«Агропромышленный комплекс – флагман экономики Мордовии»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В канун Дня парашютно-десантных войск журналист «ВС» совершил свой первый прыжок
С давних пор я мечтал прыгнуть с парашютом, и только в этом году - в канун Дня парашютно-десантных войск - решился на сей личностный подвиг в Центральном аэроклубе Мордовии имени М.П. Девятаева. Здесь инструкторы дали подписать бумаги из серии «в моей смерти прошу никого не винить» и провели инструктаж - за что дергать, что не трогать, за что тянуть и что с чем скрещивать. После чего следует поход на площадку, и все собравшиеся, минут пять повисев в снаряжении, развешенном на перекладине, приблизительно представили себе, какие ощущения их ожидают. Затем был вдохновляющий рассказ о внештатных ситуациях, которые, как нас уверили, «... с вами не произойдут, но, тем не менее, знать, что при них делать, нужно…» Однако пояснение, что «в случае зависания парашюта за самолётом» инструктор спустит бедолаге нож на веревке, с тем чтобы он перерезал стропы, не сильно всех успокоило. Вообще прыжок имеет три степени «защиты»: сам парашют, запасной парашют (значительно меньше) и собственно инструктор, провожающий нас добрым взглядом, а некоторых и пинком, за дверь.
Нам помогли надеть всё обмундирование, которое общим весом тянет на 20-30 килограммов, после чего все приобрели достаточно занятный вид. С грехом пополам группа неуклюжих мишек наконец забралась в самолет. Первое, что бросилось в глаза, - наклейка с текстом: «Страшно? Сиди дома!». Поздно...
Самолет потарахтел и, набирая скорость, пошел на взлет. Набрав порядочную высоту, мы сделали круг, при этом ощущения такие, будто бы вы, сидя на высокой ветке, внезапно теряете равновесие. Завершив разворот, один из инструкторов открыл дверь и высунулся на полкорпуса из салона. По всей видимости, рассмотрев внизу «саранское море», он весело прокричал, перекрывая шум самолёта: «Девчонки на пляже загорают! Если кто из парней долетит - не пожалеет!». Взяв в руки стабилизирующий парашют, он выкинул его наружу и вместе со старшим инструктором следил за его падением практически до самой земли. Дав команду заходить еще на один круг, они освободили проем: я, конечно же, не раз слышал о том, что земля с большой высоты похожа на карту, но никогда не думал, что настолько - зеленые квадраты лесов, синие ниточки рек и удивительно маленькие кубики домов.
«Приготовились!» - раздается нам как приговор, который беспощаден и обжалыванию не подлежит. Все встали. «Подойти к двери». Вот и он - этот долгожданный момент истины (КОШМАР! ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НУЖНО? КАКОЙ ЧЕРТ МЕНЯ ДЕРНУЛ?..) «Пошел!» - мимолетная оторопь от близкого вида раскинувшейся перед тобой земли, легкий, но настойчивый толчок в спину - и падение в бездну...
Восторг от свободного падения и вида земли в легкой дымке в доли секунд сменяется ужасом, граничащим с паникой, - тебя начинает крутить, причем быстро и во все стороны сразу. Земля, небо, самолет, небо, земля, далекий самолет… Но тут происходит резкий рывок - не жесткий, а наоборот, какой-то по-сильному мягкий. И все становится на место: Земля - под ногами, небо - над головой. И сразу огромной волной окатывает абсолютное спокойствие, становится понятно, отчего инструкторы настолько хладнокровны: когда ТАКОЕ становится работой, горячиться уже не получается. Вспоминаю о том, что надо проверить купол, и, подняв голову, вижу белый свод, закрывающий все небо, с голубым кругом посредине. Вроде все нормально. Летим дальше.
Но не просто так летим, о работе тоже не забываем - мне же нужно фотографии сделать. Дрожащими руками достаю свою «Нокию», и вот оно - селфи на высоте. Как назло телефон срабатывает не сразу, приходится ещё раз лезть в меню (наверное, нелепо выгляжу: на высоте, под куполом яростно тычу дрожащими пальцами в телефон). Ладно - работа выполнена, пора готовиться к приземлению.
Глянув вниз, понимаю, что приземляюсь в опасной близости от деревьев. Что при этом делать, инструкторы объяснили. Пытаюсь натянуть стропы в сторону, но вижу, что меня от этого почему-то начинает еще больше сносить на лес. Легкое замешательство проходит, и я понимаю, что тянуть-то нужно как раз за противоположные стропы. И медленно отлетаю в сторону от опасности.
Земля действительно словно игрушечная, но масштаб неумолимо увеличивается. Если б только можно было продлить подольше этот сказочный полет. Но сейчас не до романтики: надо выровняться по ветру - разворачиваюсь вроде бы в нужную сторону. Трава несется навстречу с кошмарной скоростью. По-моему, нас обманули, предупреждая, что это исключительно визуальный эффект, ну не может такая стремительность быть обманом зрения. Складываю ноги в готовности к приземлению и, чуть согнув в коленях, выставляю вперед, чтобы спружинить при столкновении. Нет, все-таки слишком быстро (ладно, парашют нормально раскрылся, теперь хоть кости смогут собрать).
Приземлился на твёрдую пятёрку с минусом - минус за то, что всё-таки упал на одно колено, но меня заранее предупредили, что для «перворазника» это вполне приемлемо. Дальше как во сне: дикий восторг от ощущения, что ты «всё-таки сделал это», помню, как махал рукой девушке, которая выходила из самолёта после меня и приземлилась совсем недалеко, как подъехала машина и улыбался инструктор, как собирали по полю остальных парашютистов и они, не успев собрать оснастку, уже делали свой разбор полётов…
В инструкторской все делятся впечатлениями и расспрашивают представителей Центрального аэроклуба Мордовии о занимательных случаях. Так, в один из тренировочных прыжков пилот допустил ошибку и дал команду на прыжок не над той местностью, где предполагалось. В итоге спортсменам пришлось приземляться над деревней Александровкой. «Только представьте, - смеются инструкторы, - в самом разгаре полевые работы, все жители на огородах, и тут с неба начинают сыпаться парашютисты! Кто на крышу дома, кто прямо в кусты малины. Зрелище было то ещё! Потом на машине долго собирали своих. Правда, нет худа без добра - одна наша спортсменка приземлилась на земляничное поле и, пока ждала, когда её заберут, вдоволь полакомилась сладкой ягодой».
Другой случай - начинающий спортсмен прыгал с инструктором. Вдвоём они должны были отработать сложный элемент воздушной акробатики. И хотя ещё на земле все действия чётко обговариваются, в воздухе между парашютистами возникло недопонимание: в итоге затяжной прыжок инструктора и спортсмена со стороны выглядел, как рукопашный бой на высоте двух с половиной тысяч метров, что с удовольствием и заснял летевший следом парашютист-оператор.
Кто-то говорит, что «самый страшный» только первый прыжок. Кто-то, напротив, возражает, что прыгать во второй раз, когда ты уже знаешь, что тебя ждёт, гораздо волнительнее. А что чувствуют инструктора перед сотым, а у кого-то уже и тысячным прыжком? «Страха как такового уже конечно нет, - делится инструктор Владимир Митянин. - Но, как в любом экстремальном виде спорта, здесь все правила «писаны кровью», поэтому чувствуешь максимальную собранность и, конечно же, волнение за «перворазников», своих подопечных - только бы они всё сделали правильно. Работа инструктора - это не только правильно подготовить снаряжение и подопечного. Это ещё и правильно настроить его, психологически направить. И такое умение приходит только с опытом. Прыжок в первую очередь должен принести удовольствие. Если человек скован, боится, то и прыжок ему не в радость. Поэтому и на инструктаже, и в самолёте перед выходом мы позволяем себе шутить».
Но как же попадают в парашютный спорт? Оказалось всё очень просто - каждый из спортсменов, кто занимается в Центральном аэроклубе РМ, так же как и журналист «ВС», когда-то впервые решился на прыжок на «ЮНИОРе» и… влюбился в небо: «Самое страшное не сам прыжок, а то, что это может понравиться, - шутят инструкторы. - Сначала делают ознакомительный прыжок, потом 3 прыжка на разряд. Потом хочется попробовать свободное падение на парашюте «ТАНДЕМ» вместе с инструктором. Потом, если продолжать обучение, придётся перешагнуть ещё через один страх - самостоятельную укладку своего парашюта. Но оказывается, и это преодолимо. А главное, что это все очень дисциплинирует.
Да, парашютный вид спорта не самый дешёвый, но и не самый дорогой. Многие люди записываются на прыжок, но обычно приходят только половина из них. Просто долго настраиваются. Даже были случаи, когда девушки дарили своим парням абонемент на прыжок, но те отказывались прыгать наотрез. Правда, после разговора с инструктором многие всё-таки соглашаются. Стараемся всё правильно объяснить, настроить, создать нужную атмосферу, какую почувствует человек, придя в аэроклуб».
Наверное, парашютисты просто счастливые люди. Не только потому что являются причастными к небу и полёту, но и потому, что имеют возможность испытывать это волшебное чувство высоты снова и снова. Когда после нашего приземления самолёт поднялся в небо ещё раз и пришла очередь прыгать инструкторам, все, кто был на аэродроме, естественно, побежали смотреть на их приземление. И хотя у многих этот прыжок уже перевалил за тысячный, каждый из них особенный, и надоесть, стать рутиной это не может.
Александр РУЧИНСКИЙ
Поделиться в соц. сетях:
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»