До начала чемпионата мира по футболу в России осталось чуть больше двух лет. В одиннадцати городах страны идут масштабные стройки спортивных арен и тренировочных баз. Мало кто сомневается, что российский мундиаль привлечет огромное количество болельщиков со всего мира. Однако помимо чисто спортивного интереса чемпионат мира по футболу это еще и колоссальный бизнес-проект. Желающих заработать на этом турнире хоть отбавляй. В последнее время в Саранске начали фиксироваться случаи незаконной продажи сувенирной продукции с использованием символики чемпионата мира. О масштабах этой проблемы и путях ее решения корреспондент «ВС» побеседовал с генеральным директором АНО «Дирекция-2018» Алексеем Плешачковым.
«ВС»: Алексей Владимирович, в связи с чем возникла проблема защиты бренда чемпионата мира по футболу 2018 года?
А.П.: Дело в том, что FIFA - это международная организация, которая организовывает чемпионат мира по футболу. Она же является законным правообладателем ряда товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности, которые, в свою очередь, подлежат защите в соответствии с нормами международного права и законодательства РФ. Мы понимаем, что чемпионат мира по футболу представляет огромный интерес не только для болельщиков всего мира, но и для организаций и граждан, которые хоть формально и не имеют к нему прямого отношения, но осознают его потенциал с точки зрения продвижения своего товара. Поэтому на рынке, к сожалению, имеет место такое явление, как «паразитический» маркетинг. Суть этого явления заключается в копировании хорошо известных потребителю брендов и быстром продвижении этой подделки на рынок с использованием «чужого» рекламного бюджета и бесплатного коммуникационного канала. Продвигать продукцию такими методами гораздо проще и дешевле, чем работать над развитием своей торговой марки. При этом законный правообладатель, то есть FIFA, теряет свою прибыль, а иногда и может понести репутационные риски. Поскольку столица Мордовии входит в число одиннадцати городов-организаторов турнира, у нас есть ряд прав по использованию официальной символики чемпионата мира по футболу. Но, кроме этого, у нас есть и определенные обязательства по защите бренда. Ведь FIFA тратит очень большие средства на разработку этой символики и является единственным правообладателем. Эти права более чем на сто двадцать знаков, символов и обозначений официально зарегистрированы в Роспатенте. Соответственно, использовать эту символику без заключения лицензионного соглашения с правообладателем нельзя.
«ВС»: Каков на сегодняшний день масштаб незаконного использования бренда чемпионата мира по футболу?
А.П.: В рамках нашего региона масштаб пока не такой большой. Имеют место единичные случаи изготовления сувенирной продукции с символикой чемпионата мира по футболу 2018 года. Мы стараемся их отслеживать. Но чем ближе чемпионат, тем отчетливее прослеживается тенденция увеличения выпуска контрафактной продукции. Очень многие сейчас хотят использовать имя турнира в своих маркетинговых целях. Для пресечения подобных попыток в Саранске создана специальная рабочая группа при администрации города, а также назначен ответственный координатор от нашего города. У нас уже есть случаи изъятия продукции с символикой чемпионата мира.
«ВС»: Это продукция местного производства?
А.П.: Да. Она была куплена в магазинах Саранска.
«ВС»: Изъятая продукция сделана одним человеком или организацией либо же это плоды нескольких авторов?
А.П.: Нет, не одним. Эта продукция изымались в разное время в разных торговых точках. Буквально недавно нами был выявлен случай изготовления продуктов питания с символикой чемпионата мира по футболу.
«ВС»: С этим вообще можно бороться?
А.П.: Для борьбы с изготовлением и реализацией контрафактной продукции существуют правовые механизмы. Во-первых, это государственные обязательства и гарантии Правительства РФ, которое обязуется пресекать подобную деятельность. Кроме того, эти действия подпадают под нарушение законодательства, регулирующего недобросовестную конкуренцию. К тому же в ФЗ от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018™, Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержатся необходимые положения о символике чемпионата.
«ВС»: Правильно ли я понимаю, что случаев привлечения к ответственности производителей и продавцов продукции с символикой чемпионата мира по футболу в Мордовии пока нет?
А.П.: Пока нет. Но по нескольким случаям мы уже обратились в правоохранительные органы, которые обладают соответствующими полномочиями по правовой оценке тех или иных действий. Хотя мы не ставим перед собой задачи именно привлечь кого-то к ответственности. Мы лишь хотим предотвратить подобные случаи.
«ВС»: Но ближе к чемпионату мира по футболу вы планируете начать выпуск сувенирной продукции с соответствующей символикой в законных рамках?
А.П.: FIFA как коммерческая организация опирается на партнеров, а также назначает официальных лицензиатов. Это те компании, которые имеют право на изготовление такой продукции и ее продажу. Стать лицензиатом можно, но для этого необходимо пройти определенную процедуру.
«ВС»: В Мордовии уже есть такие компании?
А.П.: Таких компаний пока нет. На территории нашей республики FIFA пока не назначила ни одного официального лицензиата. Недавно в Оргкомитете «Россия-2018» состоялся семинар, на котором были озвучены эти вопросы. К нам уже неоднократно обращались различные организации, которые хотят, скажем так, приобщиться к чемпионату мира по футболу. Мы им разъяснили требования действующего законодательства на этот счет. Принимая во внимание интерес со стороны отечественных производителей, уже в этом году появится четко определенный механизм выдачи лицензий на производство и реализацию продукции с символикой чемпионата мира по футболу 2018 года. Но с кем именно FIFA будет заключать соответствующие соглашения, решает только эта организация.
«ВС»: Вы упоминали о проведении мониторинга рынка на предмет продажи продукции с символикой чемпионата мира по футболу. Уже известно, какой спрос на эту продукцию?
А.П.: Интерес к турниру огромный. Соответственно, спрос на сувенирную продукцию с символикой чемпионата мира больше, чем на аналогичные товары без символики. Но оценить масштабы этого явления пока проблематично, мы стараемся пресекать каждый случай незаконного использования бренда чемпионата мира по футболу. Но уже сейчас очевидно, что спрос на продукцию официальных лицензиатов FIFA будет просто огромным. Ведь чемпионат мира по футболу - это самый значимый турнир среди всех международных спортивных мероприятий.
«ВС»: Сейчас уже можно говорить о ценах на эту продукцию? Сколько, например, будут стоить магнитик с символикой чемпионата мира по футболу или та же кружка?
А.П.: Я уверен, что заоблачных цен на сувенирную продукцию с символикой чемпионата мира по футболу не будет. К тому же важно помнить, что при заключении лицензионных соглашений FIFA отвечает за качество производимой продукции. В случае же с производством контрафактной продукции говорить о качестве не приходится. К тому же никто не знает, из каких материалов производится та или иная продукция. Безопасна ли она для детей или людей, страдающих аллергией, например? А FIFA придает огромное значение качеству продукции со своей символикой. Именно лицензионная продукция славится своим качеством. Те же образцы, которые мы изымали на территории столицы Мордовии, сделаны просто кустарным образом. Ни о каком качестве в данном случае говорить просто не приходится. Изъяны видны невооруженным глазом. А это в свою очередь негативно влияет на репутацию FIFA.
«ВС»: При этом ведь страдает репутация не только FIFA, но и Саранска как города-организатора чемпионата мира по футболу.
А.П.: Конечно. Ведь если в нашем городе будет продаваться некачественная продукция, мнения болельщиков о Саранске вряд ли будут положительными. Хотелось бы отметить и тот факт, что Саранск как город-организатор чемпионата мира по футболу имеет возможность производить и реализовывать продукцию с соответствующей символикой. Но только на безвозмездной основе. Проще говоря, если сувенирная продукция согласована с FIFA и ее распространение не преследует цели получения прибыли, то такая продукция может раздаваться в целях продвижения города-организатора. У нас были случаи, когда мы дарили сувенирную продукцию с символикой чемпионата мира по футболу. Но эти мероприятия были согласованы нами с FIFA. И цель у этих акций была одна: оставить гостям нашего города приятные впечатления о Саранске. Ведь подобная продукция - вещь достаточно уникальная. И человек может хранить память об этом событии долгие годы. Но даже те сувениры, которые мы дарили кому бы то ни было, были в обязательном порядке согласованы с FIFA. И только после одобрения этой организации мы могли предпринимать какие-то шаги в этом направлении с целью продвижения нашего города и турнира в целом.
Алексей КОНСТАНТИНОВ