Сокровища Александра Васильева

Социум

В Москве на ВДНХ проходит выставка коллекции ведущего программы «Модный приговор», историка моды Александра Васильева под названием «100 лет моды в России: 1915-2015». Десятки тысяч посетителей уже посмотрели уникальную авторскую экспозицию, на которой представлено 100 костюмов и 500 аксессуаров разных исторических эпох, большинство из которых бесценны! 
- Коллекционировать костюмы разных исторических эпох - трудное дело, - говорит Васильев. - Но куда бы я ни приехал, местные жители несут мне в дар вещи, которые много лет хранились в их семьях. Я с благодарностью их принимаю. Как, например, летнее платье, сшитое вручную в 1920-годах в… Якутии! Это настоящий шедевр! 
Первая мировая
- Первая витрина рассказывает нам о моде предреволюционной России 1915-1917 годов. Россия в тот период славилась самобытной модой, прежде всего женскими шляпами. Дамы носили достаточно объемные прически, и шляпы укреплялись специальными булавками, которые достигали 20 сантиметров. В случае нападения женщина вытаскивала ее из шляпки и защищалась, как рапирой. Обувь, представленная здесь, русского происхождения, как и флаконы парфюмерии. Уникальным экспонатом является русская сумочка, вышитая в 1917 году бисером, есть несколько платьев дореволюционного периода, принадлежавших знатным дамам. А вообще, найти русские вещи того времени непросто. Потому что Советский Союз не славился обилием тканей, и все хорошие дореволюционные вещи перелицовывались и перешивались последующими поколениями. Ведь все хотели пофорсить. Поэтому целых дореволюционных вещей очень мало. Если не считать дворцового гардероба Романовых, который остался в «Эрмитаже» по простой причине - его национализировали большевики.
НЭП
- После революции многие модники либо погибли в трясине Гражданской войны, либо эмигрировали за границу. Но появился новый класс модниц - эпохи НЭПа. Это были жены торговцев, артельщиков, владельцев маленьких ресторанчиков, ателье. В то время был популярен стиль арт-деко. Эпоха НЭПа знаменита тем, что было налажено производство валенок - единственная альтернатива кожаной обуви. Интересны шляпы - они называются клош. В этот период в Москве можно было купить иностранные модные журналы - правда, на иностранном языке. 100 модных домов, существовавших в Москве, и 200 в Петербурге после революции были закрыты. В Москве осталось 25 ателье. Они шили небольшие коллекции. Единственным модельером, который остался в России, была  Надежда Петровна Ламонова. Но ей запретили коммерческую деятельность. А в помощниках разрешили иметь лишь одну портниху. Она обслуживала индивидуальных заказчиков. А затем возглавила первый советский Дом моды, который возник в 30 годы в Москве - он назывался «Мосбелье». Но это была уже другая эпоха. 
В те годы были трудности с тканями. Большевики перестали изготавливать текстиль, а тот, что делали, шел на нужды армии. Все остальные обходились тем, что находили в сундуках, - старым шелком, шифоном. Была проблема с мехом. Дело в том, что почти все меховщики либо были арестованы, либо бежали за границу. В моей коллекции особенное место занимает платье, украшенное мехом… кошки. То, что это мех кошки, мне подтвердил зоолог. А это шелковое пальто, отделанное мехом… крота. Оно принадлежало не бедной по тем временам женщине - бухгалтеру.
В СССР в 20-е годы на пике моды были шали с бахромой. Их привозили из-за рубежа и продавали в единственном магазине за боны. А их можно было получить в обмен на золото, серебро и бриллианты, которые еще хранились в некоторых семьях. За шаль, представленную в моей коллекции, бабушка ее бывшей хозяйки в свое время отдала набор столового серебра. 
Сталинская эпоха
- Сталинское руководство мечтало одеть всю страну, используя самые простые и недорогие ткани. Поэтому в сталинскую эпоху в моде обувь не из кожи, а из дешевой парусины. Для шляп использовался уже не фетр, а соломка. 
Подвенечные платья - особый раздел советской моды. До 1929 года венчаться в церкви было можно. После 1929-го - запрещено. Поэтому подвенечные платья вернулись только в 60-х, при Хрущеве. То есть в 30-е, 40-е, 50-е годы белых подвенечных платьев не шили. А в чем же выходили замуж? В лучшем! Но только не в белом.
Сталинская мода славится невзрачными цветами. В это время считалось неприличным выделяться за счет одежды. Эта привилегия была лишь у балерин, певиц и кинозвезд. В моей коллекции почти весь гардероб примы-балерины Ольги Лепешинской. У нее не было детей, и после ее кончины душеприказчик сделал мне такой подарок. Иная судьба постигла гардероб Любови Орловой: после ее смерти родственники выкинули на помойку всю одежду актрисы. Даже в музее Любови Орловой в Звенигороде нет ни одного ее платья! А ведь Любовь Орлова была главной сталинской звездой. Она была единственной советской  актрисой, которая имела личное разрешение от Сталина закупаться за границей, ей было даже позволено летать в Париж за перчатками! Все остальные модницы должны были одеваться в отечественное. 
Предвоенные годы
- Ситуация резко меняется после 39 года. В первую очередь эти изменения были связаны с политикой. Дело в том, что в 1939 году частью СССР стали страны Прибалтики, Восточная Польша и часть Румынии. Это привело к невероятному всплеску моды, потому что в этих странах существовали и модные ателье, и модные дома, и магазины. И первые, кто отправятся в Ригу, Львов на гастроли, будут артистки - главные модницы. Предвоенный период, до 1941 года, был единственным моментом, когда советская мода максимально приблизилась к европейским образцам. Но в это же время выпускают модели явно политического свойства. В сталинскую эпоху производились ткани с изображением серпа и молота, звезд, танков и другими мотивами, которые пропагандировали совершенство советской системы. Был налажен выпуск советской парфюмерии трестом «ТЖК», что означало «Трестжиркость». На объединенных фабриках были созданы первые советские духи. Самые знаменитые из них - «Красная Москва». Но мало кто знает, что на самом деле это был переименованный дореволюционный аромат. После революции на складах остались духи, которые назывались «Любимый букет императрицы». Но продавать неликвид с таким названием в эпоху Сталина было невозможно - их переименовали в «Красную Москву». Эти духи пользовались успехом на протяжении следующих почти трех десятилетий.
Военное время
- В военное время СССР перенес огромные лишения. Но даже в это время девушки интересовались модой. И у них появилась возможность получить трофейную чехословацкую сумочку, немецкий журнал моды, иностранные флаконы духов, добротную и красивую обувь. Новинкой сезона в 40-е была обувь на платформе - правда, недоступная для большинства. Например, вот эти трофейные туфли на платформе сделаны из питона. У меня есть платье, которое было сшито для жены маршала Советского Союза Малиновского. В ту пору она находилась в Хабаровске. И в годы войны местная портниха из китайского шелка сшила ей это платье. В тылу были распространены и вещи, которые стали поставлять в СССР с 1943 года по линии Красного креста. Одежду секонд-хенд в эвакуации раздавали по школам, предприятиям, институтам. Конечно, эти вещи не были модными, но были теплыми и добротными. 
После войны
- После войны появились возможности контакта с европейской модой - через журналы, которые пришли из Германии, а также через трофеи, привезенные с фронта. Появилось огромное количество импортных тканей - немецких, чешских, венгерских. И особенно ценно платье с ручной росписью, сшитое во время войны в Германии. Времени на вышивку тогда не было, и оно расписано красками. А вот шубка, которая надета сверху, сделана из меха орангутанга. Это удивительная вещь 30-40 годов, которая досталась балерине Лепешинской. Она была любимицей Сталина и могла себе позволить многое. И она была единственной москвичкой, у которой была шуба из обезьяны. Я счастлив, что теперь люди могут видеть этот потрясающий документ моды сталинской эпохи. 
В эту пору в моде были всяческие меха. Но чернобурка била все рекорды. Иметь жакетку из трофейной чернобурки было мечтой каждой советской модницы. Но одевались в эти меха в основном жены генералов, офицеров, командного состава.
В 1947 году французский модельер Кристиан Диор предложил модницам шпильку и туфли с острым носом. Но советская женщина об этом не знала, Кристиан Диор был ей чужд. Потому что в это время в СССР стали продавать вещи китайского неликвида, вышедшие из моды, они хлынули в нашу страну после подписания договора о мире и сотрудничестве между СССР и Китаем. Появились габардиновые пальто, китайские вышитые сумочки, обувь из Шанхая, сделанная специально для советских женщин. Все советские модницы носили эту одежду и обувь, не зная, что она анахронична. И были счастливы, что у них обувь из настоящей кожи, а не из парусины.
Оттепель
- В конце 40 годов в Москве открылся «Общесоюзный дом моделей». Тогда там были хорошие портнихи, вышивальщицы, целый штат манекенщиц. Но над коллекцией работали всем коллективом, и в итоге выходило «кто в лес, кто по дрова». При этом им запрещалось смотреть западные журналы мод. И лишь при Хрущеве модельерам разрешили делать черно-белые копии с иностранного журнала «Элль». В 50 годы начинаются активные гастроли советских артистов на Запад. В ту пору СССР не торговал нефтью, а деньги нужно было зарабатывать. И зарабатывали гастролями Большого театра, Кировского театра, Советского цирка, ансамбля «Березка» и ансамбля танца Игоря Моисеева. Они привозили немало денег в казну. Их возили по странам Америки и Европы, в Японию, Индию и даже Австралию. Они привозили много нарядов. Очень модно одевалась первая женщина-телеведущая, красавица Нина Кондратова - в моей коллекции есть несколько ее нарядов. Однажды в конце 50-х годов в прямой передаче с сельскохозяйственной выставки на ВДНХ, когда Нина стояла рядом с выдающейся буренкой-рекордсменкой, корова мотнула головой и попала рогом прямо в глаз телеведущей. А поскольку она была любимой телеведущей Хрущева, он в качестве исключения разрешил ей поехать в ГДР, где Нине вставили стеклянный глаз. И она еще 20 лет работала на телевидении… Вот это вечернее платье из капрона, который вошел в моду в 50-е, принадлежало ей. 
А вот это - платье одной из самых красивых актрис той эпохи Натальи Фатеевой, которое она мне передала вместе с другими 27 предметами своего гардероба. Оно было сшито для московского кинофестиваля в 1964 году. На груди этого платья бисерная вышивка XIX века, которую они спороли с другого наряда. 
Мода 60-х знаменита мини. Мини в СССР не принимали долгое время. Женщин в коротких платьях и юбках не пускали ни в институты, ни в театры, ни в рестораны. А когда в моду вошли брючные костюмы - не пускали и в брючных костюмах. Потом с мини смирились и позволяли приходить в мини, но без брюк. То есть снимайте брюки и оставайтесь в мини-тунике. Это странное ограничение, но для СССР оно было очень типично. Поэтому в коллекции нет ни одной «ультрамини» - советская женщина предпочитала длину «до колена». А выше колена стали носить в 70-е годы.   
Время хиппи
- В 70-е в СССР ворвалось движение хиппи. Пришло оно к нам через Польшу и Прибалтику и выразилось прежде всего в длинных волосах и одежде-унисекс. Многие стали носить расклешенные джинсы, чаще всего индийского происхождения, потому что американские достать было нельзя. Но желание иметь длинные волосы, носить цветные рубашки и самодельные сумки-торбы было верхом мечтаний. В 70-е самым главным аксессуаром модниц был янтарь. Вообще, в эпоху хиппи в моде были только природные ткани, материалы, цвета. Поэтому оттенки бежевого, золотистого, охристого, янтарного считались самыми важными. В моде был лен. И рукодельные модницы даже шили платья из льняных полотенец!
А вот моду на штапель ввел в 70-е Вячеслав Зайцев, гуру российской моды и выдающийся модельер советской эпохи. Это платье из штапеля из его коллекции 1974 года. Она была краеугольной для творчества Зайцева. Он мне рассказывал, что на советских складах скопилось огромное количество штапеля с «бабушкиным» рисунком для деревенских нужд, который никто не раскупал. И Министерство легкой промышленности попросило его создать коллекцию только из этих неликвидных тканей. Так с его легкой руки эта натуральная ткань вошла в моду. В 70-е годы новинкой из материалов стал кримплен. И был момент, когда кримпленовые вещи ценились много больше, чем вещи из натуральных тканей. А вот на моду второй половины 70-х повлиял стиль диско. У меня в коллекции есть пластмассовые босоножки актрисы Жанны Прохоренко. 
«До свиданья, наш ласковый Миша!»
- 80-е годы - это, конечно же, Олимпиада. Это - очень ценное платье Татьяны Анциферовой, в котором она на Олимпиаде-80 в Москве спела песню «До свиданья, наш ласковый Миша». В моде тогда были пластмасса и все очень энергичное и яркое - например, «химические» цвета в одежде и обуви. Помните, как героиня скандального фильма «Маленькая Вера» хвалится, что у нее все из пластмассы? Очень популярны сочетания красного и черного. Макияж у женщин - настоящий «боевой раскрас», считалось, что это очень красиво. Многие модельеры стремились привнести в коллекции что-то отечественное, российское - например, боярский стиль. 
Мешковину на подиум
- В эпоху 90-х с тканями было очень тяжело - многие российские модельеры использовали даже мешковину для картошки и оберточную ткань с почты! Но в это же время появляются и отечественные меховщики. В моей коллекции есть даже красная шубка - модель 90-х годов. В основном их любили интердевочки, это очень шикарно: красная шуба с золотыми пуговицами. Вообще, в 90-е годы все красное с «голдой» считалось очень модным - особенно если у мужчины на шее была золотая цепь! Одной из самых элегантных дам в российском кино считалась Клара Лучко. В свое время ее дочь Оксана передала мне большую часть ее гардероба. Многие платья, сшитые в начале 90-х, созданы явно в западной стилистике - под влиянием сериалов. В моей коллекции есть и вещи современности - недавно скончавшегося дизайнера шляп Виолетты Литвиновой, дизайнеров Маши Цигаль, Игоря Чапурина, Виктории Андрияновой, господина Арутюнова, Юлии Далакян, Ульяны Сергиенко, это звезды, которые пишут историю моды сегодняшнего дня.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости