Гордое звание «видеоблогер» примеряли на себя уже многие. Начиная от школьниц с их уроками «как правильно наносить макияж» и заканчивая псевдополитиками, которые «срывали покровы» и открывали «Министерство правды». Камера на телефоне или над экраном компьютера позволила многим, не выходя из дома, создавать целые телепроекты (конечно, при элементарных навыках монтажа). Но только считаным единицам такое творчество дало настоящую «путевку в жизнь». Пожалуй, самый известный в этом отношении – Максим Голополосов с его шоу «+100500», которое в настоящее время выросло в крупный проект «Карамба ТВ», имеющий телевизионную версию. Хотя вроде и идея-то не нова: комментировать смешные ролики, да только харизма Макса так цепляет пользователей, что порой не столько интересен сам «видеосюжет», сколько интрига - как ведущий его обыграет.
Вместе с тем видеоблог Анатолия Шария, в котором он жёг «правду-матку» про «чё там у хохлов», конкурировал по популярности чуть ли не с федеральными каналами, а деньги на новые зубы бомжа Жени Якута собирали всей страной: в своём блоге на Ютубе он рассказывал о нелегкой жизни московского бродяги. Но почему кто-то становится популярным, а чья-то известность так и остается на уровне «лучший проект, по версии моей мамы»? Об этом мы и поговорили с нашим земляком, ныне - ведущим интернет-проекта «ТОПЛЕС» Яном Лапотковым.
В Москве разносил листовки...
- Пожалуй, мою историю стоит начать с того, что я после девятого класса не смог поступить в военное училище. Дабы я не шалберничал, по настоянию мамы пошёл в училище на… портного. Зачем мне это было нужно, не понимаю до сих пор. На курсе были 22 девчонки и один я. Долго я там не задержался и скоро решил перебраться в Москву.
Моя первая квартира в столице напоминала общагу. В одной комнате жили помимо меня ещё 4 человека. Хотя те два с половиной года, пока я там обитал, вспоминаю с большой теплотой. Хозяин квартиры принципиально нигде не работал, сутки напролёт играл в компьютерные игры, а жил на то, что отдавали за койко-место мы с остальными жильцами.
Первой постоянной работой, куда удалось устроиться, стала «должность» разносчика рекламных объявлений по почтовым ящикам. В итоге листовки я разносил три года. Так наловчился, что мог открыть любой домофон, а моя скорость разбрасывания листовок по ящикам стала практически сверхзвуковой.
Но потом опять заскучал. Пытался устроиться диджеем на радио. Но 19-летнего парня без образования и опыта никуда не брали. В итоге получилось так, что я пошёл продавать белье. Правда, в очень дорогой бутик. Там работал четыре года, даже занял должность маркетолога. Но в какой-то момент понял, что это «не моё». Вообще, в этот момент у меня всё покатилось кувырком: надо было менять квартиру, меня бросила девушка, и я совершенно пал духом. Но всё не просто так. Если бы я тогда не был в таком подавленном состоянии, то и всего остального со мной бы не произошло.
«ТОПЛЕС» - это целая наука!
- Мне позвонил приятель и предложил поработать монтажёром. Стоит ли упоминать, что я совершенно не представлял, что придётся делать. В итоге по его рекомендации меня взяли, и я целый месяц, через каждую минуту перезванивая своему другу и задавая совершенно дилетантские вопросы, всё-таки научился монтировать видео. С нуля. Потом уже поднабрался опыта, и мой монтаж многим стал нравиться, а через какое-то время, меняя разные каналы, я пришёл на Карамбу ТВ. Оценив своеобразный юмор, мне доверили монтаж «+100500» (суперпопулярный интернет-проект, телевизионный аналог которого выходит на канале Че, - прим. авт.).
Работы было очень много. Монтировал и для телевизора, и для интернета. Работал днями и ночами. В какой-то момент понял, что могу гораздо больше, и начал сам писать сценарии для программы. Специфика телевизионного канала и канала на Ютубе совершенно разная. Ютуб гораздо жёстче. И практически все сценарии того времени писались мной. В итоге я стал главным сценаристом на Карамба ТВ, и, о, счастье, меня даже взяли в штат.
Было очень круто работать на проекте, который ты, ещё задолго до того как попал туда, любил смотреть сам. С Максом Голополосовым мы быстро подружились. Он отличный человек и нисколько не звездится. Передача строится на том, что в ней показывают забавные ролики, снятые людьми со всего мира, а ведущий их комментирует. На самом деле для создания одной-единственной передачи мне приходилось перелопачивать весь интернет и смотреть клипы тысячами, чтобы выбрать самые новые и интересные. Мои мозги порой просто плавились. Потом я писал под выбранные ролики сценарий, во время съёмки режиссировал совместно с Максом всё священнодейство. Был даже случай, когда мне самому пришлось вести весь выпуск «+100500» вместо Макса. Он назывался «Шмель Жека» и до сих пор есть на Ютубе. Кстати, эта серия со мной заработала «лайков» от зрителей больше, чем у стандартного выпуска.
Это было неплохим пиаром и для моих собственных проектов, которые к тому времени уже имели место. Что-то просто взрывало интернет, но не нравилось продюсерам, что-то сетевая общественность воспринимала более холодно. В какой-то момент появилась концепция проекта «ТОПЛЕС», который я продвигаю и поныне.
Сейчас проект уже обкатан, доделан под себя. Так или иначе его контент связан с наукой. Мы затрагиваем практически всё: космос, человека, животный мир… Оказалось, что интересно рассказывать о науке вполне возможно.
Если сравнивать «ТОПЛЕС» и «+100500», то мой проект гораздо сложнее. Если для «+100500» сценарий можно написать за пару часов, у меня это занимает минимум 2-3 дня. Это ещё при том, что на меня работает человек, который ищет материал. К тому же Максу надо выучить 30 слов перебивки, а у меня длинные тексты между видео. Телесуфлёра у нас нет. Кроме того, о науке рассказать доступно, интересно, да ещё чтобы смешно было, достаточно сложно. Но всем нравится, и количество просмотров только увеличивается.
На проекте работают всего два человека, и мы вкалываем за пятерых. Я и гримёр, и сценарист, и режиссёр. Особых репетиций нет, стараюсь делать всё на экспромте. Но дублей приходится делать очень много, пока не добьёмся максимального результата.
Помимо проекта «ТОПЛЕС» начинаю развивать формат блога. Так, например, в одном из постов я рассказывал, как летал на спортивном самолёте и испытывал на себе, как на человека влияют разные перегрузки. И результат - 450 тысяч просмотров!
Особенное есть в каждом
- Я думаю, в скором времени интернет-блоги победят телевизор и по просмотрам и по интеграции рекламы, так как рекламодатели всё больше обращают на них внимание. Я сейчас «нахожусь в волне», которая только-только появляется в России, и можно сказать, в этом деле мы первопроходцы.
Суть в том, что у меня практически нет конкурентов в блогосфере. На научно-образовательной стезе не работает практически никто. То есть, чувствуя у себя творческий потенциал, имея телефон с камерой и компьютер дома, можно творить интереснейшие вещи, которые будут популярны. И при этом не только зарабатывать, но и заниматься любимым делом. И для этого не нужно какое-то специальное образование, а только вдохновение. Ты сам себе директор.
Вообще, все самые крутые идеи проектов уже придуманы и хорошо эксплуатируются на Западе. Всё-таки большинство идей идут оттуда. Что бы в России ни делали, на Западе какой-то аналог уже существует. А если не хочешь никого копировать, то нужно просто быть собой. И если ты можешь чем-то заинтересовать даже своих друзей, то и другие люди, вполне возможно, захотят посмотреть на то, что ты делаешь. Ведь особенное есть в каждом, а интернет - это как раз то, что позволяет тебе показать себя всему миру.
Даже бабушка, которая красиво вяжет крестиком, может завести себе канал на Ютубе про вязание, и её так же будут смотреть. Тут нет предела идеям. Люди часто смотрят абсолютно странные вещи. Есть, например, канал, на котором ведущие просто читают книги шёпотом или рассказывают, как провели день. И другие люди их слушают, чтобы под этот шёпот засыпать!
Как набрать популярность? Делаешь контент, выгружаешь на Ютуб и рассказываешь об этом десяти своим друзьям. А потом популярность нарастает как снежный ком. Или не нарастает. Но даже если что-то не получается, нужно всё равно пробовать дальше. Развиваться в разных направлениях, чтобы понять, что выстрелит, зажжёт и будет востребованным.
Конечно, аудитория у всех разная, но всё больше и больше появляется каналов с околонаучной тематикой. Людям нравится развиваться, и думаю, что тенденция самообразования и саморазвития идёт вперёд. Даже скорее самообразования. Большинству надоели «котики». Теперь интересны факты. Быть умным снова становится модным. Сейчас много передач и каналов, которые пытаются рассмешить, но всё больше людей смотрят то, что кроме смеха даёт пищу для размышлений. Сейчас «петросянчество» падает всё ниже и выдуманный юмор никого не интересует. Людям интересно то, что происходит на самом деле.
Хотя может показаться, что моя работа один сплошной праздник, я считаю, что моя жизнь - скучная. Большую часть дня провожу за «компом», читаю разные сайты, готовлю новые выпуски, ищу интересную информацию. У меня даже хобби-то нет.
И хотя специфика моей работы позволяет «творить» откуда угодно, в Саранск возвращаться пока не собираюсь. Дома не то информационное поле. К тому же сложно сосредоточиться. Что-то в нашем мире начинает работать, только когда у тебя самого есть желание. Есть люди, которым повезло, они попали за счёт своей харизмы «в волну», а кому-то приходится добиваться только упорством. А уж этого у меня не занимать!
Александр РУЧИНСКИЙ