«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Отправляясь в теплые края «за здоровьем», постарайтесь его не подорвать
Для большинства из нас лето - это самое приятное время, когда мы готовимся к отдыху или уже отдыхаем, набираемся сил и здоровья. Но для тех, у кого не все в порядке с сердечно-сосудистой системой, летняя пора - это зона повышенной опасности. В жару на сердце идет дополнительная нагрузка. Сосуды расширяются, кровяное давление падает, и сердцу, чтобы продолжать обеспечивать нормальный кровоток, приходится работать в усиленном режиме. Про то, о чем в приятную летнюю пору не надо забывать людям с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, рассказал заведующий отделением сердечно-сосудистой патологии Клиники НИИ питания РАМН кандидат медицинских наук Альфред Богданов.
Негативные факторы
- Альфред Равилевич, какие дополнительные факторы риска появляются у сердечников летом?
- В первую очередь высокая температура воздуха, причем для них она высокая начиная уже с 28 градусов. И вдвойне плохо, если эта высокая температура сочетается с высокой влажностью воздуха. Это и здоровому-то человеку бывает сложно перенести, не говоря уже о тех, кто имеет проблемы с сердцем. В жару наш организм быстро теряет жидкость - это тоже не хорошо для сердца. Кроме того, лето - период отпусков, а они часто связаны с длительными переездами, перелетами. И люди, имеющие хронические болезни сердца, эти перелеты, естественно, переносят хуже, чем здоровые. Во-первых, им труднее перенести перепады давления. А во-вторых, в самолете пассажиры ограничены в движениях и вынуждены длительно находиться в сидячем положении, а это способствует замедлению тока крови. Передвигаясь на автомобиле, в пути можно сделать остановку. У автобусов дальнего следования тоже предусмотрены стоянки, где можно выйти их салона - размяться и немного походить. Передвигаясь в поезде, можно выходить на перрон или просто походить по коридору. А вот в самолете, увы, такие «променады» не предусмотрены.
- И как же людям, имеющим проблемы с сердцем, вы советуете вести себя во время полета?
- Нужно постараться как можно удобнее расположиться в кресле, и за все время перелета, даже если оно не слишком продолжительное (допустим, часа три), постараться хотя бы раз пройтись по салону самолета - например, до туалета и обратно.
- К каким серьезным последствиям могут привести перечисленные вами негативные факторы?
- Практически ко всем сердечно-сосудистым катастрофам: инфаркту миокарда и инсульту головного мозга, застою крови - а значит, к образованию тромбов, их закупорке и отрыву, что может вызвать мгновенную смерть человека. Эти факторы, воздействуя на людей, которые плохо переносят жару, могут привести к гипертоническому кризу. Большая потеря жидкости организмом может вызвать нарушение ритма сердцебиений - а это у «серьезных сердечников» может стать угрозой для жизни.
Группа риска
- Кто находится в группе риска?
- Лица с хроническими или врожденными болезнями сердца, люди, которые перенесли инфаркт или инсульт, гипертоники - если их болезнь не контролируется специальными лекарственными препаратами, люди в возрасте: мужчины - от 65 лет и старше, женщины - ближе к 70 годам и старше, даже если у них нет явно выраженных проблем с сердцем.
- А дети или подростки входят в группу риска?
- Обычно нет, только если у ребенка врожденный порок сердца.
- А дачники не входят в группу риска? Ведь на своих участках они обычно трудятся в поте лица даже в жару под палящим солнцем.
- Я бы говорил не о дачниках, а именно о людях, имеющих проблемы с сердцем, которые при этом стремятся в любую погоду, даже в жару и под прямыми лучами солнца, как можно больше сделать на своем участке. Потому что здоровый человек способен переносить большие физические нагрузки даже при высокой температуре воздуха без негативных последствий для себя, а имеющие проблемы с сердцем люди в такой ситуации сильно рискуют подорвать здоровье.
- А курильщики?
- Если сердечник еще и курит, то все кардиологические риски, которые провоцируются летней жарой, для него повышаются в два-три раза. Поэтому медицина и ведет бесконечную борьбу с курением.
Первая помощь
- Если человеку в жару стало плохо с сердцем, скажем, посреди парка, прохожие могут оказать ему какую-то первую помощь?
- Первым делом нужно переместить человека в тень - и сразу же холодной водой смочить хотя бы лоб. Но лучше окатить его водой - чтобы быстрее охладить перегретое тело. Если он в сознании, дать попить воды. Если приступ сопровождается болями в сердце - положить под язык нитроглицерин (обычно сердечники носят его с собой) или разжевать три таблетки аспирина (но если у человека проблемы с желудком, к примеру, язва, необходимо принимать этот препарат с осторожностью и под руководством врача). Нужно вызвать «скорую помощь» и по возможности дождаться ее приезда вместе с пострадавшим. А если человек еще и потерял сознание, в дополнение к перечисленным мерам нужно поднять повыше его ноги - можно подложить под них какую-то подставку.
- А если с сердцем стало плохо в самолете?
- В таком случае оказать ему помощь - это задача бортпроводника, их учат оказывать первую медицинскую помощь в подобных ситуациях. К тому же в самолете обязательно должна быть аптечка, где найдутся и нитроглицерин, и аспирин. Кроме того, нужно по возможности дать человеку подышать кислородом, попить воды. Но если сердечный приступ сопровождается болью, надо как можно удобнее расположить его в кресле самолета и постараться не давать человеку двигаться и ждать приземления. А экипаж самолета к трапу должен вызвать «скорую помощь».
Меры предосторожности
- Какие рекомендации вы дали бы сердечникам, чтобы снизить риск обострения заболеваний летом?
- Само пребывание на свежем воздухе полезно, но нужно избегать длительного нахождения на открытом солнце. Под прямыми солнечными лучами желательно находиться непрерывно не более часа. А в самый пик жары - с 12 до 16 часов дня, когда солнечное излучение наиболее сильное, - надо расположиться по возможности в тени и избрать щадящий режим физических нагрузок. И вообще при повышенной температуре надо более внимательно следить за физическими нагрузками и помнить, что жара сама по себе является нагрузкой для организма.
- Вы говорили, что в жару отрицательным фактором становится обезвоживание организма. А есть какая-то норма потребления жидкости в эту пору?
- В сутки нужно выпивать не менее двух с половиной литров воды. Этот объем нужно распределить в течение суток, но большую часть выпивать в первой половине дня и меньше пить во второй, чтобы избежать отеков. А поскольку в жару выходят в большом количестве из нашего организма вместе с потом еще и соли, то, чтобы восстановить солевой баланс, в суточный объем потребляемой жидкости нужно включить минеральную воду - ее нужно потреблять примерно 250-300 мл в сутки.
В дорогу
- Сердечники должны как-то по-особенному подготовиться к дальней поездке?
- Обязательно нужно взять с собой тонометр. Сейчас есть много дорожных вариантов этого прибора, они компактны. Чтобы держать давление под контролем, нужно измерять его как минимум дважды в день - утром и вечером. Проверьте, взяли ли вы лекарства, которые обычно принимаете. Нередко бывает так: случается приступ, и тут выясняется, что человек забыл дома свои лекарства. Вот тогда ситуация становится по-настоящему критической.
- А есть ли для таких людей противопоказания к перелетам, кому из них летать самолетами точно нельзя?
- Таких показаний нет. Но вот с запущенной формой стенокардии летать точно нельзя. Правда, такие пациенты из дома-то выходят редко, с трудом перемещаются по квартире, поэтому вряд ли они куда-то полетят самолетом. Однако если вы имеете хроническое заболевание сердца, переносили инфаркт или инсульт, обязательно перед полетом, да и перед тем как отправиться в какую-нибудь жаркую страну, проконсультируйтесь с лечащим врачом и вместе взвесьте все за и против.
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»