В поисках правды

Социум

Уполномоченный по правам человека Юрий Ястребцев представил парламентариям республики доклад о соблюдении прав и свобод граждан в Мордовии. «ВС» решил выяснить, какие правовые проблемы сегодня более всего беспокоят жителей нашей республики

Индикатор проблемных тем
Просьб разобраться в той или иной ситуации, оказать содействие, восстановить справедливость с каждым годом становится все больше и больше. Так, в 2014 году в адрес уполномоченного поступило 1518 обращений (годом раньше - 1169). Причем рост произошел практически по всем направлениям, но более трети граждан, обратившихся за содействием к омбудсмену (точнее 658 человек), были не удовлетворены реализацией конституционного права на жилище, в лучшем случае их негодование объяснялось низким качеством оказанных жилищно-коммунальных услуг. При этом некоторые инциденты, говоря откровенно, случались чуть ли не на пустом месте. Ну что мешало, например, ООО «Домоуправление № 2» уведомить жителей о стоимости и условиях выполняемых им работ или просто вывесить прейскурант?! Так нет же! Когда у жительницы Саранска дома забилась канализация в туалете, вызванный слесарь ограничился лишь предупреждением о нежелательности пользования унитазом. Его коллеги, пришедшие после неоднократных звонков, устранить засор поначалу тоже отказались, сославшись на отсутствие у женщины квитанции об оплате. На разумный вопрос, почему управляющая компания работает только по  предоплате, последовал прямой и откровенный ответ: делается это для подстраховки, поскольку никаких гарантий сантехники не дают. То есть, если через пару-тройку часов проблема повторится, услугу следует оплатить заново. И так, судя по всему, до бесконечности. После скандала злые как черти сантехники быстро прочистили канализацию и удалились. В бухгалтерии домоуправления женщине выставили счет на 420 рублей. Потом снизили сумму до 298. Когда же после вмешательства уполномоченного выяснилось, что прочистка 3 метров труб стоит всего 218 рублей, выполнили перерасчет. В результате за чистку 2,4-метрового участка трубы гражданка заплатила 174 рубля.
Жилищная инспекция, кстати, нарушений в действиях коммунальщиков не выявила. Ведь в Жилищном кодексе четко сказано, что услуги по содержанию и ремонту помещений выполняются за определенную плату. Только вот размер этой платы в каждом конкретном случае жильцам дома почти никогда не известен.

Ждите ответа
В проблемах жильцов дома № 80 по улице Полежаева ныне разбирается добрая дюжина структур. Началось все с того, что из-за низкой температуры горячей воды в системах водоснабжения и увеличения потребления установленные в квартирах граждан счетчики стали фиксировать большой расход. Что не замедлило сказаться на получаемых счетах, которые разом выросли на сотни, а то и тысячи(!) рублей. Причину теплопотерь надзорные органы установили быстро. Происходили они при транспортировке от котельной, поскольку трубы во многих местах не имели наружной теплоизоляции. В ответах же на обращения жителей содержалась противоречивая информация. Одни инстанции уведомляли, что ремонтные работы закипят со дня на день, другие - что они уже идут. При этом третьи ссылались на значительную дебиторскую задолженность, а четвертые лишь констатировали нарушения прав граждан на получение ЖКУ надлежащего качества. Проверки и визуальные осмотры объектов коммунальной инфраструктуры вразумительных результатов тоже не давали. Ремонтные бригады лишь обозначали свое присутствие. Судить же об их деятельности можно было преимущественно по остаткам временных ограждений, да по раскиданным в округе стройматериалам. Ну а пока властные структуры и хозяйствующие субъекты решают, как быть дальше, жильцов злополучного дома более занимает другой вопрос, должны ли они вообще оплачивать эту некачественную услугу.
Да чего уж говорить о ремонте системы водоснабжения, когда в Лямбирском районе коммунальщики на протяжении трех лет не могли спилить несколько деревьев, растущих аккурат под линией электропередачи. В своих отписках они то сетовали на недостаточное финансирование, то жаловались на нехватку подготовленных специалистов, то винили во всем нежданно наступившие холода или просили хотя бы дождаться окончания уборочной страды... А когда оправдывать бездействие стало уже нечем, пошли на откровенный обман, сообщив, что работа выполнена. Чиновники поверили им на слово, с огромной радостью оповестив граждан о решении проблемы. Самым разумным человеком в данной истории оказался директор одного из местных перерабатывающих предприятий, который оперативно оценил обстановку и в ответ на просьбу уполномоченного по правам человека распорядился спилить тополя.

Заложники обстоятельств
Но в деятельности омбудсмена встречаются примеры и почище. До определенного момента жильцы дома № 1 по улице Федосеенко в Саранске могли чувствовать себя счастливчиками. Строение попало в число МКД, где надлежало провести капитальный ремонт. Вскоре, однако, радость сменилась огорчением. Подрядчик - ООО «Новый дом» - выполнил работы некачественно. Арбитражный суд, куда отправились представители ТСЖ, обязал компанию за свой счет устранить выявленные недостатки - заменить чердачный утеплитель и крепления ограждения, увеличить площадь слуховых окон, уложить изоляционную пленку, установить люки в вентиляционных шахтах, очистить фасад от краски, прогрунтовать его, зашпатлевать карниз... Но, как выяснилось, к этому времени по месту своей регистрации фирмы уже и след простыл. Договор аренды давно расторгнут, рабочие уволены, а руководство было занято реорганизацией ООО в форме присоединения к другому юридическому лицу, находящемуся аж в Ивановской области. Буквально чудом найденный судебным приставом директор компании в ответ на все вопросы только руками развел: мол, финансовое положение крайне тяжелое, а претензии, раз уж на то пошло, следует адресовать правопреемнику. Теперь непонятно, возьмет ли кто-нибудь на себя ответственность за допущенные промахи. Ведь тендер на ремонт дома «интересная компания» каким-то образом умудрилась выиграть. Да и выполненные работы были приняты без замечаний.

На глазок
Проблема некорректной оценки домов, на основании которой они могут быть признаны непригодными для проживания, до сих пор не теряет актуальности. Одни строения, которые вот-вот должны рухнуть, власти в некоторых случаях упорно не замечают. Зато другие, относительно крепкие, в одночасье становятся аварийными и подлежащими сносу. В минувшем году и без того длинный список странностей при определении состояния того или иного здания вновь пополнился.
Скажем, жильцы одного двухэтажного дома и знать не знали, что ежедневно подвергают себя смертельной опасности. Между тем именно к такому выводу пришли эксперты при составлении своего заключения. Далее уже специально созданная межведомственная комиссия включила дом в республиканскую и муниципальную адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда...».
В том, что сделанные выводы, мягко говоря, ошибочны, граждане не сомневались изначально. Как следовало из документа, они, оказывается, проживали в одноэтажном брусчатом бараке без ванн, воды и канализации, что совершенно не соответствовало действительности. Да и степень физического износа объекта легко можно было подставить под сомнение. Вывод же напрашивался сам собой - уж очень кому-то приглянулся земельный участок, на котором стоял дом.
В ходе судебного разбирательства доводы чиновников не нашли подтверждения. Назначенная строительная экспертиза признала все изъяны легкоустранимыми. Да и специалисты, ранее привлеченные к исследованию, признали, что осмотр проводился чисто формально - они даже в подъезды не заглядывали. Как следствие - исковые требования жильцов были удовлетворены в полном объеме.
Напротив, жители дома № 56 по улице Центральной в селе Атемар Лямбирского района ждут переселения как манны небесной. В октябре 2013 года строение уже признали непригодным для проживания. Однако решения о его включении в соответствующую госпрограмму не последовало. В январе нынешнего года дом и вовсе едва не стал фантомом. Из-за случившегося пожара одна квартира выгорела полностью, а другие были залиты водой. Тем временем районные власти ничего конкретного по-прежнему не обещают. Обращение жильцов было попросту проигнорировано, а в адрес уполномоченного по правам человека поступило весьма странное объяснение, из которого следовало, что администрации неизвестно, включен ли данный объект в программы переселения граждан на 2015-2019 годы. Единственная надежда - на отправленное в адрес Главы РМ ходатайство об оказании гражданам финансовой помощи на приобретение жилья.

Крик души
Некоторые обращения иначе как гласом вопиющего в пустыне и назвать-то трудно. Мужчину, инвалида II группы по психическому заболеванию, жизнь даже не била - дубасила с раннего детства. Еще в младенчестве он оказался  без родителей и был помещен в интернат. Причем его статус сироты никто и не думал подтверждать юридически, это считалось само собой разумеющимся. Ребенок находился на полном государственном обеспечении, окончил школу, ПТУ, начал работать, получил место в общежитии... Но сосед, к которому его подселили, не горел желанием делить жилплощадь с кем-то еще. Обманным путем он прописал бедолагу в Новгородской области, а потом добился отмены регистрации. В результате парень уже более пяти лет скитается по знакомым, ночует где придется, перебивается случайными заработками.
Только врачи из психиатрической больницы да депутат Госсобрания Роман Хайров отнеслись к несчастному по-человечески. Оказали содействие в установлении инвалидности, помогли оформить пенсию и даже попытались выбить хоть какое-то жилье. Но поданное в суд исковое заявление так и осталось без рассмотрения. И хотя надежда на справедливость еще остается, никто не тешит себя иллюзиями на сей счет.

Выполнить с отсрочкой
Одно из последних изобретений бюрократического аппарата - ходатайства об отсрочке исполнения судебных решений по обеспечению жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выглядит это примерно так: по искам прокуроров суды обязывают муниципалитеты исполнять требования федерального законодательства. И в дальнейшем идут навстречу администрациям, которые под предлогом нехватки бюджетных средств или отсутствия жилых помещений выступают с просьбой на некоторое время отложить исполнение требований. Делается это, разумеется, не от хорошей жизни. Сирот, увы, много, а жилье для них строится не в самых больших объемах. Впрочем, в Саранске, где обстановку можно считать относительно благополучной, за прошлый год властям удалось изыскать средства на приобретение 60 квартир. В нынешнем году сироты получат в новостройке 51 квартиру. Еще 8 город рассчитывает приобрести  путем заключения муниципальных контрактов. При этом на 1 января в списке «первоочередников» значилось 73 фамилии.

А Росгосстрах против!
Впервые в прошлом году к уполномоченному по правам человека обратились граждане, возмущенные фактами навязывания им ненужных дорогостоящих коммерческих услуг. Речь идет о договорах ОСАГО, в дополнение к которым доминирующая на мордовском страховом рынке компания предлагала заключить договоры страхования жизни или недвижимого имущества.
На первых порах компания, кстати, начисто отказывалась признавать, что такие инциденты имели место. И усомниться в ее правоте было попросту невозможно. Ведь никаких формальных распоряжений руководства на сей счет, естественно, не существовало. Когда же факты получили широкую огласку, а на защиту клиентов встали антимонопольное управление, республиканская прокуратура и Ленинский районный суд, страховщики нехотя приняли ряд мер. Во-первых, вся ответственность была возложена на рядовых агентов, которые якобы по собственной инициативе требовали заключения дополнительных соглашений. Во-вторых, проштрафившиеся агенты были лишены полномочий по продаже продукта. В-третьих, клиентам разрешалось в течение трех дней с момента заключения договора без всяких объяснений расторгнуть его и требовать полного возврата уплаченной суммы. Впрочем, говорить о том, что обстановка нормализовалась окончательно, не приходится и по сей день.

Особое отношение
А еще в 2014 году мордовскому омбудсмену пришлось вплотную заниматься рассмотрением проблем беженцев. Количество подобных обращений всего за несколько месяцев выросло почти в 5 раз. Но здесь, к чести региональных органов власти, стоит отметить, что лишь одна жалоба была подтверждена результатами объективной проверки и незамедлительно удовлетворена. Чаще происходило противоположное - прибывшие с Украины граждане требовали сверх положенного им по закону. Самый яркий тому пример - история женщины, приехавшей с матерью из Донецка в самом начале июля и вскоре пожаловавшейся на бездушное отношение властей. Как выяснилось в дальнейшем, с первых дней пребывания на территории Мордовии семья была обеспечена ежедневным трехразовым бесплатным питанием, проездом в общественном транспорте. Мало того, матери заявительницы, как инвалиду, выделялся транспорт для прохождения медосмотров в лечебных учреждениях и поездок в органы миграционного учета. Трудоустраиваться, правда, женщина даже не собиралась - отвергла все предложенные варианты. Зато выхлопотала для себя комнату в муниципальном общежитии и в упрощенном порядке получила российский паспорт.
Истинная же причина обращения к омбудсмену заключалась, вероятно, в том, что она имела виды на выделенную мэрией жилплощадь. И очень расстроилась, когда ей было отказано в постоянной регистрации. При проверке всплыли и другие нелицеприятные для лукавой украинки обстоятельства. Оказалось, например, что она скрыла от миграционной службы факт наличия двойного гражданства. Впрочем, даже наложенный административный штраф в размере 500 рублей дамочку вряд ли мог успокоить. Особого отношения к себе она требовала еще долго...

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости