«Не могу сказать, что водители обнаглели!»

Социум

На дорогах России с нового года начнут работу так называемые тайные патрули ГИБДД. Информация об этом была обнародована совсем недавно. В крупных городах страны патрульные экипажи на гражданских авто уже начали работу в тестовом режиме. Между тем, как уверяют в республиканской ГИБДД, соответствующие мероприятия проводились и раньше. Об основных принципах этой работы и ее результатах корреспонденту «ВС» рассказал заместитель руководителя ГИБДД МВД по РМ Николай Живайкин. 

«Психология водителей меняется»
«ВС»: Николай Викторович, сейчас в Москве уже начали работу так называемые скрытые патрули ГИБДД. Анонсируется, что уже в начале следующего года аналогичные мероприятия будут проводиться во всех регионах страны. В Мордовии уже идет подготовка к этой работе?
Н.Ж.: Дело в том, что в соответствии с нашим ведомственным приказом эта работа проводилась и раньше. Просто сейчас эту работу решено предать гласности. Чтобы водители знали, что их поведение на дороге контролируется не только обычными инспекторами и камерами наблюдения, но и скрытыми патрулями. Если раньше мы, наоборот, старались добиться того, чтобы водители замечали наших сотрудников, то сейчас возникла необходимость скрытого патрулирования. К сожалению, психология некоторых водителей такова, что они позволяют себе лихачить на дороге, если знают, что их никто не увидит. С внедрением видеокамер нам удалось переломить эту нехорошую тенденцию. Не сразу, но водители осознали, к чему может привести недисциплинированное вождение. Думаю, что работа тайных патрулей окончательно вернет ситуацию в нормальное русло. Дело в том, что до недавнего времени мы не могли полностью полагаться только на работу тайных патрулей. Потому что в соответствии с административным регламентом сотрудник ГИБДД, реализуя свои полномочия, обязан быть в форме, и на автомобиле с соответствующими знаками. Проще говоря, пресекая одно нарушение, мы сами могли нарушить законодательство.
«ВС»: Ну я правильно понял, что скрытая форма несения службы сотрудниками ГИБДД применяется и сейчас?
Н.Ж.: Конечно. Они работали и будут работать. Просто сейчас нашей основной задачей является донесение до массового сознания одной простой истины: находясь за рулем, человек должен вести себя соответствующим образом. Вне зависимости от того, есть на дороге инспектор ГИБДД и камера наружного наблюдения или нет. И основной контроль за поведением водителей на дорогах, по нашему мнению, должны осуществлять сами участники дорожного движения. Что ни говори, но, если какое-то внушение водителю делает инспектор ГИБДД, он реагирует на него иначе, нежели в том случае, когда замечание делает такой же водитель. Я недавно был на совещании в Москве по этому вопросу, и там эта задача была обозначена приоритетной. В качестве подтверждения своих слов приведу такой пример. Некоторое время назад мы проводили операцию «Детское кресло». Привлекали учащихся школ. Так вот когда дети говорят водителю: «Дяденька, нельзя нас возить без кресла!», реакция со стороны водителей совершенно иная, чем если бы мы просто оштрафовали человека.
«ВС»: Но даже на скрытых патрулях инспекторы обязаны работать в форме?
Н.Ж.: Конечно. Иначе нельзя. Ведь мы не оперативные работники, и у нас нет соответствующих полномочий.
«ВС»: Сам факт того, что возникла необходимость в работе скрытых патрулей ГИБДД, говорит о том, что водители обнаглели до такой степени, что не боятся ни камер, ни инспекторов?
Н.Ж.: Не могу сказать, что подавляющее большинство наших водителей до такой степени обнаглели, что ничего не боятся. Конечно, есть такая категория людей. Но они были и, думаю, будут всегда. В основном этим грешит молодежь. Опытные водители, как правило, ведут себя на дорогах очень корректно. И по отношению к другим участникам дорожного движения, и по отношению к инспекторам ГИБДД.
«ВС»: Сейчас вы можете озвучить информацию о том, сколько именно тайных экипажей патрулируют улицы Саранска?
Н.Ж.: Понимаете, такие экипажи не ездят по городу каждый день. Мы используем их в основном во время профилактических мероприятий. Ведь согласно ведомственному приказу скрытый патруль вообще не имеет права работать самостоятельно. Такой экипаж должен работать в связке с обычной патрульной машиной. Задача тайного патруля - выявить нарушения правил дорожного движения и передать информацию обычному патрульному экипажу, который должен пресечь это нарушение и принять необходимые меры воздействия по отношению к водителю.

«За рулем все равно пьют!»
«ВС»: Некоторое время назад в Саранске появилось такое явление, как добровольные помощники ГИБДД. Обычные люди фиксировали нарушение правил дорожного движения и потом передавали материалы сотрудникам полиции. Но в последнее время их активность как-то сошла на нет. Что, не пригодилась их помощь?
Н.Ж.: А почему вы решили, что их активность сошла на нет?! Мы, напротив, очень ценим усилия этих людей и регулярно привлекаем их к совместной работе. Буквально недавно работали с ними по свадебным кортежам. У нас даже в загсах налажена соответствующая работа. Во время торжественной церемонии участникам напоминают о необходимости соблюдения правил дорожного движения, раздают соответствующие памятники. Знаете, после этого я уже беседовал с несколькими людьми. Все они отмечают позитивные изменения как в работе наших инспекторов, так и в поведении водителей. То же самое касается и нашей работы по выявлению водителей, находящихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Здесь нам просто не обойтись без помощи обычных людей. Только с начала 2015 года к нам поступило 2318 сообщений о нарушении правил дорожного движения. Более половины из них касались водителей, управлявших автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. По результатам этих сообщений нашими сотрудниками были исключены из процесса дорожного движения 213 нетрезвых водителей. То же самое можно сказать и о других нарушениях правил дорожного движения.
Зачастую информация о нарушении поступает к нам от простых участников дорожного движения, которые самостоятельно фиксируют факт нарушения и передают нам соответствующие материалы. Мы впоследствии принимаем необходимые меры к нарушителю. Мне особенно приятно отметить тот факт, что люди перестали бояться. Если раньше, например, считалось позорным жаловаться в правоохранительные органы, то теперь ситуация совсем иная. Людей больше не устраивают систематические нарушения закона. Нередки случаи, когда обычные люди еще до приезда патрульного экипажа самостоятельно задерживают пьяного водителя, предотвращая тем самым возможные трагические последствия его поведения. Единственное, о чем остается сожалеть, это о том, что мы не всегда успеваем реагировать на сообщения граждан. Бывают случаи, когда нетрезвый водитель успевает скрыться. Но мы приложим максимум усилий для того, чтобы более оперативно реагировать на такие сообщения.
«ВС»: Думаю, вы не будете спорить с тем, что в последнее время свадебные кортежи по выходным дням стали настоящей головной болью для жителей города. Люди элементарно боятся переходить проезжую часть во время проезда свадебных процессий. Почему так происходит?
Н.Ж.: Знаете, как работник ГИБДД я могу сказать, что головная боль начинается, если у какого-то автомобиля, следующего в свадебном кортеже, отсутствуют регистрационные номера. Если же человек на своем автомобиле открыто нарушает правила дорожного движения, он все равно будет привлечен к ответственности.
«ВС»: Пару лет назад в нашей стране серьезно ужесточили ответственность за нарушения правил дорожного движения. А сейчас уже вновь ведутся разговоры о необходимости еще более жесткого наказания для водителей. Получается, все принятые ранее меры не возымели должного действия?
Н.Ж.: Понимаете, жизнь ведь не стоит на месте. Техника развивается такими темпами, что остается только диву даваться. Появляются все более совершенные модели автотранспорта. И законодательство просто не успевает за техническим прогрессом. А оно, на мой взгляд, должно, как минимум, идти с ним в ногу. Сейчас речь идет о необходимости введения в законодательство такого термина, как «опасное вождение». Когда человек, например, за рулем своей машины едет, как говорится, в шахматном порядке. Как показывает практика, в последнее время значительное количество ДТП особенно на многополосных дорогах происходит именно по этой причине. Сейчас на законодательном уровне решается вопрос о квалификации таких действий и введении ответственности за подобное поведение на дороге. Но пока такого термина в правилах дорожного движения нет.
«ВС»: Но, даже несмотря на высокие штрафы, количество водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, не уменьшается. Как вы считаете, почему?
Н.Ж.: Понимаете, это чистая психология. Ведь человек, когда выпьет сто граммов, начинает считать себя героем. Печально, конечно, что так происходит, но... Я разговаривал со многими водителями, задержанными за езду в нетрезвом виде. И у всех великое множество причин. Каждый настаивает на том, что у него уважительная причина. Но, надеюсь, нам удастся сломать и эту тенденцию.  

«Количество обращений растет»
«ВС»: В разных регионах страны периодически возникают скандалы с камерами видеонаблюдения. То ли сбой какой-то происходит, то ли еще что, но людям приходится платить штрафы за нарушения, которых они не совершали. Как с этим обстоит дело в Мордовии?
Н.Ж.: Спорные моменты возникают, конечно, и у нас. Дело в том, что по оснащению камерами наша республика занимает одно из лидирующих мест в стране. За это нужно сказать большое спасибо руководству республики. Что же касается проблем, могу сказать, что основная их масса возникает по вине разработчиков систем видеонаблюдения. Да, решение о привлечении водителей к ответственности принимаем мы. И жаловаться водители приходят к нам. Но даже у нас часто возникают сомнения в объективности данных с камер видеонаблюдения. Например, когда камера фиксирует, что автомобиль ЗИЛ-130 едет со скоростью сто тридцать километров в час! Как такое вообще может быть?! Сейчас мы проводим соответствующую работу с разработчиками систем видеонаблюдения. Надеюсь, нам удастся устранить все неполадки и разрешить возникающие противоречия.
«ВС»: Вообще, после ужесточения ответственности за нарушения ПДД поток обращений от водителей увеличился?
Н.Ж.: Конечно. Причем год от года количество обращений только растет. Но это не означает, что обращаются только нарушители. Сейчас огромное количество обращений поступает на наш сайт. И я считаю, что это хорошо, когда люди не боятся отстаивать свою позицию.

Алексей КОНСТАНТИНОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости