Михаил Алшибая: «Я хотел собрать некий срез времени»

Социум

В субботу 27 февраля в Музее имени С.Д. Эрьзи открылась выставка «Михаил Алшибая. Коллекция. Московский нонконформизм». Нонконформисты - художники, стремящиеся быть не как все, представляющие «другое» искусство.  Работы именно таких восьмидесяти московских авторов вошли в экспозицию выставки. Среди них есть и весьма известные имена: Вячеслав Калинин, Анатолий Зверев, Олег Целков, Дмитрий Краснопевцев, Борис Свешников, Наталья Нестерова, Оскар Рабин. Пришедшие на открытие выставки имели дополнительный бонус, для них экскурсию провел сам коллекционер, который подробно рассказывал об авторах и картинах. Истории, рассказанные им, часто трагические,  позволили понять посетителям выставки, что хотел сказать тот или иной автор своим произведением и почему эти картины оказались в коллекции.
Предваряла вернисаж пресс-конференция с виновником события - известным московским коллекционером Михаилом Алшибая, кардиохирургом,  профессором, руководителем отделения коронарной хирургии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН. Пришли на встречу с московским гостем представители СМИ, врачи, художники, музейные работники, творческая интеллигенция города. Ведь не меньший интерес, чем сама выставка, вызывала и личность автора. Доктор Алшибая охотно отвечал на самые неожиданные вопросы, цитировал великих, с тонким юмором говорил об очень серьезных вещах. Началась пресс-конференция с демонстрации видеоролика операции, проводимой на сердце кардиохирургом Алшибая. После его просмотра вопрос корреспондента «ВС», что общего в работе хирурга и художника, отпал за ненадобностью. Ответ был очевиден - точность. 
Михаил Алшибая - художник от хирургии. Рассказывая о своей работе, доктор привел слова Леонардо да Винчи. «Сердце - чудесное орудие, созданное высшим художником». Убеждаясь в этом ежедневно, он и рассказывает о своем деле как художник…
О работе и вере...
- Работа у меня замечательная, но материал не очень. Иногда помирают. Редко, но бывает. До сих пор после каждого такого случая, а оперирую я уже 35 лет, каждый раз думаю, уйду, уйду из медицины. Но все-таки остаюсь...
Хирург обязан быть атеистом. Он берет на себя слишком большую ответственность и не имеет права перекладывать ее на кого-то в небе. Работа хирурга - это постоянное присутствие смерти рядом. И об этом надо постоянно помнить. В нашем деле одно неосторожное движение может быть фатально. И, наверное, это накладывает отпечаток на все остальные стороны жизни, в том числе на отношение к искусству и коллекционированию.
О семье
- Я вырос в семье врачей, которые всегда много работали, мало зарабатывали, жили скромно... Но удивительное дело, все эти врачи, родители, дед, очень любили поэзию. Я тоже помню огромное количество стихов. С изобразительным искусством я знакомился позже, уже в Москве. Сам я рисую исключительно схемы операций. Моя жена - дочь художника. У меня два сына - 21 и 15 лет. По какому пути они пойдут, я пока не знаю.
О коллекционировании...
 - Среди русских врачей всегда были коллекционеры, я только продолжаю традиции. Я всегда говорю, что не верю в арт-терапию, но верю в арт-хирургию. У меня в отделении висят картины из моей коллекции, какие-то абстракции, пейзажи...  
Искусство - дело серьезное... Я всегда хотел собрать некий срез времени, отражающий отрезок своей жизни. Должны быть в работах какая-то недосказанность, тайна, напоминание о смерти, чтобы заинтересовать меня как коллекционера. Люблю нонконформизм, потому что это был какой-то прорыв в искусстве. Конечно, не такой, как в начале XX века, но все же прорыв. Я не собирал звучные имена, мне было интересно открывать новые...   
Начало коллекции положил факт смерти художника Анатолия Зверева в 1986 году. С тех пор уже 30 лет я коллекционирую живопись, графику, пластические объекты. Сейчас в эту коллекцию входит уже 6 тысяч единиц хранения. (Чуть меньше, чем в нашем музее, - отметила директор музея Эрьзи Людмила Нарбекова.)  Приобретаю работы в основном у художников. Никогда не пользуюсь услугами экспертов от искусства. Я сам эксперт, мне эксперт не нужен. Ценностность работы, именно ценностность, а не цену, я определяю, ориентируясь на свои априорные знания. Я не просто собираю коллекцию, а общаюсь с художниками. Это одна из важнейших сторон коллекционирования. Это общение давало мне очень много.
О живом знакомстве с творчеством Степана Эрьзи
- Это не первая моя выставка в провинции. Первая состоялась в Кинишме в 2006 году. Так совершенно случайно получилось, что я в Москве собрал 15 работ давно умершего художника из этого города. А у них в городской галерее было всего 6 его работ. Мало того, я еще и его портрет приобрел работы московского художника. И мы сделали совместную выставку.
В Вологде в частной галерее «Красный мост» в прошлом году состоялась выставка нонконформистов из моей коллекции. Вслед за ней пришло предложение из Саранска. 
Я всю жизнь мечтал побывать в вашем музее. Я знаком с творчеством Степана Эрьзи по публикациям, альбомам, но всегда хотел увидеть его работы вживую. В Батуми, где я родился и вырос, Эрьзя прожил год, там хранятся, по-моему, 8 его работ, но выставлялась обычно только мраморная голова Ленина. Меня привлекало не только его творчество. Судьба у Эрьзи потрясающая, драматическая. И вот звезды, что называется, сошлись. У вас изумительный музей. Для меня высокая честь выставить здесь свою коллекцию.  
Об ажиотаже вокруг выставки Серова...
- Весь этот ажиотаж от необразованности, тотальной безграмотности. Я очень ценю Валентина Серова, он великий художник, великий мастер, но все же не Веласкес. Шумиха вокруг его выставки - от необразованности людей, их никто не учит разбираться в искусстве. Когда приезжаю за границу, вижу маленьких детей, сидящих на полу в музее, где-нибудь в Амстердаме, и слушающих, чем, например, «Ночной дозор» отличается от картин других художников того времени. А у нас этому не учат...
P.S. В нашем музее Михаил Алшибая попросил сфотографировать его рядом со скульптурой Евы. Она была создана в екатеринбургский период творчества Степана Эрьзи, в это время там жили и молодые дедушка и бабушка Михаила Михайловича. Вот такие екатеринбургские, батумские параллели получились у семьи доктора Алшибая и мордовского скульптора Эрьзи. В музее среди работ Степана Дмитриевича московский гость провел два выходных. Давнишняя мечта Михаила Алшибая увидеть Эрьзю вживую сбылась...
Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости