Александра Маринина - бриллиант № 1

Социум

Основательница жанра женского детектива в России празднует творческий юбилей

20 лет назад в издательстве ЭКСМО в серии «Черная кошка» вышла первая книга никому не известного автора - Александры Марининой. Она называлась «Убийца поневоле». Никто, ни сама писательница, ни издатели, и предположить не мог, что благодаря им в России зародился новый жанр - увлекательный, захватывающий, эмоциональный, парадоксальный: женский детектив. Наши корреспонденты побывали на творческом вечере Александры Марининой и узнали много интересного из жизни «российской Агаты Кристи».

«Не отказала себе в удовольствии»    
Настоящее имя Александры Марининой - Марина Анатольевна Алексеева. Еще в юности она поступила на службу в милицию, не подозревая, что однажды станет любимой писательницей миллионов читателей по всему миру - ее книги переведены на десять языков, издаются в Америке и Европе. Ее первый роман опубликовал родной журнал «Милиция». Потом был еще один роман, а потом еще и еще. Коллеги удивлялись: откуда у сотрудницы милиции, которая изучает особенности личности преступника с аномалиями психики, появилась непреодолимая тяга к перу?
- Скажу честно, я жуткая эгоистка, - признается Марина Анатольевна. - Все делаю только для себя и только то, что мне интересно. Я безумно любила свою работу, мне было очень интересно. Но в какой-то момент мне стало скучно. Это было научное учреждение, которое подчинялось Министерству внутренних дел, наши документы уходили напрямую к министру или в штат министерства, то есть они должны были быть написаны определенным языком и стилем: сухим, научным. И вот 20 лет писать бумаги этим стилем мне надоело. В стране уже была свобода, отменили цензуру, и можно было писать все, что ты действительно думаешь. И мне захотелось что-то написать по-человечески, нормально, доступно. И я не отказала себе в этом удовольствии…

«Спасибо, что рискнули!»
Отношения с первыми и до сих пор единственными в стране издателями Марининой, компанией ЭКСМО, сложились не сразу. Марина Анатольевна честно об этом говорит. Но сама судьба подсказала выход из положения.
- 20 лет назад издательство рискнуло очень серьезно, решив вложить силу, знания, энергию и деньги в то, чтобы издавать никому неизвестного автора, да еще тётку! Хотя надо сказать, что в тот момент издательство было моложе меня. И на риск они пошли по молодости, не понимая, какой катастрофой это может обернуться. 20 лет назад я не была юной девушкой - я была юной девушкой за 20 лет до того момента, как вышла первая книга. Но я была молода как автор, не опытна в общении с издателями, и это привело к тому, что наши отношения стали немного напрягаться. Признаю, я неправильно себя вела: стала нервничать на работе, стала плакать, почернела, пострашнела, и Натан Яковлевич Заблоцкис, мой начальник, это увидел и спросил: «В чем дело?». Я, рыдая, что-то там ему поведала, на что он сказал: «Давай ты будешь писать книжки, а общаться с издателями буду я. Как руководитель, как менеджер, я прекрасно понимаю и их позицию, и твою. Они делают бизнес, а ты творишь, у вас разный менталитет. Вам не нужно договариваться - вы все равно друг друга не поймете». До момента выхода в отставку Натан Яковлевич был связующим звеном между мною и издательством. А когда я приняла решение уйти в отставку, он сказал: «Ну, у меня выслуга - больше 30 лет, я тоже тогда пойду. И буду спокойно заниматься твоими делами». И он до сих пор ими занимается очень успешно.

«Сериалы по своим книгам не смотрю»
Огромный успех в России имел сериал про следователя милиции Настю Каменскую, снятый по нескольким романам Александры Марининой. Роль Каменской исполнила Елена Яковлева, и зритель так полюбил этот сериал, что после каждого нового сезона требовал продолжения. В итоге вышло шесть сезонов «Каменской»! Но, как оказалось, у Марины Анатольевны к сериалу непростое отношение.
- Никакой ответственности за сериал я не чувствую и не несу, - говорит писательница. - Потому что сценарий пишу не я. За историю, рассказанную с экрана, несет ответственность сценарист, а не автор исходного текста. Может, мне и хотелось бы когда-то топнуть ногой и высказать свое недовольство, но у меня нет таких прав. Но я, как наивная дурочка, каждый раз продолжаю верить в чудо. Даже когда пришли покупать права на пятый, а потом и на шестой сезон, я верила, что в этот раз снимут то, что я написала… У меня часто спрашивают: «А почему вы сами не напишите сценарий?». Это невозможно, потому что этому нужно учиться. Писать книги - это творчество, писать сценарий - это ремесло, в котором много своих правил. Когда Юрий Павлович Мороз, режиссер «Каменской», приносил мне сценарии первых сезонов сериала, я говорила: «Юра, а это вот зачем? Этого нет в моих книгах! Я эту глупость, эти сопли розовые не писала!». Он спокойно объяснял: «Маня, есть закон: при съемке детективного сериала 50 процентов времени - это служебная деятельность, а остальные 50 процентов - личная жизнь персонажей. А у тебя в книгах нету личной жизни, ее там процента три от силы. Поэтому наши сценаристы ее придумали...».
Недавно на экраны вышел сериал по новому роману Марининой « Взгляд из вечности», но и эта экранизация автору не понравилась…
- Я даже смотреть его не стала, потому что сценарий читала… В нем было совершенно не то, что я писала в книге! Сериал мне дали скаченный на флешку. Но я боюсь его смотреть…

«Сиамские близнецы»
За 20 лет творческой деятельности Александра Маринина написала 50 книг. Это очень много. И очень тяжело. Неудивительно, что однажды она просто перестала писать - наступило творческое выгорание. И в этот момент на помощь ей пришла подруга Ирина Козлова.
- Мы с Мариной Анатольевной дружим уже 40 лет, - рассказывает Ирина Сергеевна. - И стали уже сиамскими близнецами за это время. Если Мане хорошо, то и мне хорошо. Мане плохо - плохо и мне. В 2009 году она практически не работала. Почему? Наверное, она и сама не знает, с чем это было связано. И вот мы с Мариной Анатольевной оказались в тупике, она - в творческом, я - в жизненном. Сидим на террасе, горюем. Я говорю: «Маня, что же делать? Ведь мы еще не старые, нам всего по 50 лет!». И вдруг она: «А давай вместе работать!». И мы начали вместе обсуждать одну маленькую идею, стали обговаривать детали, повороты сюжета, героев… И обсуждали целый год. Так родился замысел трилогии «Взгляд из вечности». В головах у нас книга была полностью готова, но Марина все еще не написала ни строчки. Тогда мы пошли в канцелярский магазин, я купила красную тетрадку и красную ручку, посадила Марину Анатольевну за стол в номере санатория и сказала: «Я ухожу на процедуры, а ты, пожалуйста, ради меня и ради себя напиши хоть строчечку». Вернулась через час - а Марина уже ничего и никого не видела: она писала «Взгляд из вечности»! Так в трудную для нас минуту мы взялись за руки - и прошли этот сложный путь. Манечка, дорогая, я всегда буду с тобой рядом и всегда буду помогать тебе и крепко держать за руку!  

«Большой ребенок»
У Марины Анатольевны очень много хобби, но одно из них появилось совсем недавно. О нем рассказал супруг писательницы - полковник милиции Сергей Заточный.
- У супруги несколько увлечений: это и фламенко, и йога, и вышивание крестом, и музыка, - рассказывает Сергей Заточный. - А еще она всегда хорошо стреляла из пистолета - лучше, чем я. И однажды, путешествуя по Подмосковью, мы набрели на тир, в котором попробовали стрелять из ружья по тарелкам. Ей это понравилось, и в преддверии юбилея она сказала: «Я знаю, что ты мне подаришь: ружье!». А тут как раз из издательства позвонили посоветоваться, что подарить Марине к торжеству. Я говорю: «Ребята, вы будете смеяться, но мой ребенок большой хочет ружье…». А хорошее ружье не покупают, его заказывают мастеру, мы такого нашли в Италии. И я должен был передать ему мерки - плеча, шеи, руки… Представляете, как их нужно было снять, чтобы не испортить сюрприз? Но у нас все получилось, а ружье действительно оказалось потрясающим!

«Бриллиант № 1»
На вечере Марину Анатольевну тоже ждал сюрприз. Издатели вручили ей золотой значок с бриллиантом «№ 1». Второго такого нет - даже у руководителей издательства. Марина Анатольевна поблагодарила за такую честь. И, не изменяя себе, сказала правду:
- Когда я отсылаю в ЭКСМО рукопись, то меня начинает трясти от страха. А когда звонит секретарь и говорит, что со мной хочет поговорить кто-то из руководства, я думаю: «Вот и всё - сейчас мне скажут, что то, что я написала, ужасно, провально, и издательство не знает, что с этим делать!». И я всегда готова услышать эти самые кошмарные слова. И как же я счастлива, что этого до сих пор не произошло!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости