Александр Розенбаум: «Надо приучать людей к тому, что ты не стоишь на месте»

Социум

Александр Розенбаум - человек в своем роде уникальный. Он получил диплом врача-терапевта общего профиля, специализировался в области анестезиологии и реаниматологии. А параллельно с работой в «скорой помощи» успевал заниматься в джазовом училище. Песни начал писать и исполнять, еще будучи студентом мединститута. А потом это стало его основной профессией.
Сейчас Александр Розенбаум - народный артист России, популярный автор-исполнитель, актер и писатель. Ездит по всей стране и русскому зарубежью с концертами. Пишет новые песни - недавно представил публике новый музыкальный альбом с загадочным названием «Метафизика». Сочиняет стихи - собирается записать диск своей поэзии. Активно занимается благотворительностью и… готовится к встрече нового, юбилейного для него года (в следующем сентябре ему исполнится 65 лет). Нам удалось в преддверии Нового года встретиться с Александром Яковлевичем и побеседовать о значимых событиях его биографии.
Семейный праздник
- Александр Яковлевич, до Нового года остались считаные дни. Расскажите о своих самых ярких воспоминаниях из детства об этом празднике.
- Новый год - праздник семейный. А с семьей для меня связаны прежде всего самые сладкие и самые радостные ощущения. Сразу вспоминаю то время, когда еще была жива мама, был жив мой брат... Семья - это же и есть твои мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. А уже потом супруги, дети, внуки - это тоже семья, конечно, но не та. Дети потом уходят к своим друзьям, а внуки - тем более… Поэтому сейчас для меня Новый год не такой уж волнительный праздник. А вот во время детства и юности он был ярким событием: праздник с запахом мандаринов, когда все сидели у телевизоров, ели копченую колбасу и ждали новогодний «Огонек». А еще тогда был снег - много снега. А вчера я летел из Перми в Москву - и чуть с ума не сошел: казалось, что лечу над югом Франции или Германии. Снега нет, все зелено - а ведь это Новый год, это Россия! По идее все должно быть покрыто двухметровыми сугробами. Но что поделаешь - глобальное потепление.
«Бывших докторов не бывает»
- Александр Яковлевич, вы окончили медицинский институт. Но страна вас больше знает как музыканта, автора и исполнителя популярных песен. Бывшие коллеги не обижаются на вас - не говорят, что вы изменили профессии?
- Чтобы были более понятны мои отношения с медициной, приведу такой пример. Вот я много лет выступаю на эстраде. И когда прихожу в концертный зал, где заплатил за аренду для выступления, в этот вечер я в нем, казалось бы, хозяин. Я распоряжаюсь этим залом. Но при этом я совершенно не знаю, где какие находятся механизмы, где там включается свет, где расположен гардероб и так далее. Когда же я оказываюсь в любом лечебном учреждении, где я не хозяин, там есть на это главный врач, то там я чувствую себя дома. Я чувствую ноздрями, по запаху понимаю, где мне найти рентгеновский кабинет, где операционная, где другие помещения... Повторяю, это - мой дом. И бывших докторов не бывает! 
«Метафизика» души
- Недавно вышел новый альбом, который вы назвали «Метафизика». Чем вы решили удивить поклонников?
- Этот альбом для меня долгожданный, я работал над ним не менее двух лет. Но если кто-то думает услышать нового Розенбаума, то сразу скажу: это не так. Я вырос в разной музыке - симфонической, эстрадной, джазовой, уличной... А начинал с «Аргонавтов», с рок-музыки. Позже ушел в песню, которую можно было петь под гитару одному, без коллектива. Но я никогда не оставлял музыки, в которой вырос, которую люблю и которую, на мой взгляд, умею играть. Я сам соскучился по той музыке, которую стал редко слышать на эстраде. И решил поделиться ею с теми, кто, так же, как и я, по ней стосковался. И если мой новый альбом публике понравится - буду очень рад. А если нет - ну что ж… Меня это уже не изменит.
- А что именно вам не нравится в современной эстраде? 
- В принципе я против нее ничего не имею: у каждого поколения своя музыка. Например, во время молодости моих родителей любили фокстрот, а я в годы своей молодости был поклонником шейка и твиста, любил «Битлз»… Сегодня время другое и музыка другая - ну и хорошо! Но все-таки для меня прежде всего важны живая музыка и живое творчество. Я немножко устал от огромного количества немузыкальных поделок и практически абсолютной дебилизации: кругом одни и те же аранжировки. А музыка - это прежде всего мелодия. Даже песни о любви должны иметь музыкальное обоснование этого чувства, а не просто «я люблю тебя - ты любишь меня». О любви не может быть много песен. Ведь это чувство, которое знакомо каждому человеку, абсолютно каждому. Его испытывали все. Оттого и писать про любовь нелегко. Ведь эта песня должна стать понятна и близка каждому…
В ногу со временем
- Некоторых артистов раздражает, что на концертах люди из года в год просят исполнить одни и те же произведения. С вами такое бывает? 
- Да, мне тоже многие люди говорят: «Зачем вы исполняете «Вальс «Бостон» с коллективом? Под гитару ведь лучше!». Такое происходит потому, что этот конкретный зритель помнит себя молодым, когда он сидел на кухне и слушал «Вальс «Бостон» на магнитофоне. Он вспоминает себя, свою молодость… А ведь это джазовая композиция, и к ней просится джазовая аранжировка. К тому же идет время, и я не могу стоять на месте - стараюсь идти вместе с ним вперед. Но это вовсе не означает, что я подстраиваюсь под молодежь. Я вообще никогда ни под кого не подстраивался. 
- То есть вы считаете, что артист должен меняться? А как отнесутся к этому зрители?
- Люди относятся по-разному. Есть зрители, которые меня знают с 1982 года как человека, который поет под гитару. И когда я на своих концертах сажусь за рояль и вдруг начинаю играть сложнейшее произведение, они сначала настораживаются. А уже на следующих выступлениях начинают спрашивать: «А где рояль?». Так же было, когда я начал на моих концертах читать стихи. У меня чистой поэзии не так много, но достаточно, и сейчас выходит большая поэтическая книга, и еще я собираюсь записать диск чистой поэзии. Так вот, люди сначала не понимают: одни пришли слушать «Гоп-стоп», ветераны Афгана просят «Черный тюльпан», девчата ждут «Ау» - а я им вместо этого начинаю со сцены читать стихи… А позже эти же люди на другом концерте спрашивают: «А почему вы стихи не читаете?». Вот такие парадоксы. Я не стремлюсь понравиться, да и никогда не стремился. Ты хочешь со мной идти вместе? Пошли! Не хочешь? Я не обижусь.
- Вам не кажется, что в последнее время интерес к стихам невысокий?
- В последнее время люди вообще мало что читают. Сегодня все писатели, а читателей очень мало. Поэтому и слово «корова» пишут через «а». Грамотность - жутчайшая, а вы хотите, чтобы люди писали хорошие тексты.
- Искусство должно развивать культуру, воспитывать людей?
- Я не считаю, что моя задача - воспитывать людей. Это должны делать мама с папой. Вообще ненавижу, когда артисты говорят, что надо воспитать слушателя. Надо приучать людей к тому, что ты не стоишь на месте, имеешь право на свое видение жизни - особенно в мои 64 года. 
- Что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии нового 2016 года? 
- Я от всей души поздравляю всех читателей с наступающим 2016 годом и желаю, чтобы у них все было хорошо и они все были здоровы. А еще чтобы был мир в нашей стране и на земле в целом.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости