Чиновник на дому

Социум

Всего несколько лет назад мы и представить себе не могли, что будем запросто, не выходя из дома, подавать налоговые декларации, заказывать справки о стоимости объектов недвижимости, заказывать паспорт и загранпаспорт,  оплачивать штрафы ГИБДД или, к примеру, осуществлять запись на прием к врачу, в детский сад, школу, спортивную секцию... Да и сам термин «электронная услуга» чаще встречался в фантастических романах, нежели в официальных документах. Сегодня удобства бесконтактного общения с государственными и муниципальными структурами оценили уже многие. Ведь компьютерная техника скрупулезно фиксирует каждую деталь исполнения поступившей заявки - от момента ее подачи до завершения.

Все под контролем
По общему количеству предлагаемых цифровых сервисов Мордовия всего за несколько лет сделала стремительный рывок вперед. Сегодня здесь полностью переведены в электронный вид все обязательные и наиболее востребованные услуги - 72 государственные и 22 муниципальные. С учетом ресурсов информационного характера их и того больше - под 800.
Степень доступности услуг, само собой, в значительной мере зависит от уровня регистрации учетной записи заявителя. Для получения упрощенной учетной записи гражданину достаточно указать лишь общие сведения о себе - фамилию, имя, отчество, номер контактного телефона (желательно мобильного), адрес электронной почты. Этих сведений вполне достаточно, чтобы, допустим, просмотреть отметки ребенка по тем или иным школьным предметам, узнать, куда обратиться и какие документы представить для получения госуслуги, ее особенности, стоимость, наконец.
Регистрация второго уровня подразумевает уже наличие прежде всего основных паспортных данных и номера индивидуального лицевого счета в системе государственного пенсионного страхования (СНИЛС). Такой пользователь получает доступ к более широкому спектру услуг - может запрашивать информацию о налоговой задолженности, исполнительном производстве, а также оплачивать банковской картой штрафы за нарушение правил дорожного движения.
Третий уровень - подтвержденная учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (сокращенно ЕСИА) - позволяет полностью использовать функциональные возможности федерального и республиканского порталов gosuslugi.ru и gosuslugi.e-mordоvia.ru. То есть обращаться в инстанции с заявлениями, подавать жалобы на нерадивых чиновников, даже заказывать общегражданский или заграничный паспорт. Результативность, как утверждает министр информатизации и связи РМ Олег Соколов, почти стопроцентная:
- Без внимания - говорю об этом вполне уверенно! - не останется ни одно обращение. Более того, многие ведомства обычно рассматривают их в приоритетном порядке, стараясь давать максимально точный и развернутый ответ. Нарушение сроков воспринимается не иначе, как ЧП. Что и понятно. Администрация Главы Республики Мордовия, Правительство республики реагирует на это очень чутко. Благо они всегда имеют возможность отследить статус любого электронного заявления.

Методика оценки
И спрос на электронные сервисы постоянно растет. На сегодняшний день на портале госуслуг зарегистрировались свыше 80 тысяч жителей республики, или более 10 процентов всего населения!
- В идеале ресурсами так называемого электронного правительства должны пользоваться не менее 70 процентов граждан, - поясняет министр. - Именно такая задача поставлена и в майских (2012 г.) указах Президента страны. Там же обозначены четкие сроки реализации данной программы - 2018 год. На беглый взгляд может показаться, что набранный республикой темп развития далек от желаемого. Однако это не совсем верно. Дело в том, что примерная методика Минкомсвязи России обязывает нас учитывать всех граждан, постоянно проживающих на территории региона. А это обстоятельство заставляет усомниться в объективности оценки. Ведь дети, подростки по закону не могут самостоятельно запрашивать госуслуги.
Широкой поступи цифровых сервисов препятствует еще несколько довольно существенных обстоятельств. Речь идет прежде всего о проблемах чисто ментального плана. Чего уж скрывать, людей, скептически относящихся к всевозможным онлайн-сервисам, хватает и сегодня. Одни считают, что не так уж часто они бывают востребованы. Другие просто еще не успели оценить их удобство и преимущества. Как, впрочем, есть и те, кто категорически не приемлют электронных новшеств.
С другой стороны, наверняка сказывается инертность, а то и неповоротливость целого ряда солидных учреждений, администраций сельских поселений, муниципальных контор, частных компаний и предприятий. Скажем, нотариусы в массе своей требуют представлять именно бумажные оригиналы документов, зачастую отказываясь принимать к рассмотрению документы в электронном виде, сформированные и оформленные надлежащим образом. Причем повлиять на эту устоявшуюся, исторически сложившуюся практику возможно лишь исподволь, не напрямую.

Шаги навстречу
Самым действенным способом устранения барьеров, препятствующих повышению эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, остается, как ни странно, популяризация электронных сервисов. С этой целью, в частности, Мининформсвязи совместно с Министерством образования, Госкомитетом РМ по делам молодежи был организован республиканский конкурс «Электронная Мордовия». Одна из задач  конкурса заключается в том, что его участникам - от школьников и студентов до пенсионеров и целых трудовых коллективов - предлагается поделиться своими идеями новых услуг, необходимых в повседневной жизни, представить собственные разработки, наглядно демонстрирующие преимущества виртуальных сервисов либо способствующие улучшению их качества.
Параллельно удалось существенно упростить и процедуру получения подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. Если прежде для подтверждения личности гражданина применялся высылаемый заказным письмом специальный код или ключ, то сегодня получить его можно в течение нескольких минут - в самом Министерстве информатизации и связи Республики Мордовия, близлежащем МФЦ или офисе партнера проекта - компании «Ростелеком».
Да и сама сеть точек оказания государственных и муниципальных услуг расширилась за последние годы в несколько раз. Ныне многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг действуют во всех без исключения районах Мордовии. На очереди территориально обособленные структурные подразделения МФЦ в муниципальных образованиях, в первую очередь в крупных селах и поселениях. Всего же планируется открыть около 300 окон обслуживания заявителей в самих МФЦ. Таким образом, услугами будет охвачено более 90% жителей республики.
Впрочем, главную задачу Мининформсвязи видит не столько в росте количественных показателей, сколько в постоянном улучшении качественных характеристик:
- Востребованности предлагаемых сервисов, их высокой эффективности мы неизменно уделяем самое пристальное внимание, - продолжает Олег Соколов. - Это подсказывает здравый смысл. Зачем переводить в цифровой формат услугу, коль скоро за ней и за год, возможно, никто не обратится?! Только лишь для того чтобы получить в результате впечатляющие объемы освоения средств? А ведь данный проект и без того требует немалых бюджетных ассигнований. Внедрение только одного электронного сервиса обходится казне в 150-200 тысяч, а наиболее сложного - в полмиллиона рублей. Потому, по нашему мнению, преобразования следует проводить точечно, когда необходимость в них действительно назревает.

Будущее уже рядом
Подобный подход, стоит напомнить, однажды уже сослужил нам хорошую службу. В тот период, когда профильные федеральные ведомства оценивали проделанную регионами работу по внедрению электронных ресурсов главным образом по их общему количеству, республика в общероссийском рейтинге совсем не блистала. Стоило чуть изменить подход - и отставание почти тут же было ликвидировано. Сейчас Мордовия наряду с Москвой, Татарстаном и некоторыми другими субъектами уверенно входит в число самых продвинутых в данном плане территорий страны.
Сказанное, конечно, вовсе не означает, что в Мордовии решены абсолютно все проблемы, касающиеся функционирования электронных услуг и точек доступа к ним. Одна из самых серьезных - это интеграция и организация взаимодействия различных информационных систем и баз данных как «по горизонтали», т.е. на региональном и муниципальном уровне, так и «по вертикали» между федеральными, региональными и муниципальными системами.
Поясним, в том или ином виде различные сведения о гражданах хранятся в десятках ведомств - в миграционной и налоговой службах, загсе, кадастровой палате, пенсионном фонде, ФОМСе, ГИБДД, региональных органах соцзащиты, администрациях муниципалитетов и т.д. Когда наступает пора, например, оформлять какое-то пособие, могут потребоваться справки о семейном положении, трудоустройстве, размере получаемого дохода, даже о наличии или отсутствии иностранного гражданства. Собирать все эти данные приходится, очевидно, самому просителю. Хотя лежат они, не исключено, на соседних серверах. Причем сама процедура получения требуемой информации занимает всего-то несколько секунд, в крайнем случае - минут. Но уж никак не дней или недель. Объединение ресурсов, казалось бы, пойдет на пользу всем сторонам - людям не придется более ходить по инстанциям, делать запросы, а чиновники в свою очередь будут избавлены от огромной массы работы. Не все, однако, так просто.
- Подавляющее большинство учреждений - территориальных, региональных, местных - не спешат открывать доступ к имеющейся у них информации, - поясняет министр. - И причина тут совсем не в пресловутых «ведомственных интересах». Для нормального функционирования ресурсов необходимо обеспечить наличие регламентов и форматов взаимодействия, защищенность систем от несанкционированного доступа, в том числе и со стороны чересчур любопытных сотрудников смежных властных структур. Не всегда решение данных задач лежит только на структурах регионального уровня. Зачастую отсутствие необходимых регламентов на федеральном уровне не позволяет региону в полной мере реализовать преимущества электронного взаимодействия. При этом следует учесть, что организация широкомасштабного взаимодействия информационных систем, а также многоступенчатая защита информации в них требуют гигантских финансовых вложений.

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости