Сергей Кисс: «Культура - тот же фитнес, только для души»

Социум

В феврале Музыкальный театр имени Яушева готовит зрителям несколько сюрпризов. 5 февраля мы увидим любимых артистов: Сергея Эскина, Сергея Семенова, Наталью Макарову, Екатерину Ланцеву и других в опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». 12 февраля ведущие партии будут исполнять приглашенные солисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Бухареста. У поклонников классической музыки появится возможность сравнить два поколения вокалистов. Создатели премьерного спектакля подчеркивают, что опера состоится в концертном исполнении. Главный дирижер театра Сергей Кисс уточняет, эта постановка не что иное, как semi-stage. Что это такое, он рассказывает нашим читателям в своем интервью.  
- «ВС»: Скоро в вашем театре состоится долгожданная премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Опера в концертном варианте - объясните нашим читателям, что это такое? 
- Некорректно называть эту постановку концертным вариантом. Концертный вариант предполагает некую филармоничность. На сцене хор, солисты стоят без движения и поют свои партии. Это чисто исполнение музыки, нет действия, декораций, полностью отсутствует география сцены. 
В последнее время на фестивалях становится популярным так называемый  semi-stage. Это нечто среднее между концертным исполнением и полноценной постановкой в декорациях, мизансценически  выстроенное концертное исполнение. Обычно это связано с дефицитом времени и фестивальным форматом, в котором нет смысла делать дорогостоящую постановку, ориентированную на пару показов. Музыканты собираются на конкретный проект: приглашаются оркестр, дирижер, солисты, хор и вместе создают творческий продукт.   
В нашем «Евгении Онегине» на сцене будут располагаться оркестр, минимум декораций, реквизита, но при этом существуют некая география сцены, траектория движения актеров. Актеры и хор действуют. Наша цель - чтобы на сцене не было статичности и было максимально приближенно к спектаклю и выдержано стилистически. Для этого нам нужно отойти от чисто оперных штампов как в манере поведения артистов, так и в реквизите, таких, например, как перо в руке Татьяны в Сцене письма или пистолеты в Сцене дуэли - в концертном исполнении смешно будут смотреться артисты с пистолетами в руках. При этом должно читаться все происходящее на сцене.
Я много раз видел подобный формат исполнения на сценах различных фестивалей, летом даже ассистировал в таком проекте. Для нашего театра это первый опыт такой постановки. Мы столкнулись с определенными трудностями, диктуемыми данным форматом. Также приходится делать купюры (сокращать музыкальный материал - прим. автора), хотя я принципиальный противник подобного явления и стараюсь по максимуму купюры открывать. Но это касается только балетных сцен. 
Есть и еще один плюс такой постановки, именно в связи с отсутствием объемных декораций, обилия костюмов и реквизита подобный формат является более мобильным - нужна только соответствующая сцена. В постановку проще ввести нового солиста. Постановщикам не надо думать о том, какой костюм ему нужен. Артисты приезжают и поют в своих концертных костюмах.  
Собственно, мы сразу же и подтвердим данное утверждение на втором нашем спектакле, который состоится 12 февраля, - международном проекте, в котором будут петь солисты из разных театров и стран. Сейчас я готовлюсь переслать им запись нашего спектакля, чтобы солистам было легче войти в него.  
- «ВС»: Как вы находите этих солистов?
- Я был в составе жюри международного вокального конкурса, проходящего в Румынии, и наш театр предоставил премию одному из конкурсантов - приглашение на ведущую партию в один из наших спектаклей. Мне очень понравился тенор из Румынии, который как раз пел арию Ленского. Для меня его исполнение было настолько безоговорочно и интересно, что он получил наш специальный приз. Его зовут Джордж Вирбан, он еще совсем юный, всего 21 год, но его карьера двигается с головокружительной скоростью.
Мы решили, что будет интересно, если и другие ведущие партии будут исполнять молодые приглашенные солисты. Поэтому в нашем проекте появились солистки из Москвы. Партию Татьяны будет исполнять Анна Бауман, концертмейстер-иллюстратор РАМ имени Гнесиных. Анна родом из Иркутска, окончила РАМ имени Гнесиных и Центр оперного пения имени Галины Вишневской, лауреат международных конкурсов. Партия Татьяны в ее репертуаре давно. Партию Ольги исполнит Полина Гараева. Полина родом из Перми, окончила Пермский институт искусства и культуры, Центр оперного пения имени Галины Вишневской. Она дипломант и лауреат многочисленных международных конкурсов. Сейчас Полина - приглашенная солистка Национальной оперы Бухареста. К ним в компанию мы пригласили Евгения Онегина и князя Гремина из Питера. Партию Онегина исполнит Ефим Завальный, партию Гремина - Глеб Перязев, оба они - солисты Международной академии музыки Елены Образцовой. Режиссер-постановщик «Евгения Онегина» Эдуард Храмов - человек талантливый, ищущий, с которым мне очень комфортно работать. Для него работа над оперой - новый опыт. 
- «ВС»: Как вы думаете, чего сейчас не хватает Музыкальному театру имени Яушева?
- Единственное, в чем нуждается наш театр, как и любой другой, - это финансы. Культура - особая сфера нашей жизни, ее в руки не возьмешь,  на зуб не попробуешь. Но без культуры организм, который называется государством, становится неизлечимо больным, исчезают духовные скрепы, незаметно для общества теряются ценность любви к своей Родине и чувство патриотизма. И мы знаем, к чему это приводит. Культура всегда требует вложений. Ходят же люди в фитнес, платят за это деньги. Культура - тот же фитнес, только для души. К сожалению, культура финансировалась по остаточному принципу даже в  лучшие времена, о чем постоянно говорится с высоких трибун. И конечно, в чем нуждается искусство, в частности театральное, что было бы реальной поддержкой, - возрождение забытых традиций меценатства. 
Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости