Российским автолюбителям вновь придется затянуть пояса. В новом году наряду с грядущим повышением цен на топливо может значительно увеличиться стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Банк России намерен ввести в действие новый коэффициент, который страховые компании будут использовать при расчете стоимости полиса. Его величина будет напрямую зависеть от поведения водителя на дороге. Внедрять новый инструмент борьбы с безбашенными водителями планируется совместно с МВД и Минфином РФ. Цену вопроса выяснял корреспондент «ВС».
Тише едешь - меньше платишь
В том, что с наступлением нового года стоимость полиса ОСАГО вырастет, вряд ли кто-то сомневался. Вопрос был лишь в обосновании повышения цен. Оно, на первый взгляд, выглядит вполне логично. Банк России предлагает привязать стоимость полиса автогражданской ответственности к наличию штрафов за нарушение правил дорожного движения. Для этого, собственно, и планируется введение соответствующего коэффициента. Значение его будет зависеть от количества случаев привлечения водителя к административной ответственности. Соответственно, тем, кто ездит аккуратно, бояться нечего. А вот для тех, кто любит проезжать перекрестки на запрещающий сигнал светофора и садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, цена страхового документа может увеличиться в разы.
Именно такую систему кнута и пряника многие эксперты склонны отмечать в качестве положительного момента при оценке предложения Банка России. Ни для кого не секрет, что в настоящее время дисциплинированным и аккуратным водителям зачастую приходится оплачивать убытки нарушителей, поскольку в стоимость полиса ОСАГО заложены соответствующие риски. Введение дополнительного коэффициента, по мнению экспертов, может положить конец этой порочной практике. Впрочем, как отмечают многие аналитики страхового рынка, предложение Банка РФ не должно работать только в одну сторону. Если для грубых нарушителей ПДД будет введен повышающий коэффициент при оформлении полиса ОСАГО, то для аккуратных водителей должны быть предусмотрены соответствующие бонусы. В результате стоимость полиса ОСАГО для нарушителей и аккуратных водителей должна отличаться в разы.
Представители страховых компаний, кстати, двумя руками за введение повышающего коэффициента для злостных нарушителей ПДД. В качестве аргумента, иллюстрирующего такую необходимость, представители Российского Союза Автостраховщиков приводят исследование, согласно которому прослеживается зависимость между нарушениями правил дорожного движения и частотой наступления страховых случаев. Кстати, исследование проводило Министерство внутренних дел РФ, и в его основу были положены данные за десять месяцев прошлого года. Планируется, что в ближайшем будущем на основе этого исследования будут определены абсолютные величины нового коэффициента. Пока же есть только предварительные расчеты, но даже при их изучении становится понятно, что нарушать правила дорожного движения в скором времени станет еще дороже.
Так, согласно предварительным подсчетам страховщиков, повышающий коэффициент для водителей, нарушающих правила дорожного движения пять и более раз в течение одного года, может составить 1,8 к базовому тарифу ОСАГО. Кстати, уже подсчитано, что новые цифры могут затронуть более пяти процентов российских водителей. И хоть это только предварительные расчеты, сомневаться в их справедливости, увы, не приходится. Достаточно взглянуть на показатели аварийности на дорогах России, и все сразу станет понятно. Для тех же, кто нарушает правила дорожного движения десять и более раз в течение одного календарного года, стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности может повыситься сразу в два-три раза. Напомним, что расчет делался на основе данных за десять месяцев прошлого года. Для более точных подсчетов страховщики планируют проанализировать показатели за весь год. Но надеяться, что конечные цифры будут кардинальным образом отличаться от уже озвученных, надо полагать, не стоит.
- Введение в ОСАГО повышающего коэффициента для злостных нарушителей правил дорожного движения может стать действенным экономическим стимулом для улучшения ситуации с аварийностью на российских дорогах, - прокомментировал инициативу Банка России заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. - Кроме того, такие корректировки позволят сделать ценообразование в ОСАГО более справедливым и индивидуальным.
Страховщики отбивают деньги
Однако, как отмечают некоторые специалисты, борьба за дисциплину на дорогах вовсе не является главной причиной грядущего повышения цен на страховые документы. Если удастся с помощью этой меры стабилизировать ситуацию - хорошо. Нет? Не очень-то и хотелось. По оценкам аналитиков, в основе всего лежат деньги. Ведь еще с 1 апреля прошлого года были увеличены лимиты выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Причем весьма существенно. С прежних ста шестидесяти тысяч рублей сразу до полумиллиона. Разумеется, страховые компании стремятся компенсировать убытки. В качестве еще одной причины называется изменение региональных коэффициентов, также произошедшее в прошлом году. К примеру, в Мордовии после этого стоимость полиса ОСАГО увеличилась сразу на двадцать пять процентов. Но есть и регионы, где коэффициенты были понижены. И их немало. В результате прибыль страховых компаний от продажи полисов заметно сократилась. Но рассчитывать на то, что страховщики будут мириться со сложившейся ситуацией, по меньшей мере, наивно. К тому же, если смотреть на ситуацию в общем, изменение региональных коэффициентов привело в итоге к тому, что в масштабах государства конечная стоимость страховых документов увеличилась сразу на шестьдесят процентов.
Впрочем, чтобы погасить волну возможного недовольства очередным повышением цен, вводить систему повышающих коэффициентов предлагается поэтапно. Первоначально стоимость полиса ОСАГО планируют увеличить лишь для водителей, совершивших серьезные нарушения правил дорожного движения, например, выехавших на встречную полосу или проехавших перекресток на запрещающий сигнал светофора. Далее эта практика может быть распространена и на более мелкие нарушения ПДД. Но и это еще не все. В планах страховых компаний введение так называемой вилки повышающих коэффициентов в зависимости от тяжести и частоты допускаемых водителем нарушений правил.
К слову, в качестве одного из обоснований грядущего увеличения стоимости полиса ОСАГО называется необходимость приведения российских страховых норм к международным стандартам.
- В настоящее время многие водители активно судятся с правоохранительными органами, протестуя против признания их нарушителями правил дорожного движения, - говорит Дамир Аксянов. - Люди понимают, что штраф за нарушение будет в разы меньше, чем увеличение стоимости полиса при последующем заключении договора.
Впрочем, сравнение отечественного страхового рынка с опытом развитых зарубежных стран в данном случае вряд ли уместно. Условия, в которых передвигаются по дорогам российские автолюбители, не идут ни в какое сравнение с теми, в которых существуют водители в Германии или, скажем, в Финляндии. Одно только качество дорожного покрытия чего стоит!
Нарушителями не ограничатся?
Однако возможное увеличение стоимости полиса ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения - это только полбеды. В последнее время широко обсуждается идея увеличения стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности для начинающих водителей. Страховые компании уверяют, что именно эта категория водителей чаще других нарушает правила дорожного движения, что приводит к частому наступлению страховых случаев. Пока неизвестно, насколько именно подорожает автогражданка для новичков, но, по слухам, речь может идти о десятках тысяч рублей.
- У нас на занятиях обсуждалась эта тема, - говорит жительница Саранска Ирина, которая в настоящее время обучается в автошколе. - Но, если это правда, получается, что деньги на обучение я потратила зря. Потому что лишних двадцати или тридцати тысяч у меня нет.
Неофициально же многие страховые компании уже активно применяют подобную практику. К примеру, автору этих строк, недавно получившему водительское удостоверение, оформление полиса ОСАГО обошлось в пятнадцать тысяч рублей. Причем пришлось застраховать еще квартиру. Навязывание дополнительных видов страхования при оформлении автогражданки уже стало притчей во языцех. Однако, несмотря на принимаемые меры и громкие заявления, заставить страховщиков работать, как положено, увы, не получается. К тому же в последнее время сразу в нескольких регионах страны разгораются скандалы между страховыми компаниями и автовладельцами по поводу недостаточной компенсации за ремонт автомобиля. Дело в том, что страховщики компенсируют стоимость ремонта исходя из собственных представлений о цене на запчасти и комплектующие и стоимости ремонта автомобиля в автосервисе. Однако ценники на авторынках и в автомастерских далеко не всегда соответствуют этим представлениям. В итоге пострадавшим приходится либо оплачивать ремонт своих автомобилей за свой счет, либо искать правды в суде. Однако Фемида в большинстве случаев встает на сторону страховых компаний. Показательное судебное разбирательство на этот счет в настоящее время происходит в Татарстане. Однако эксперты не верят, что тамошнему автолюбителю удастся создать прецедент, после которого ситуация резко изменится.
Скептики вообще утверждают, что удорожание стоимости страховых документов, обучения в автошколах и ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения преследуют простую цель: сократить количество автолюбителей в стране. Если внимательнее присмотреться к этим высказываниям, станет понятно: определенная доля истины в них, безусловно, присутствует. Существующая на сегодняшний день в стране дорожная инфраструктура практически не справляется с растущими год от года нагрузками. А с учетом экономических трудностей, которые сейчас испытывает бюджет, надеяться на скорое изменение ситуации в этой сфере не приходится.
Алексей КОНСТАНТИНОВ