес открывается - и саранские зрители становятся частью московской публики... Ну почти. Рядом оказались несколько молодых людей, пришедших на спектакль с пивом и чипсами. Наверное, муза театра Мельпомена подобное поведение не оценила - начало сбоить изображение. Продолжалось недоразумение недолго. Не все прошли это испытание - наши соседи, например, допив пиво, решили покинуть зал. И - о чудо! - дальше трансляция шла без сбоев. Ну есть в этом какая-то справедливость!
Маркетолог кинотеатра «Мадагаскар» Карнишева Олеся рассказала, что «сбои в трансляции были не только в Саранске, но и в других городах, все дело в неустойчивом сигнале у провайдера, хотя организаторы проекта постоянно тестируют и проверяют всю свою аппаратуру. Надо учитывать, что это онлайн-трансляция, ведь интернет дома у каждого периодически сбоит. До этого все трансляции проходили гладко. Однако хочу всех успокоить, режиссеры «Театральной России» обещали разобраться в причинах сбоя и постараться не допустить их при показе следующих спектаклей. Так что проект обязательно будет продолжен!».
Люди, которые остались, ничуть об этом не пожалели. «Бердичев» захватывает, заставляет то смеяться, то переживать, то просто затаить дыхание... Когда спектакль подошел к концу и актерам осталось произнести, наверное, по паре фраз, картинка вновь зависла, звука нет... Раздался чей-то вздох... Умом все понимают, что спектакль окончен и можно встать и уйти, но все сидят в полной тишине, пораженные, вдохновленные, завороженные. Проходит минута... вторая, а саранские зрители все не покидают своих мест. Мы еще не увидели занавес, не аплодировали актерам, нас еще не отпустила эта постановка... Вдруг кто-то не выдерживает и начинает аплодировать, некоторые тоже начинают хлопать, но не громко, как будто стесняясь. Все оглядываются, убеждают друг друга, что пора уходить, и медленно начинают собирать свои вещи... Становится ясно, что многие еще не раз придут в кино, чтобы встреться, пусть и на экране, с любимыми актерами и постановками.
После спектакля спрашиваю у одной из зрительниц:
- Вам понравился спектакль?
- Да, очень! Я в восторге и от самой постановки, и от игры актеров, и от декораций! Актеры жили на сцене, и я жила вместе с ними. Они показывают нам нашу жизнь. Это очень здорово!
- Еще придете на «Театральную Россию»?
- Обязательно! Планирую сходить и на «Мертвые души». Хорошо, что этот проект дошел до Саранска. Наоборот, жаль, что мы не сразу присоединились к «Театральной России». Конечно, этот проект надо продолжать. Думаю, со временем жители Саранска поймут всю прелесть проекта и на эти сеансы билеты будут покупать заранее.
А вот что думают о проекте сами артисты:
Сергей Гармаш, народный артист РФ: «Театральная Россия» просто приближает театр к тем людям, которые не могут приехать в Москву и увидеть все своими глазами. Раньше театры по стране много ездили: система гастролей была иная. Сегодня за счет продажи билетов гастроли можно окупить только в очень больших городах. В Туле, где в режиме онлайн показали наш спектакль «Три сестры», население не превышает 500 тысяч, а сколько по стране городов, в том числе областных центров, где жителей и того меньше? Туда такой театр, как «Современник», не доберется по совершенно объективным причинам. И если у нас появилась возможность сделать это с помощью современных технологий, этому можно только радоваться».
Дмитрий Назаров, народный артист РФ: «Почему нам так важен проект «Театральная Россия»? Потому что для артиста очень важно знать, что думает о нем его зритель. А с этим проектом у нас, у артистов, появляется уникальная возможность - играть на одной сцене для всей России! В каждом театре десятки не растиражированных кинематографом и телевидением, но прекрасных артистов, и проект «Театральная Россия» дает возможность зрителям по всей стране познакомиться с ними, открыть их».
Игорь Хрипунов, актер: «Проект «Театральная Россия» мне близок, и я готов его поддерживать. Театр - мир уникальный, прежде всего своей аутентичностью, которая в полной мере не передается зрителю, если он смотрит спектакль в записи. Понимание, что непосредственно в тот момент, когда ты стоишь на сцене, тебя видят десятки тысяч людей по всей России, вдохновляет и дает необыкновенный импульс. Передается энергетика этих зрительных залов, где бы они ни были, и без сомнения, можно сказать, что это особенное, ни с чем не сравнимое чувство».
Людмила АНЮТИНА