Уже этой осенью может существенно подорожать полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Эту меру сейчас активно лоббирует Российский союз автостраховщиков. Там поясняют, что подорожание коснется не всех категорий водителей, а только тех, кто регулярно нарушает правила дорожного движения. Впрочем, зная аппетиты страховщиков, в это мало кто верит. Цену вопроса выяснял корреспондент «ВС».
А говорили, не подорожает…
Разговоры о грядущем подорожании полисов ОСАГО ведутся с начала этого года. Первоначально это связывали с необходимостью замены страховых документов старого образца на новые бланки. Необходимость этого шага, кстати, до сих пор понятна далеко не всем. Объяснения представителей страхового бизнеса о том, что новые бланки будет невозможно подделать, должного эффекта не возымели. Водители, тем не менее, смирились с предстоящим обменом. Но, судя по всему, это был лишь своего рода тест на терпимость. Прошло совсем немного времени, и страховщики нашли новую причину для повышения цен на страховые документы. На этот раз речь идет о применении при расчете стоимости полиса так называемых коэффициентов аварийности. Страховщики провели какие-то исследования и выявили взаимосвязь между повторным нарушением некоторых правил дорожного движения и количеством дорожно-транспортных происшествий, которые происходят впоследствии. Так вот, по оценкам страховщиков злостные нарушители правил дорожного движения серьезно усугубляют убытки страховых компаний. Именно по этой категории водителей и решено нанести финансовый удар.
По слухам, прямо сейчас готовятся новые поправки в действующее законодательство, которые подробно пропишут, кто, сколько и за что должен будет платить. Велика вероятность того, что новые правила расчета стоимости полиса ОСАГО начнут применяться уже осенью этого года. Как удалось выяснить «ВС», в настоящее время камнем преткновения является вопрос о том, какие именно нарушения ПДД будут учитываться при расчете стоимости полиса ОСАГО. На сегодняшний день этот вопрос находится в стадии обсуждения. Впрочем, и так понятно, что выезд на встречную полосу или проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, а также превышение скорости наверняка войдут в перечень нарушений, которые будут взяты за основу при проведении расчетов. Что же касается таких нарушений, как выключенный ближний свет или перевозка детей без специальных удерживающих устройств, то здесь ситуация немного другая. Точнее, ситуации, в которых водитель может допустить то или иное нарушение правил, бывают разными. Нередки случаи, когда водитель вынужден пойти на то или иное не самое грубое нарушение. И что, это тоже отразится на стоимости полиса ОСАГО?
Еще один парадокс грядущих изменений заключается в том, что обсуждения по этому вопросу ведутся не в открытом режиме. По крайней мере, широкая водительская общественность не имеет возможности принимать участие в этих обсуждениях. А это, честно говоря, тревожный момент. Ведь в последнее время автолюбители в качестве основной причины возмущения политикой страховщиков называют тот факт, что игра идет фактически в одни ворота.
Я считаю до пяти
По всей вероятности, сомневаться в том, что уже этой осенью законодательные поправки вступят в силу, не приходится. А если так, любопытно взглянуть на формулу, которую Российский союз автостраховщиков планирует взять за основу при расчете стоимости полиса ОСАГО для рядовых потребителей.
Согласно опубликованным данным, во главу угла будет ставиться аккуратность водителей на дорогах. Для тех, кто не нарушает правил дорожного движения или делает это очень редко, стоимость полиса не изменится. Так во всяком случае утверждается. А вот тем, кто пренебрегает аккуратностью, придется за это платить. Сколько? Это напрямую будет зависеть от количества нарушений правил дорожного движения, допущенных водителем в течение одного календарного года. Базовая стоимость полиса ОСАГО будет умножаться на коэффициент 1,86 для водителей, совершивших в течение года от пяти до девяти нарушений ПДД. Коэффициент 2,0 будет браться за основу при расчете стоимости полиса для водителей, нарушивших правила от десяти до четырнадцати раз за год. Для тех же, кто умудрился накосячить от пятнадцати до девятнадцати раз, базовая ставка будет умножаться на коэффициент 2,26. К нарушившим правила от двадцати до двадцати четырех раз будет применяться коэффициент 2,45. Следующим станет коэффициент 2,65. Его будут применять к водителям, нарушившим правила от двадцати пяти до двадцати девяти раз. На 2,85 будет умножена базовая ставка для автолюбителей, допустивших в течение одного года от тридцати до тридцати четырех нарушений ПДД. Наконец, для тех, кто попадется свыше тридцати пяти раз в год, коэффициент аварийности составит 3,04.
Очевидно, предлагаемая система может показаться не только логичной, но и очень даже справедливой. Ведь платить больше, согласно замыслу страховщиков, должны будут только те, кто пренебрегают не только собственной безопасностью, но и безопасностью окружающих. Соответственно, увеличение стоимости полиса ОСАГО может стабилизировать непростую ситуацию на российских дорогах. Ведь по статистике количество ДТП со смертельным исходом в нашей стране год за годом остается на очень высоком, если не сказать пугающем уровне. Так что определенные шаги в этом направлении предпринимать просто необходимо.
С другой стороны, ни для кого не секрет, что одним из факторов высокой аварийности в нашей стране являются плохие дороги. Но это обстоятельство никоим образом не учитывается. Еще один момент касается поведения самих страховых компаний. Известно, что многие из них и до введения новой системы драли с водителей три шкуры при оформлении полисов автогражданки. В подавляющем большинстве случаев автовладельцев заставляют страховать не только свою ответственность при дорожно-транспортном происшествии, но и жизнь, имущество и много чего еще. Многочисленные попытки навести порядок в этой сфере окончательным успехом так и не увенчались. Соответственно, нет уверенности и в том, что после вступления в силу нового порядка расчета стоимости полиса ОСАГО страховые поборы с водителей будут прекращены. Велика вероятность того, что к ним просто добавится дополнительная статья расходов в виде коэффициента аварийности. В результате стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности для неаккуратных водителей по сравнению с сегодняшними значениями может увеличиться в разы.
Автовладельцы обходятся слишком дорого
Как отмечают эксперты, страхование автогражданской ответственности невыгодно прежде всего самим страховщикам. По их заявлениям, они выплачивают слишком большие суммы в качестве возмещения после ДТП и стоимость полисов ОСАГО их никак не покрывает. Поток жалоб особенно возрос после того, как был увеличен размер выплат после дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди. Напомним, лимит по таким случаям был повышен до полумиллиона рублей. С учетом количества аварий, которые ежедневно происходят на дорогах страны, заявления страховщиков на этот счет вполне понятны.
Однако сейчас все громче высказываются мнения о том, что повышение стоимости полисов ОСАГО имеет некий сакральный смысл. Конечная цель в данном случае предельно проста: сократить количество автолюбителей в стране, в первую очередь за счет злостных нарушителей. Дело в том, что только по данным 2014 года на официальном учете в России стояли почти двадцать миллионов автомобилей. Причем значительная часть из них - это автомобили с датой производства свыше пятнадцати лет. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять простую истину: ни дорожная инфраструктура, ни общее состояние аварийности на дорогах страны от такого показателя не выигрывают. В связи с этим такой шаг, как повышение стоимости полисов ОСАГО, выглядит вполне оправданным.
Примечательно, что толковых советов рядовым автовладельцам сейчас не может дать практически никто. Да и в самом деле, что тут советовать? Мнения самих автолюбителей на этот счет звучат предельно просто, если не сказать больше.
- Если стоимость полиса ОСАГО увеличится, мне придется задуматься о продаже своего автомобиля, - признается житель Саранска Михаил. - Содержать его мне будет просто не по карману!
Слабым утешением для этого человека может стать тот факт, что в такой же ситуации он может быть не одинок.
Алексей КОНСТАНТИНОВ