Саранск увидел «Мастера и Маргариту»

Социум

26 апреля в рамках гастрольного тура по городам России в Саранске состоялся единственный показ балета «Мастер и Маргарита» Марийского театра оперы и балета. У нас этот коллектив запомнили еще по первым гастролям 2010 года - тогда марийские артисты показали Саранску «Спартака» и «Ромео и Джульетту», покорив сердца зрителей легкостью, прекрасной техникой, молодостью и красотой. Сегодня гастрольный график Марийского театра расписан на год вперед, его выступления ждут в России, Европе, Азии и даже Латинской Америке. Перед саранским показом «Мастера и Маргариты» художественный руководитель театра Константин Иванов (он в прошлом - солист Большого театра) рассказал журналисту «ВС» о себе и родном театре, которым руководит уже 15 лет.   

- Будучи на пике славы, танцуя в Большом, вы представляли себе будущее без театра?
- Никогда. Меня по жизни больше ничего не привлекало. А театр был интересен во всех проявлениях. У меня много друзей в Москве и среди драматических актеров, и среди режиссеров. Театр меня полностью захватил. Конечно, я никогда не думал, что буду руководить театром. Я готовился к педагогической деятельности. Никогда не думал, что мне, моей труппе построят театр, красивый, современный, оснащенный по последнему слову техники.
Сейчас я - счастливый человек. У меня были лучшие учителя - Григорович, Эйфман, Васильев, Гордеев, Лавровский. Не говоря уже о женщинах-педагогах, балеринах, у которых я учился танцевать. Это легендарные Галина Уланова и Марина Семенова, Марина Кондратьева и Екатерина Максимова. Я многим обязан партнерше Надежде Грачевой, народной артистке России, сейчас она педагог в Большом театре. Она научила меня, что значит быть партнером на сцене. Танцевать с ней было и престижно, и приятно. Вершиной моей карьеры в Большом была прямая трансляция балета «Жизель» в постановке Владимира Васильева, в котором я танцевал с Надеждой Грачевой. Это был апофеоз совместного творчества. И каждая из балерин, с которыми довелось танцевать, мне дорога, каждая что-то дала. Большой театр всегда был театром ярких личностей. В нашем поколении это были Николай Цискаридзе, Сергей Филин. Нас, солистов, было 8 человек. Все сейчас нашли свое место в балетном мире,  руководят театрами, создали свои школы за рубежом.

- Но теперь вы уже 15 лет руководите театром, каково это - «15 лет у руля»?
- Пролетели как один день. Это сейчас, на гастролях, я отдыхаю. А обычно мое утро начинается очень рано, в 8.00, я в училище - занимаюсь подготовкой будущего поколения. И весь день - нескончаемый поток дел, который заканчивается только к десяти вечера. Близкие просто в ужасе от моей занятости. А я чувствую себя счастливым в этой постоянной работе. Я счастливый человек еще и потому, что сегодня на сцене вы увидите только моих учеников. Все - от артистов кордебалета до солиста, танцующего Мастера, - мои ученики. Приятно видеть результат своей работы, и не какой-то эфемерный, а конкретный, когда выпускаешь курс и знаешь, что все они придут в наш театр, что я не расстаюсь с ними, а буду и дальше работать. Мы не боимся рано выводить ребят на сцену. Балетный век очень короток. Хочется, чтобы ребята как можно больше танцевали, успели насладиться профессией, как я в свое время.

- И как часто вы «отдыхаете» на гастролях?
- Мы активно гастролируем. У нас есть проекты, которые расписаны на многие годы. Это Мексика и Германия. Мы два раза в год выезжаем в эти страны. Два раза в год у нас крупные туры по России. Сейчас у вас мы находимся в рамках такого гастрольного тура. Есть страны и города, где нас ждут постоянно. Недавно мы вернулись из Германии. Вот говорят: санкции, санкции… А нас принимают каждый раз как родных. Выхожу в фойе театра и вижу знакомые лица. Люди приходят на все наши спектакли, приводят друзей, знакомых. Это наша публика, она ждет нас. Мы вернулись оттуда с положительной энергетикой.

- А почему для Саранска вы выбрали «Мастера и Маргариту»?
- Хотя наша балетная школа заточена на воспитание танцоров и танцовщиц именно классического направления и мы делаем в этом направлении большие успехи, театр не должен выпадать из современного балетного пространства. Мы часто ездим в Европу и позиционируем себя как европейский театр, поэтому не должны выпадать из обоймы театров современных. В связи с этим раз в год приглашаем зарубежного или столичного хореографа и ставим спектакль, который имеет совершенно другое лексическое направление. В данном случае это «Мастер и Маргарита» в постановке маэстро Мурдмаа. Это личность, стоящая в одном ряду с Григоровичем, человек-эпоха, человек-легенда. В Эстонии ее просто боготворят, она там - национальный герой. А в Москве количество ее почитателей равно количеству недоброжелателей. В советские времена ее творчество многих раздражало, ее считали бунтаркой. Но все перед ней снимают шляпу. Май-Эстер около 80, но она активно ездит, работает. Она, как говорится, действующий тренер. Конечно, это не изложение Булгакова от первой до последней строки. Это хореографическая фантазия. Здесь нет некоторых персонажей, другие - затронуты слегка. Что мне нравится в Май, она большой эстет, никогда не опустится до пошлости. Посмотрев, сами убедитесь, как она сумела соединить музыку советского композитора Эдуарда Лазарева и современную электронную музыку, сарказм по советской эпохе и потрясающие адажио, особенно финальное. От него я просто улетаю куда-то в космос. И финал спектакля - это действительно космос, когда две души соединяются и уходят в вечность.

Имя Константина Иванова широко известно в балетном мире. Его титулы говорят сами за себя: ведущий солист балета Большого театра России, заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл, советник по культуре Президента Республики Марий Эл. В 2006 году удостоен одной из самых престижных премий России в области балета «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца». Константин Иванов в 1992 году с блеском окончил Московскую академию хореографии как артист балета и сразу был принят в труппу Большого театра России, где быстро занял место ведущего танцовщика. Потом была учеба в Московской академии хореографии и Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Иванов работал со многими ведущими балетмейстерами России, представлял страну на различных международных конкурсах. В 2000 году Иванов возглавил балетную труппу Марийского государственного театра оперы и балета им.
Э. Сапаева, а через год стал художественным руководителем театра. И здесь проявилась новая яркая грань его таланта как профессионального балетмейстера-постановщика. Константин Иванов поставил балеты: «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Лесная легенда», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Спартак - триумф Рима», «Спящая красавица», «Эсмеральда», «Корсар». В 2011 году с подачи Константина Иванова состоялся показ классической оперы под открытым небом. Эта экспериментальная постановка имела грандиозный успех у публики, положив начало фестивалю спектаклей под открытым небом «Летние сезоны».

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости