Поражение в правах

Социум

В России до конца 2015 года вступят в силу новые правила сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Уже известно, что тестирование, как теоретическое, так и практическое, значительно усложнится. Впрочем, это еще не самое страшное. По прогнозам экспертов, усложнение процедуры сдачи экзамена неизбежно приведет к увеличению стоимости обучения в автошколах и росту коррупции. Корреспондент «ВС», совсем недавно получивший права по старой системе, взвесил плюсы и минусы грядущего нововведения.

Без права на ошибку
- За рулем автомобиля должны сидеть люди, которые осознают свою ответственность, а не те, кто просто хочет покататься! - заявил на одном из последних заседаний Правительства РФ премьер-министр Дмитрий Медведев. Именно эта фраза главы кабмина стала отправной точкой очередного витка борьбы за безопасность на дорогах страны. Уже через несколько дней министр внутренних дел России Владимир Колокольцев подписал приказ, утверждающий новый административный регламент сдачи экзаменов в ГИБДД. На минувшей неделе документ уже был направлен на регистрацию в Министерство юстиции. Планируется, что он вступит в силу через десять дней после официального опубликования. Но уже точно известно, что произойдет это до конца текущего года. Так что же изменится после вступления в силу нового документа?
Как следует из приказа главы МВД, основной упор решено сделать на ужесточение процедуры сдачи экзаменов. Начнем с теории. Как известно, сейчас кандидат в водители во время сдачи теоретического экзамена в ГИБДД должен ответить на двадцать вопросов. При этом ему предоставлено право на две ошибки. После вступления в силу новых правил ситуация немного изменится. Экзаменуемому в случае одного неправильного ответа придется ответить на пять дополнительных вопросов из того же тематического раздела. Но уже без права на ошибку. К слову, многие автошколы Саранска и других городов уже сейчас принимают внутренние экзамены по этой схеме. Поэтому ужесточение процедуры сдачи в данном случае вряд ли можно назвать драконовской мерой. Однако теоретическое тестирование далеко не самое страшное испытание в ГИБДД. Как показывает практика, большинство сдающих справляются с ним с первого раза. Сложнее дело обстоит непосредственно с вождением. На втором этапе сдачи экзамена кандидаты в водители категории «В» должны сдать три упражнения на специализированной площадке. Это так называемая змейка, остановка и начало движения на подъеме, а также заезд задним ходом в бокс. Это сейчас. Однако уже в самом ближайшем будущем к уже имеющимся трем добавятся еще два упражнения - остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров и парковка задним ходом и выезд с парковочного места.
Изменится и процедура сдачи городского экзамена. Согласно новому регламенту, к девяти ныне существующим заданиям добавятся еще два: разворот за пределами перекрестка и проезд железнодорожного переезда. Выполнение всех заданий, как и прежде, будет оцениваться в баллах. Однако сама система оценки, как анонсируется, станет сложнее. Как и в настоящее время, процедура сдачи практического экзамена будет сниматься на видеокамеру. Для автоматизированных автодромов добавляется еще одно упражнение - проезд регулируемого перекрестка. При этом в новом регламенте говорится, что в момент сдачи экзамена в автомобиле должны находиться только кандидат в водители и экзаменатор. В то время как сейчас во время сдачи экзамена на автодроме в машине находится инструктор по вождению. Собственно, этот пункт регламента вызвал наибольшее количество замечаний со стороны экспертов, изучавших документ. Ведь автомобиль, на котором происходит сдача экзамена, далеко не во всех случаях принадлежит ГИБДД. Чаще всего транспортное средство является собственностью автошколы. И после вступления в силу новых правил сдачи непонятно, кто будет нести ответственность в случае аварии.

Время и деньги
Следует отметить, что неожиданностью новый регламент сдачи экзамена на получение водительских прав стал только для кандидатов в водители, которые проходят обучение прямо сейчас или только собираются поступить в автошколу. Большинство экспертов говорят о том, что документ ждали давно.     
- Этот регламент был разработан еще в 2013 году, - говорит директор одной из саранских автошкол Николай Емеров. - Однако тогда прокуратура нашла в нем массу нарушений, и документ был отправлен на доработку. Хотя изначально планировалось, что он будет принят в комплексе с другими нововведениями. Такими, например, как увеличение количества часов вождения в автошколах. Но в результате количество часов увеличилось, а процедура сдачи экзамена в ГИБДД осталась прежней. И вот теперь это несоответствие решено устранить.
Как и большинство автомобильных нововведений, принятых или готовящихся к принятию, новый регламент сдачи экзамена на права задумывался как один из способов снижения аварийности на дорогах страны. По данным статистики ГИБДД, только за девять месяцев этого года в России произошло более тринадцати тысяч дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж которых менее трех лет. Однако с уверенностью говорить о том, что после вступления нового документа в силу ситуация изменится только в лучшую сторону, может лишь большой оптимист. Одно из основных опасений рядовых обывателей связано с финансовой стороной вопроса. Ведь на подготовку водителей по новому регламенту потребуется больше времени. А значит, и денег. А стоимость обучения в автошколах Саранска уже сейчас по карману далеко не каждому. Что же касается качества подготовки водителей, повысится ли оно с вступлением в силу новых правил, понизится или останется на прежнем уровне - это большой вопрос.
- Думаю, что уровень подготовки водителей в автошколах повысится, - продолжает директор автошколы Николай Емеров. - Что же касается стоимости обучения, то сейчас сложно судить об этом. В ближайшее время мы не планируем повышать стоимость, но в будущем все возможно.
Впрочем, уже сейчас слышны мнения, что столь резкое закручивание гаек приведет в конечном итоге к тому, что многие ученики автошкол, желая сэкономить время и нервы, будут чаще прибегать к такому инструменту, как банальная покупка водительских прав. Ведь соответствующих предложений, несмотря на различные ужесточения автомобильного законодательства и процедур сдачи экзаменов, меньше не становится. Изучая этот феномен, большинство экспертов сходятся во мнении, что причиной всему является несовершенство ныне существующей системы подготовки водителей и сдачи экзамена. Ведь даже сейчас человеку, который не желает прибегать к незаконным методам получения водительского удостоверения, сдать экзамен гораздо сложнее, нежели тому, кто «склонен к компромиссам». Ужесточение же процедуры сдачи экзамена и вовсе может привести к тому, что большинство кандидатов в водители просто не захотят терять драгоценное время в попытке сэкономить. Как говорится, проще отдать, чем объяснить, почему не отдал. Нетрудно догадаться, что в этом случае ожидать снижения аварийности на дорогах страны, мягко говоря, не стоит.
Однако есть и хорошие новости. После вступления в силу нового регламента сдачи экзамена кандидату в водители не придется тратить на эту процедуру весь световой день, как это зачастую происходит сейчас. Документ определяет точные временные рамки, отведенные на всю процедуру с момента подачи документов до момента непосредственного прохождения испытаний. Для категорий «А» и «М» это время составляет 2 часа 10 минут. Для остальных категорий - 3 часа 10 минут. А это, как говорится, уже немало.

Ничего не изменится?
Впрочем, если внимательнее присмотреться к происходящему, можно обнаружить в действиях и желаниях инициаторов законодательных нововведений некий сакральный смысл. Как ни банально это звучит, по мнению многих аналитиков, в основе большинства законодательных инициатив последнего времени лежат деньги. Точнее, их нехватка в государственной казне. Ужесточение автомобильного законодательства - один из способов пополнения бюджета. И если вспомнить, сколько инициатив в этой сфере было предложено только за последний месяц, станет понятно, что подобные суждения, как минимум, имеют право на существование.
Итак, освежим в памяти. С 1 января 2016 года вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие возможность уплаты половины штрафа, наложенного за нарушение правил дорожного движения. Единственное условие - добровольная, а главное, своевременная оплата. Далее. Вот уже несколько месяцев в прессе активно муссируются слухи о введении платной пересдачи экзамена в ГИБДД. С учетом статистики, согласно которой кандидату в водители, как правило, требуется три попытки для получения прав, сумма в масштабах страны может быть очень серьезной. В прошлом номере «ВС» рассказывал о предложении Следственного комитета РФ ввести уголовную ответственность за вождение автомобиля без водительских прав. В этом случае нарушителей можно будет штрафовать на гораздо более внушительные суммы, чем те, которые предусмотрены сейчас в Кодексе об административных правонарушениях. И вот теперь - ужесточение процедуры сдачи водительского экзамена. Парадокс, но, по оценкам некоторых специалистов, все эти предложения не имеют ничего общего с аварийностью на дорогах страны. В других же странах нет таких мер, но аварийность на порядок ниже, чем у нас.
- Само по себе ужесточение процедуры сдачи экзамена на водительские права вряд ли повлияет на снижение аварийности, - говорит саранский адвокат Сергей Наумов. - Незнание или плохое знание ПДД является лишь одним, причем далеко не самым главным фактором высокой аварийности. Но желание государства усилить контроль в этой сфере выглядит вполне логично. Что же касается увеличения коррупции в ГИБДД после вступления в силу новых правил, то здесь ситуация, на мой взгляд, вряд ли серьезно изменится. Ведь, как показывают недавние примеры, отсутствие водительских прав не мешает любителям быстрой езды сесть за руль.

Алексей КОНСТАНТИНОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости