Ценить достигнутое и двигаться вперед

Социум

Члена комитета Государственной думы по вопросам собственности Сергея Чиндяскина почему-то принято считать одним из самых непубличных парламентариев. Суждение далеко не бесспорное, если учесть, что «ВС» удалось без особых проблем не только связаться с ним, но и взять интервью. Истинная же причина такой закрытости кроется, видимо, в том, что депутат от Мордовии предпочитает не выставлять свою деятельность напоказ, справедливо считая, что оценивать ее нужно не по словам, а прежде всего по делам. Кстати, в совокупном рейтинге законодательной деятельности из 450 депутатов ГД он занимает 160-е место.
- Сергей Викторович, что, по вашему мнению, должно стать центральной темой в работе нового состава Госдумы? Чего ждут от нее избиратели?
- Говоря в нескольких словах, люди ждут улучшений в качестве жизни, помощи в решении насущных проблем. Знаете, в конце 1990-х накануне выборов Главы Мордовии сельские жители просили нас только об одном - газифицировать их населенный пункт. Сегодня запросы растут. Теперь мало просто подвести дорогу к деревне - она должна проходить по улицам. Газ провели - нужны водопровод, канализация. Менталитет понемногу меняется. Возможно, даже для нас самих незаметно. Поэтому я и призываю, заглядывая в будущее, ценить достигнутое.
- Сроки бесплатной приватизации жилья постоянно продлеваются. С чем это связано? Не пора ли раз и навсегда установить понятные всем правила, по крайней мере, внятно объяснить, кому стоит приватизировать дома, квартиры и комнаты, а кому, напротив, есть смысл воздержаться.
- Действительно в соответствии с принятым в феврале текущего года законом срок бесплатной приватизации жилых помещений продлен до 1 марта 2017-го. Объясняется это тем, что многие, в том числе ожидающие расселения граждане, могли лишиться возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. И таким образом были бы поставлены в неравные условия с россиянами, уже успевшими получить жилье и оформить его в собственность. Кроме того, в Крымском федеральном округе сейчас продолжается инвентаризация многоквартирного жилфонда. Жилые помещения передаются в муниципальную собственность, ведется их кадастровое оформление.
Принимая данное решение, мы стремились не нагнетать понапрасну обстановку в обществе, оставить выбор в конечном счете за самими людьми. Не секрет, что значительная часть населения не соглашается приватизировать свое жилье лишь потому, что преследует при этом свои цели. Кто-то банально не видит в приватизации смысла. Другие хотят сэкономить на налогах. Третьи надеются улучшить условия проживания за счет муниципалитетов или работодателей. По данному вопросу идут дискуссии. Существует множество мнений. Одни предлагают продлить приватизацию бессрочно, другие - больше не продлевать, третьи - оставить продление только некоторым категориям граждан, например детям-сиротам. Окончательное решение будет принято осенью.  
- С нынешнего года налог на имущество начисляется не по инвентаризационной, как прежде, а по кадастровой стоимости. Чем обусловлено такое решение? Неужели только лишь стремлением государства увеличить объемы бюджетных поступлений за счет рядовых хозяев квартир, домов, дачных или приусадебных участков?
- В начале 2013 года упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй в последние два года, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся.
Казна недополучала немалые средства. Свой вклад в эти недоборы вносило и освобождение льготников от уплаты налога на всю недвижимость, порой весьма многочисленную, оформленную на них предусмотрительными родственниками.
Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа, она не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитную недвижимость в центре российских городов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.
Подобные перекосы исключены, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенной к реальной стоимости жилья.
Принятый 4 октября 2014 г. Федеральный закон № 284-ФЗ дополнил налоговый кодекс главой 32 «Налог на имущество физических лиц». В котором допускается установление дифференцированных ставок и предусматривается постепенный переход на исчисление «имущественного» налога, исходя из кадастровой стоимости до 2020 года. Причем речь здесь идет не только о домах, квартирах или комнатах, но и о гаражах, машино-местах, единых недвижимых комплексах, вплоть до объектов незавершенного строительства и прочих строений, зданий, помещений.
Не надо пугаться этого налога. И в федеральном налоговом законодательстве и на региональном законодательном уровне местного самоуправления уже установлены льготы - не вся площадь будет облагаться налогом. А именно: 20 кв. м от общей площади любой квартиры не будет им облагаться, 10 кв. м - от комнаты и 50 кв. м - от площади дома.
Мы проводили подсчеты, и, говоря откровенно, полученные результаты никого не шокировали. Выяснилось, например, что платежи среднестатистической российской семьи вырастут совершенно незначительно. А в ряде случаев и вовсе снизятся, как, скажем, при расчете стоимости обычного деревенского дома. Вот кому новый порядок и впрямь крайне невыгоден, так это гражданам, владеющим десятками квартир, построек. Их следует успокоить только тем, что прежняя система не могла длиться вечно. 
- Предполагается ли и в дальнейшем регламентировать деятельность кадастровых инженеров? Ведь сегодня они зачастую еще весьма слабо отвечают за последствия собственных просчетов.
- Ранее этой работой занимались землеустроительные организации. С 1 января 2011 года кадастровой деятельностью вправе заниматься кадастровые инженеры.
Как показывает статистика, более 30% документов, подготовленных кадастровыми инженерами в первом полугодии 2013 года, не соответствовали установленным законодательным требованиям. В основном органы кадастрового учета отказали в регистрации владельцам недвижимости из-за неправильно проведенного согласования границ земельного участка, несоответствия предоставляемых технических или межевых планов принятым нормативам. С 1 января 2014 года закончился переходной период для органов БТИ, теперь выполнять кадастровые работы могут только кадастровые инженеры. Подготовленные документы они подписывают от своего имени и удостоверяют личной печатью. Соответственно, они несут личную ответственность перед заказчиком за качество выполненных работ, вне зависимости от того, в организации они трудятся или работают самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей. Российское законодательство предполагает административную и имущественную ответственность кадастрового инженера в случае совершения им кадастровой ошибки:
1. Аннулирование аттестата. 
2. Имущественная ответственность. Кадастровый инженер, который из-за некачественно выполненной работы нанес заказчику определенные убытки, обязан возместить их в полном объеме. Если специалист является членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, деньги можно взыскать с нее. 
3. Административная ответственность. За преднамеренное искажение сведений, предоставленных в органы государственного кадастра, закон предусматривает для кадастрового инженера: лишение лицензии, штрафы, обязательные работы. 
А недавно на сайте Минэкономразвития были опубликованы сведения о разработке поправок в существующий закон, предусматривающие уголовную ответственность кадастровых инженеров за внесение в планы, акты обследования и согласовании границ недвижимых объектов заведомо ложных сведений.
Предполагается ввести максимальное наказание за обнаруженные нарушения в виде 10 лет лишения свободы, а штрафные санкции увеличить от 500 тысяч до 1 миллиона рублей с лишением права заниматься деятельностью в области недвижимости сроком до 3 лет. Данные изменения на сегодняшний день рассматриваются Госдумой и вступят в силу во втором квартале этого года. Таким образом, государство стремится повысить ответственность кадастровых инженеров и снизить случаи, когда из-за их непрофессиональной работы владельцы не могут поставить на учет недвижимые объекты и зарегистрировать на них право собственности.
- И в качестве продолжения темы: сейчас в Саранске ведется масштабное жилищное строительство - уже не столько путем уплотнения существующей застройки, сколько за счет освоения новых участков, в том числе уже находящихся в частной собственности. Насколько часто к вам, как к члену думского комитета по вопросам собственности, обращаются граждане с просьбами уточнить справедливость оценки земельных участков, домовладений, изымаемых для государственных и муниципальных нужд, либо проверить правильность проведенных начислений?
- Скажу прямо, письменных, в смысле официальных, обращений, требующих разбирательства, практически нет. Мнения о том, что работы проводятся зачастую на глазок, слышать, конечно же, доводилось. Но на чьих-то предположениях нельзя составить объективную картину. Тем более что за последние годы сама процедура изъятия земель или имущества достаточно хорошо проработана и законодательно прописана.
Прежде всего стоит заметить, что просто отобрать владения, на которые у муниципалитета имеются определенные виды, однозначно не получится. Изъятия происходят только в исключительных случаях. Например если именно по этому месту должна быть проложена автомагистраль или протянута линия электропередач. Притом собственнику обязательно следует возместить все понесенные убытки, а равно даже упущенную выгоду. Более того, на материальные компенсации могут претендовать также правообладатели, владеющие землями на правах аренды безвозмездного или постоянного пользования, пожизненного владения. Главное, чтобы и земли, и прочие объекты недвижимого имущества были надлежащим образом зарегистрированы и использовались строго по назначению. Сам размер возмещения определяется за два месяца до направления правообладателю соглашения об изъятии.
Соответствующий закон вступил в силу около года назад. И если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия участков, то теперь там есть целая глава, посвященная данному вопросу. При разработке государство аккумулировало опыт, накопленный при застройке Новой Москвы, организации Сочинской Олимпиады, подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. И теперь он распространен на всех участников земельных отношений, находя применение, в частности, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва - Казань, а также при развитии транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года.
- Застройщики, к слову, видимо, уже начали понимать свою выгоду. Иначе чем можно объяснить, что они нередко стремятся получить участок земли якобы для последующего восстановления находящихся на нем сооружений - старинных зданий, домов или даже сараев. А на деле просто сносят их, возводя на освободившемся месте жилые комплексы, производственные цеха, особняки...
- На несовершенство законов пенять тут явно не приходится. С 1 сентября 2015 года вступил в силу Закон, согласно которому статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 4, по которому органы местного самоуправления городского округа (муниципального района, в случае если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Что касается старинных зданий и сооружений, то Государственной думой 22 марта 2016 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», который предусматривает введение нового института - защитной зоны объекта культурного наследия. Информация о данной зоне вносится в Государственный кадастр недвижимости, и устанавливаются ее границы.
- Следующий вопрос связан с ипотечным кредитованием. Именно ипотека многими рассматривается едва ли не как единственно возможный способ улучшить жилищные условия. Стоит ли ожидать принятия дополнительных мер по поддержке ипотечного строительства?
- Несомненно, что, собственно, постоянно и происходит. Так, по инициативе фракции «Единая Россия» в Госдуме российское правительство приняло решение о продлении хорошо зарекомендовавшей себя льготной программы ипотечного кредитования.
Далее: совсем недавно, 16 марта, в первом чтении были приняты поправки в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге имущества)», соавтором которых я являюсь. Речь идет о том, чтобы уменьшить риски граждан по ипотечным договорам приобретения квартир, сократить число случаев, когда заемщик даже при наличии сравнительно небольшой просрочки не может восстановить нормальный график платежей. Мы предлагаем, в частности, ограничить максимальный размер неустойки 20-ю процентами годовых или 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Причем цифры эти не окончательные. Я считаю, что размер неустойки может быть снижен еще больше - предположим, до уровня средней ставки по ипотечным кредитам. Сейчас мы внимательно изучаем поступающие замечания. В конечном итоге компромисс, я убежден, будет достигнут.
- Немало претензий люди предъявляют к работе коллекторских агентств. Что конкретно делается в данном направлении?
- В последнее время вопрос о коллекторах приобрел особую актуальность. В Федеральное cобрание и другие органы власти поступают многочисленные обращения по указанному вопросу. О существовании проблемы свидетельствуют также многочисленные публикации в прессе.
Отмечаются факты угроз жизни и здоровью должников, их запугивания, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений, незаконного использования сведений, составляющих персональные данные, включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Нарушения прав должников, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, отражают лишь часть проблем, существующих в рассматриваемой сфере, так как сведения из правоохранительных органов касаются только случаев обращений должников в ситуациях, когда нарушение их прав носит ярко выраженный характер.
Коллекторами могут также совершаться действия, не подпадающие под формальные составы правонарушений, предусмотренных действующим законодательством, но при этом создающие для должников невыносимые условия (звонки в круглосуточном режиме, завуалированные угрозы, психологическое давление, введение в заблуждение в отношении личности взыскателя и возможных последствий неисполнения обязанности по уплате долга и т.д.).
В Государственной думе находится на рассмотрении проект Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», который внесен спикерами палат Федерального собрания. Законопроект вводит ограничения для коллекторов. Он прямо запрещает применение коллекторами физической силы, угрозу ее применения, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление и введение в заблуждение. Законопроект также запрещает сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, размещать сведения о должнике в интернете, на здании или жилом доме. 
Законопроект рассмотрен на заседании Комитета Государственной думы по вопросам собственности 23 марта 2016 года. Члены комитета одобрили целесообразность введения правовых ограничений на деятельность коллекторов. Также Комитетом было отмечено, что необходимо ввести еще более жесткие меры ответственности коллекторов.
Изначально планировалось, что законопроект  будет рассмотрен на заседании палаты 25 марта. Но в Госдуму было внесено несколько альтернативных законопроектов по данной проблеме, в связи с чем профильному комитету потребовалось дополнительное время на их рассмотрение. 
12 апреля 2016 года Государственная дума на пленарном заседании рассмотрела и приняла законопроект в первом чтении. Возможно  рассмотрение законопроекта во втором чтении  уже на следующей неделе. 
- И наконец, банкротство физических лиц. Что это все-таки: «чистилище» или «индульгенция»? Есть ли здесь возможность избавиться от долгов либо, напротив, реальный шанс избежать ответственности, в первую очередь, перед кредиторами?
- Давайте исходить из того, что банкротство граждан имеет ярко выраженный социальный характер. Оно позволяет добросовестным должникам уладить свои проблемы, а в конечном итоге вернуться к нормальной жизни. В принципе в законодательстве и раньше имелась норма о банкротстве физлиц, но она крайне редко применялась на практике. Не в последнюю очередь потому, что некоторые банки всерьез опасались возможных потерь, по крайней мере формальных. Ведь порой случается и так, что их требования уже ничего не значат, хотя формально они все же есть. Конечно, в идеале закон нужно было принимать гораздо раньше - в 1990-х годах или хотя бы в начале 2000-х, когда экономика находилась на подъеме и банкротных дел было совсем немного. Но тут уж, наверное, лучше поздно, чем никогда.
Что касается «индульгенции», то банкротством это точно не является, поскольку должник обязан в течение нескольких лет выплачивать требуемую сумму либо продать часть своего имущества, за исключением единственного жилья, холодильника, телевизора и т.д.
- Однако вы же не будете спорить с тем, что, даже если гражданину не удастся погасить долг, он всем равно будет освобожден от него...
- Так и есть. Но при условии его добросовестного сотрудничества с финансовым управляющим, предоставлении сведений об имуществе и доходам. Иными словами, хочешь сбросить бремя, будь добр приложить определенные усилия. А иначе никак.
- В завершение хочется спросить вот о чем: в должности старшего помощника Главы РМ по связям с Федеральным собранием вы, как известно, сделали немало полезного для республики. Достаточно упомянуть о тщательно подготовленных рабочих встречах с Президентом и Председателем Правительства страны, по результатам которых принимались весьма значимые решения, касающиеся финансирования региональных проектов, строительства объектов или даже конкретных поручений министерствам и ведомствам. Работу в качестве депутата Госдумы вы считаете столь же результативной?
- Тяжело сравнивать. Тут и специфика иная, и поле деятельности совсем другое. Так что предпочту, чтобы на этот вопрос ответили сами избиратели. Сначала в мае на предварительных выборах, а затем - при положительном итоге - и в сентябре.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости