«На АвтоВАЗе не делают «Мерседесы»!»
Во всем мире производство фильмов - вещь очень рискованная. Можно затратить десятки миллионов долларов, не отбить их в прокате и остаться на многие годы в долгах. В России все не так. Все экономические интересы в отечественной киноиндустрии последних 17 лет часто лежат в самом процессе производства фильмов - то есть не показать фильм и заработать на продажах, как во всем мире, а реализовать все свои экономические интересы, пока осваиваешь бюджет.
«Что я жду от года Кино? Ничего хорошего, - признаётся режиссёр Арсений Гончуков. - Я убежден, что чем больше государство вторгается в ту или иную сферу искусства (а это вещи очень тонкие), тем губительнее могут быть последствия. Опять же в современном российском кино есть такие масштабные системные нерешаемые проблемы, что повлиять на них в кризисное время еще и со стороны государства - это все равно, что ложкой черпать океан.
Первое, что сделал наш Минкульт в качестве поддержки российского кино, - выделил 7 миллиардов рублей продюсерам и режиссёрам, как говорила Сова в мультфильме про Винни Пуха: безвозмездно, то есть даром. А вот Достоевский писал совсем другое: «Легче всего развратить нищего - дать ему милостыню побольше».
Отечественная киноиндустрия получает огромное количество допинга, ненормальные, неестественные подпитки (что всегда сказывается негативно на содержании кино и в целом на процессах, происходящих в киноиндустрии). И нашим продюсерам и режиссёрам можно ничего не делать, ничего не придумывать, чтобы кино было смотрибельное. При этом нет реально действующего механизма ответственности за потраченные деньги.
Вот я снял фильм «Последняя ночь»… Знаете, где его можно посмотреть? Нигде! Были, конечно, две премьеры в Москве, фестивальные показы (в Индии мы даже завоевали приз за лучшую режиссуру). А на телевидении мы - неформат! Включаешь в прайм-тайм канал РТР, а там сплошное мыло: «Доярки из Хацапетовки». Которые к концу фильма обязательно оказываются в Париже, с мужьями, миллионами и… коровами из родной Хацапетовки!».
«С нынешним дополнительным финансированием патриотических фильмов про Гагарина, про Зыкину, про легенду № 17, естественно, будет становиться все больше и больше. Ведь вряд ли дебютантам скажут: давайте, ребята, говорите о том, что наболело, и снимайте! - продолжает Арсений Гончуков. - Отечественные же продюсеры - это немногочисленное сословие очень недалеких, как правило, жадных, плохо воспитанных, неумных людей, которых не интересует ничего, кроме трех копеечек. Эти продюсеры просто привыкли к кормушке. Они на цыпочках стоят и заглядывают в глаза тем руководителям, которые распределяют государственные деньги. Я сам своими глазами видел, как они в приемной трутся с глазами котика из фильма «Шрек». Жалкое зрелище эти наши продюсеры. Им не говорят: попробуйте заработать денег, снимая хорошее кассовое кино, им просто дают финансирование. Хуже этого придумать сложно».
Во время одного из эфиров «Радио Маяк» режиссёр Павел Лунгин, снявший знаменитые «Остров» и «Царь», обмолвился, что сейчас валом смотрят английские и американские сериалы. Даже обозвал их «наркоманскими» по той причине, что, если увидеть пару серий, сразу подсаживаешься. На вопрос ведущего, почему в России не снимают нечто подобное, ответствовал вполне конкретно: «По той же причине, почему на АвтоВАЗе не делают «мерседесы».
При этом нельзя сказать, что это процесс, инициированный откуда-то сверху. Люди сами не хотят смотреть качественное умное кино. Так же, как и большинство взрослых женщин с высшим образованием в 90-е отказались от приличной литературы, без всякого давления и управления переключившись на дамские романы.
Любительский фильм собрал в прокате 2 миллиона
Если большие идеологические продукты или комедии сегодня в России худо-бедно ещё выживают, то такой суперпопулярный на Западе жанр, как хоррор, продюсеров у нас не интересует. Можно предположить, что киноиздатели не берутся за данную тему по той простой причине, что в России ужасов и так хватает. Вот взять хотя бы стандартный американский слэшер типа «Поворот не туда», где студенческая компания попадает в лапы маньяка. По ходу фильма они сворачивают в просёлок не на ту дорогу, видят заброшенную деревню, в которой монстр начинает кромсать их по очереди. В России такие деревни могут встретиться чуть ли не через каждые 100 километров, а «монстры» караулят у каждого сельпо. Часто и грим не понадобится.
Кстати, удачный опыт съёмок подобных фильмов - в глубинке и, что называется, на коленке, не затрачивая особых усилий и средств, уже есть. Обезображенный труп девушки в одном из домов на окраине Якутска, а рядом с ним кипа видеокассет. Из этого домашнего видео будто бы и смонтирован популярный якутский хоррор. Говорят, зрители в кинозале от страха нередко падали в обморок. Одно дело смотреть зарубежные, далёкие от российской действительности ужасы, а тут все происходит в родных широтах, в знакомых интерьерах. Страшно. Как рассказывает режиссер «Паранормального Якутска» Константин Тимофеев, многие по-прежнему уверены, что его картина документальная, возможно, именно поэтому при бюджете в 60 тысяч рублей фильм собрал в прокате два миллиона. На якутском телевидении в передачах о кино на Голливуд теперь просто времени не остается, весь хронометраж уходит на рассказы о местных фильмах. Их, самого разного жанра, снято уже несколько сотен, и не меньше двух десятков с успехом прошли в прокате. В Якутске теперь считается, тот, кто сделал меньше двух фильмов, еще не режиссер.
По общему мнению, первопроходцем стал местный министр культуры Андрей Борисов, который на государственные средства осуществил масштабную костюмированную постановку «Тайны Чингис Хаана», обнаружив у знаменитого полководца якутские корни. В прокате экранизация не окупилась, но сам съемочный процесс показал участникам, что кино - это не так сложно, как на первый взгляд кажется. Снимать и сниматься после этого бросились в Якутии все кому не лень.
Кстати, почему-то подумалось, что и в Мордовии с интересными сценариями проблем не будет. Опять же и актеров хватает, даже если принимать во внимание только профессиональных. Да и снимать такое самодеятельное кино, имея недорогую аппаратуру и первоначальные навыки монтажа, технически не сложно.
«Аватар», снятый в России, смотрелся бы смешно!»
Действительно, а почему в Саранске практически не снимают игровое кино? Этот вопрос мы задали Андрею Сигалу, режиссёру-энтузиасту, который старается вывести мордовское кино на новый уровень. «Нельзя сказать, что в Саранске не снимают ничего, - рассказывает Андрей Сигал. - Попытки есть. «Недевятое мая» Дмитрия Литвиненко, зомби-муви Авгура (Александр Пьянзин из Рузаевки). У последнего целая хип-хоп-опера даже снята. Рекомендую посмотреть его канал с клипами и зомби-фильмами.
Что же до финансовой составляющей, точнее отсутствия бюджета, его в расчёт можно не брать. Если снимать короткометражку с небольшим количеством локаций, несколькими актёрами, например, в замкнутом пространстве, тут можно вообще обойтись практически без денег. Что касается техники - фотоаппарат с функцией записи видео и элементарный свет. Вот и всё, что нужно.
Другое дело, что режиссёру часто приходится совмещать в себе всю съёмочную группу: и договариваться об организации, и ставить диалоги, и мотивировать актеров, даже работать с камерой. А это уже сказывается на конечном результате. Всё-таки нужно разделение обязанностей, так как кино - творчество коллективное. И главная проблема в нашем городе как раз в том, что собрать команду единомышленников, готовых работать за интерес, достаточно сложно.
Другая проблема - какие-то элементарные знания о процессе съёмки нужно всё-таки иметь. И если поступать во ВГИК и в корне менять свою жизнь проблематично, но есть желание поучиться снимать, выход есть. В больших городах достаточно много небольших киношкол, где можно буквально за три месяца пройти курс молодого бойца по кинопроизводству.
Основы кино я постигал в Москве в 2013 году. Прошёл трёхмесячный курс обучения, в конце которого студентом предоставлялась возможность снять «дипломную» работу. Именно в Москве кино делать было гораздо проще, чем в Саранске. В первую очередь, потому что там можно найти людей, которые готовы работать за идею. И актёры, и техническая группа.
У нас мастер-класс проводил Сергей Сельянов. Он рассказывал, что, когда прогремел «Ночной дозор», коммерсы стали жаждать вложиться в кино. Деньги давали любому желающему. В итоге наснимали кучу посредственных картин, которые успешно провалились в прокате. И теперь денег не допросишься. Был ещё Фонд кино, который распределял средства. Потом его свернули и функции передали Минкульту. А у них одна задача - патриотизм: Михалков и его друзья. Несколько проектов, в которых были уже вбуханы десятки миллионов долларов, свернулись.
И ещё один нюанс. На Западе в контракт с актерами и творческими участниками фильма включаются проценты от прибыли с проката, а часто только проценты, и всё. В России актёры предпочитают конкретный гонорар за съёмки, и всё. Дальнейшая судьба картины их не волнует.
Что касается российского кино, в целом отношусь к нему вполне позитивно. Нам не нужен «Аватар». Моё мнение - если взять голливудский блокбастер и кадр в кадр переснять с русскими актерами в России, то это будет выглядеть смешно и глупо. Не потому, что актеры плохие. А по причине восприятия зрителем. Не могут в России бегать Халк или Капитан Русь. В голливудском исполнении вы видим это как зарубежную сказку с вымышленными супергероями. Но нам-то куда ближе былинные богатыри или простые люди с историями, которые могут случиться с каждым из нас.
У нас полно хороших фильмов, но они не выходят в прокат. Основная аудитория кинотеатров - молодежь до 30 лет. А они хотят кушать попкорн и восторгаться зрелищными взрывами и синими человечками.
И пресловутая проблема российского кино в том, что со времен «Дозоров» не получается каждый год выдавать пачку мощных фильмов для массового зрителя. У нашего кино совсем другой смысл, и вовсе не нужно стремиться под кого-то подстраиваться. Делать нужно то, что понятно здесь, в России, а не оглядываться на Запад».
«Шлака хватает везде!»
«У меня есть знакомые киноманы, пара семейная, - очень много смотрят всего, на всех премьерах - в первых рядах, и при этом натурально гордятся, что за последние лет двадцать не видели ни одного русского фильма, - делится журналист, эксперт в области кино Олег Усков. - Я спрашиваю: «А что так?», говорят: «Наше кино - дрянь, а русские актеры похожи все на каких-то гоблинов». То есть выдвигают такой вот «аргумент». При этом - напомню - вообще представления не имеют, что в отечественном кинематографе происходит. И они в этом мнении своём очень показательны, потому как 98% граждан, хулящих местное кино, на самом деле только слышали звон, где-то вычитали и друг за дружкой повторяют теперь как попугаи. Уровень мазохизма зашкаливает: ЖКХ дорожает, хлеб кушать невозможно стало - опилки одни, правительство все делает не так и даже кино снимать разучились.
Что значит российское кино плохое? А какое хорошее? Американское хорошее? Вы серьёзно думаете, что там сплошь блокбастеры с Джоли и Ди Каприо? Я вас умоляю! Идиотских ситкомов ниже пупка и боевиков про размягчение мозга там еще больше, чем в России. Особенно с учетом, что ещё и по валу берут. Современные французские комедии видели? Удавиться проще. Там не только «Амели» снимают, ребята! Везде есть успехи, везде есть провалы, шлак, балласт, и там и здесь - очевидно же.
И, к слову, когда человек где-то с серьёзным видом начинает «лечить», что его любимый режиссер - это Бергман или Висконти, я в 98% готов биться - да хоть бы и головой - об заклад, что брешет».
Александр РУЧИНСКИЙ