Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить! Эта фраза из известной советской комедии не утратила своей актуальности и сегодня. Количество автовладельцев в столице Мордовии растет с каждым годом. За руль сегодня садятся даже те категории людей, которые еще вчера с опаской передвигались на общественном транспорте. Дошло до того, что даже наш корреспондент, 32 года проживший убежденным пешеходом, отважился на покупку автомобиля. Как говорится: «Не было у бабки проблем, купила бабка порося!».
Покупка
С тех пор как я получил водительские права, прошло чуть меньше месяца. Я, как человек слова, выполнил данные коллеге и жене обещания постричься налысо и бросить курить. И как-то вечером в мою лысую, не затуманенную никотином голову пришел простой вопрос: «А ради чего, собственно, я все это делал?». Зачем я тратил время, нервы и деньги на получение водительского удостоверения? Чтобы теперь бессмысленно любоваться полученным документом? Короче, права, что называется, начали жечь ляжку, ну или тянуть карман, кому как больше нравится. На следующий день я озвучил свою идею супруге.
- Давай! - улыбнулась супруга. И на следующие пару дней мы прописались на сайте бесплатных объявлений.
Выбор машины - это как выбор жены. С той лишь разницей, что на этот раз «жену» мне мы выбирали вместе с супругой. Выбирать было из чего. Особенно если учесть тот факт, что доступная нам ценовая категория называлась супер-суперэконом. Причин тому было несколько. И отсутствие средств на дорогой автомобиль - лишь одна из них. Главной же причиной покупки недорогого авто было полное отсутствие у меня навыков самостоятельного вождения.
- Правильно, не бери дорогую, - советовали посвященные в мои планы друзья и родственники. - Возьми такую, чтоб не жалко было разбить! Все-таки зима впереди.
Вообще-то разбивать мне было жалко любую машину, вне зависимости от марки, возраста и внешнего вида. К тому же я с самого начала дал себе обещание, что буду самым осторожным и дисциплинированным водителем в мире. Зря я, что ли, правила дорожные учил?! На деле все оказалось еще сложнее, чем с браком. Жена-то хоть сама может рассказать о себе и своей прошлой жизни. Машина же такой возможности лишена в принципе. А верить предыдущему владельцу, как показывает практика, можно далеко не всегда. Вот простой пример. Нашел я на сайте одно любопытное объявление. Давший его человек продавал ВАЗ-2112 всего за пятьдесят тысяч рублей. Звоню, договариваюсь о встрече.
- Что с ней не так? - спрашиваю человека, приехавшего в условленное место.
- Так документов на нее нет. Я на ней из Москвы приехал, после того как меня прав лишили.
- И как ты ездишь без прав, без документов?!
- Так я же ничего не нарушаю.
- Ну а мне-то что делать с этой машиной, если я ее куплю?
- Ну можно стакан переварить, это где-то в тридцатку встанет…
Дослушивать возможные варианты я не стал.
- Может, лучше возьмем вот эту синенькую за двадцать? - предложения жены, как всегда отличались, своей логичностью. Но я опоздал. Синенькая за двадцать ушла в один день. Я нашел другую. Тоже синенькую, но вдвое дороже. Владелец приехал сам, показал, дал порулить, мне понравилось. Ударили по рукам. Тем же вечером от пережитых нервных перегрузок я снова посетил табачную лавку. Там мне были очень рады.
Езда
Ноябрь 2015 года. Тогда я впервые стал владельцем личного автомобиля. Лет тридцать назад мне завидовало бы полгорода, но сегодня ВАЗ-2107 серо-синего цвета вряд ли может кого-то удивить. Но я все равно был рад. Слегка омрачили мое приподнятое настроение только пятнадцать тысяч рублей, которые мне дополнительно пришлось выложить за оформление страхового полиса. Столь высокая цена объяснялась отсутствием у меня водительского стажа и наглостью страховщиков, которые заставили застраховать и квартиру. Иначе, говорят, полис ОСАГО не продадим. В общем, плевать они хотели на все контролирующие организации, вместе взятые. Прежний владелец подвез меня на моей машине до дома, а уже через пятнадцать минут я впервые выехал в город сам. ОДИН! Железный забор на улице Тани Бибиной до сих пор хранит следы моего первого выезда, а водитель маршрутного такси, подрезанного мной возле автозаправочной станции, и сейчас, наверное, матерится во сне. Но праздник быстро кончился. И начались обычные водительские будни.
Самостоятельное вождение автомобиля оказалось гораздо интереснее езды с инструктором и сдачи экзамена в ГИБДД. Это - квест, это - не для слабонервных, это - поступок. За первые две недели вождения я стал курить в два раза больше, чем раньше. У меня появилась нехорошая привычка покусывать нижнюю губу во время езды по улицам, и я открыл для себя столько новых вещей, о существовании которых прежде даже не догадывался. Теперь я знаю, что такое домкрат, балонник, тосол, я знаю, где находятся рулевые наконечники, масляный фильтр, я знаю, где находятся автосервисы, автомойки и автозаправки. Я даже знаю, что такое подсос. Как я раньше без всего этого жил?!
Крещение
«Когда-нибудь это должно было случиться! Без этого ни один водитель не обходится!». Я мысленно успокаивал себя, сидя в салоне своей «семерки» в ожидании, когда появится водитель «Митсубиси». Минуту назад я, двигаясь задним ходом на парковке возле автосервиса, въехал в его белоснежный, с иголочки автомобиль. И вот теперь сидел, слушал вой сигнализации и радовался, что лихие 90-е прошли. На вой сигналки выбежала девушка.
- Страховка, надеюсь, у тебя есть? - она явно расстроилась.
- Есть, - мысленно улыбнулся я, подумав, что страховщикам дорого обойдутся мои пятнадцать тысяч.
- Давно ездишь? - мы уже в офисе страховой компании ждем, когда будет произведен осмотр наших машин.
- Вторую неделю, - виновато улыбаюсь я.
- Ну с крещением тебя! - в наличии чувства юмора девушке не откажешь. - Я помню, когда только получила права, сразу в «газель» въехала, бампер ей начисто оторвала. Правда, я к тому моменту уже полгода отъездила.
- Я просто решил не затягивать с этим делом, - шутим, как старые приятели. Минут через пятнадцать мы желаем друг другу удачи на дорогах и разъезжаемся. Еще через неделю я «окрестился» во второй раз. Снова стоянка, снова двигаюсь задним ходом. Откуда там взялся этот микроавтобус? Бампер ему начисто оторвало. Жаль, что за рулем не девушка, а высокий грузный мужик с противным голосом и невероятным словарным запасом непечатных выражений. Чтобы вы понимали, самое приличное словосочетание, произнесенное им, пишется так: «Кто б… вам права выдает?!».
- Закурить дайте, пожалуйста! - моя наглость, конечно, не знает границ, но она как-то успокаивает мужика. Он перестает материться и как-то растерянно произносит: «Вот стоял же, никого не трогал!».
- В страховую поедем? - я уже опытный водитель.
- Да на хрен она мне нужна, твоя страховая! Поеду сейчас загоню на базу, пускай делают. Отъезжай давай, что с тебя взять?!
«Специалист»
Не зря мне говорили, что научиться водить машину можно только в том случае, если ездить на ней каждый день. К концу первого месяца вождения даже брат, взявший на себя функции моего личного инструктора и старательно материвший меня все это время, признал, что я действительно чему-то научился. Даже сын-третьеклассник, который на три года моложе моей машины, перестал бояться ездить со мной и как-то вечером заявил: «Папочка, ты у меня самый лучший водитель!». За это время я успел по работе и просто так объехать половину Мордовии, оплатить штраф за превышение скорости, совершенное прежним владельцем моей «семерки», и практически перестал бояться дороги. Я с хохотом вспоминал дни, когда сдавал экзамен по вождению, считая это самым серьезным испытанием в жизни. Сейчас бы я сдал его с легкостью. Собственно, я это каждый день и делаю. Машина, несмотря на возраст, ни разу не подвела меня на дороге и вообще приятно радовала своей резвостью и техническим состоянием. И хоть однажды в автосервисе мне посоветовали поменять ее, плевать я, в общем-то, хотел на буржуйские советы. Для себя я уже решил, что буду ездить на ней до тех пор, пока она сама этого хочет, и никакие насмешки не заставят меня расстаться с моей ласточкой. Я настолько полюбил ее, что однажды в не самую хорошую погоду даже съездил на мойку и привел ее в такое внешнее состояние, в каком она не была со дня выпуска. В общем, единственным минусом вождения оказалось растущее день ото дня количество выкуриваемых мной сигарет. Но даже мне было очевидно, что вечно так продолжаться не могло.
Гром среди ясного неба грянул за неделю до Нового года, когда я готовился разменять второй месяц самостоятельного вождения. Я заматерел до такой степени, что не стеснялся орать на нерадивых водителей, показывать им известные фигуры из пальцев из окна и называть чайниками. С небес на землю меня вернул водитель автобуса, которого я не пропустил на кольце. Точнее, я пропустил его, но, видимо, не до конца. Удар пришелся в переднее левое крыло моей ласточки. Напрочь вылетела фара, треснули бампер и лобовое стекло. Сидевший в этот момент рядом со мной коллега отошел лишь минут через сорок. Ласточка захромала. На стоянку доехала кое-как, но в тот же день выяснилось, что я еще дешево отделался. Внутренности не пострадали, а работник автосервиса, осматривавший повреждения, назвал их не иначе как фигней. Правда, ремонта мне насчитал аж на восемь тысяч. Впрочем, знающие люди советовали не торопиться с этим делом, и я еще неделю продолжал колесить на ней по всей республике, наводя ужас на водителей встречных авто.
- Обнаглел ты, Андрюха! - укоризненно качал головой брат.
В этом я с ним полностью согласен. Дорога не прощает наглости. Счастливого пути!
Андрей ЕЛИСТРАТОВ