СТРАХовые деньги

Социум

С 12 апреля полисы ОСАГО подорожают на 40 процентов

Автовладельцев страны ждет очередной удар по кошельку. С 12 апреля, согласно постановлению Центрального банка РФ, возрастет стоимость полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. Изменились как базовые тарифы, так и региональные коэффициенты. В целом же заветный полис станет дороже на 40-60 процентов. При этом многие эксперты утверждают, что нынешнее повышение цен на страховые документы вовсе не станет последним. В чем причина такого роста и чего ждать в дальнейшем - выяснял корреспондент «ВС».

Так банк решил
Постановление ЦБ РФ, вступающее в силу 12 апреля этого года, уже успело наделать много шума среди автовладельцев. Оно и понятно: в последние месяцы российский рынок автомобильного страхования пережил столько потрясений, что не заметить очередного повышения цен было просто невозможно. Расценки, надо сказать, изменились весьма существенно. Если до недавнего времени нижняя планка расчета стоимости страхового полиса для легковых автомобилей составляла 2440 рублей, то теперь она увеличилась до 3432 рублей. Что же касается верхнего предела, то он также увеличен до 4118 рублей. Именно эти цифры начиная с 12 апреля этого года будут брать за основу все страховые компании при расчете стоимости полиса автогражданской ответственности. Автовладельцам остается только смириться. Другого выбора у них, увы, нет.
Кроме того, уже с 1 апреля этого года изменились региональные коэффициенты ОСАГО. В одиннадцати субъектах РФ они были увеличены, еще в десяти - снижены. Мордовия оказалась в первом списке. Если до 1 апреля 2015 года расчет стоимости полиса ОСАГО для легковых автомобилей осуществлялся с использованием коэффициента 1,2 для Саранска, 1 - для Рузаевки и 0,7 - для остальных населенных пунктов республики, то теперь эти цифры вырастут до 1,5, 1,2 и 0,8 соответственно. Путем несложных манипуляций с калькулятором легко подсчитать, что в целом стоимость полиса ОСАГО увеличится на 40-60 процентов. С учетом непростой экономической ситуации в стране повышение, надо сказать, весьма чувствительное.
Впрочем, конечная стоимость страхового полиса во многом будет зависеть от того, в какой именно компании он будет приобретен. Ведь если раньше все страховые операторы должны были продавать документы по фиксированной цене, то теперь компании могут использовать так называемый тарифный коридор, делая скидку клиентам вне зависимости от каких бы то ни было показателей. Одним словом, здесь еще возможны варианты. Правда, рассчитывать на серьезную разницу в цене вряд ли стоит. Как показывает практика, различия если и существуют, то весьма незначительные. Тем не менее сэкономить на покупке страховых документов все же можно. И хоть советы специалистов на этот счет, надо заметить, весьма банальны, пренебрегать ими все же не стоит. Общее мнение экспертов относительно того, как можно снизить стоимость полиса, выглядит примерно так: автолюбителю необходимо планомерно увеличивать стаж своего безаварийного вождения и набираться опыта на дорогах. Кроме того, сейчас автовладельцам следует быть особенно внимательными при покупке «чистого» полиса ОСАГО. С учетом изменившихся тарифов есть серьезные основания полагать, что страховщики попытаются сыграть на неосведомленности населения, включая в стоимость полиса дополнительные услуги. В принципе изобличить компанию в данном случае достаточно просто. Для этого нужно знать новые базовые тарифы, региональный коэффициент и данные своего автомобиля. И в случае какого-либо несоответствия стоимости не стесняться жаловаться в соответствующие инстанции. Все остальные рекомендации на этот счет остаются прежними: быть внимательным на дорогах и не расслабляться при оформлении страховых документов.

По многочисленным просьбам страхующих
Несмотря на то что инициатором нынешнего повышения цен формально является Центральный банк России, специалисты не скрывают, что регулятор пошел на это под небывалым давлением страховых компаний. Именно они вот уже несколько лет подряд неустанно жалуются, что суммы ущерба при ДТП, которые они вынуждены компенсировать, никак не соотносятся с доходами, которые компании получают по результатам продаж. Не случайно в конце прошлого года на рынке автомобильного страхования, в том числе и в Мордовии, возникла ситуация, при которой рядовой потребитель не мог приобрести полис ОСАГО без дополнительных услуг. Почти все страховщики просто отказывались продавать базовые страховые документы. Не смогли изменить ситуацию даже многочисленные жалобы потребителей и вмешательства Федеральной антимонопольной службы. Несмотря на то что суммы штрафов, выписанные некоторым крупным игрокам рынка, были весьма внушительными, страховщики затихали лишь на короткое время. Но потом навязывания дополнительных услуг при оформлении полисов продолжались с новой силой. В итоге и пришлось пойти на непопулярные меры - не только увеличить базовые тарифы, но и изменить некоторые региональные коэффициенты, которые берутся за основу при расчете стоимости полиса ОСАГО. Примечательно, что сами страховщики объясняли свои настойчивые просьбы тем простым обстоятельством, что эти цифры зачастую не соответствуют реальной ситуации с аварийностью на дорогах в том или ином регионе страны. Справедливости ради стоит отметить, что в словах этих немало правды. Аварийная ситуация в ряде субъектов Федерации действительно очень сложная. Дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями регистрируются практически каждый день, соответственно, растут и суммы выплат. А решать эту проблему в комплексе с другими (строительством дорог, например) никто не хочет по причине небывалой дороговизны проекта. В результате, как говорится, имеем то, что имеем.
Однако, как отмечают специалисты, не только многочисленные просьбы страховых компаний сыграли решающую роль при принятии решения о повышении тарифов. Непростая ситуация в экономике страны также внесла свою лепту. Особенно тяжело на состоянии отечественного рынка автострахования сказался низкий курс национальной валюты. И хоть сейчас рубль потихоньку отвоевывает утраченные ранее позиции, восстановить ситуацию это обстоятельство уже вряд ли поможет. Слишком велики оказались потери, которые понесли страховые компании в результате падения рубля.
Впрочем, по оценкам экспертов, нынешнее повышение цен на страховые документы способно успокоить рынок автомобильного страхования лишь на короткое время. Речь идет о полутора, максимум двух годах. Что будет дальше - предположить довольно сложно. Но ясно одно: в скором времени этот вопрос снова приобретет актуальность, и его опять понадобится решать. Как? Думается, за счет очередного повышения тарифов.

Компенсацию вреда здоровью выплатят авансом
Впрочем, есть для автолюбителей и хорошие новости. На минувшей неделе вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО. Теперь пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии могут обратиться в страховую компанию для получения компенсации вреда здоровью по-новому. Причем деньги можно будет получить авансом. Если раньше пострадавшие были вынуждены ждать окончания лечения, собирать чеки и лишь после этого подавать документы в страховую компанию, теперь эта процедура существенно упростилась. Выплаты будут производиться за сам факт получения телесных повреждений. Значительно увеличилась и сумма, подлежащая возмещению в качестве компенсации вреда здоровью. Если раньше она не превышала ста шестидесяти тысяч рублей, то сейчас пострадавший в аварии человек сможет получить до полумиллиона рублей. Примечательно, что пакет документов, необходимых для получения компенсации, будет минимальным. Пострадавшему человеку достаточно будет получить в ГИБДД справку об аварии и копию протокола, в котором должно быть указано, кто именно является виновником дорожно-транспортного происшествия. Правда, последний документ Госавтоинспекция будет выдавать лишь после того, как обстоятельства аварии будут рассмотрены группой разбора ГИБДД. Если же в документах, которые составляют на месте происшествия сотрудники правоохранительных органов, не будет указан виновник аварии, пострадавшему человеку специалисты советуют обращаться в суд. Справедливости ради стоит отметить, что получить максимальную страховую выплату за незначительную травму не получится. Компенсация в пятьсот тысяч рублей будет положена лишь в случае смерти человека (ее получат родственники - прим. ред.) или получения им вследствие аварии инвалидности первой группы. Срок рассмотрения документов, согласно закону, не должен быть более двадцати дней.
К слову, именно повышение суммы выплат при компенсации вреда здоровью страховые компании приводили в качестве одного из основных аргументов в пользу нынешнего повышения тарифов на ОСАГО. По сути, получился некий компромиссный вариант. С одной стороны, автолюбителям, конечно, придется раскошелиться, с другой же - в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие и получения серьезных травм сумма компенсации будет значительно выше, чем прежде. К тому же не исключено, что в обозримой перспективе сумма выплат при компенсации вреда здоровью будет увеличена дополнительно. В определенных кругах уже достаточно давно ведутся споры о несправедливости подхода при расчете компенсации вреда здоровью, полученного в результате аварии на общественном транспорте и обычного ДТП. Не секрет, что максимальная величина выплат при аварии, например, в метро составляет два миллиона рублей, а травма, полученная в результате столкновения двух автомобилей на трассе, оценивается в пятьсот тысяч рублей. И то только в случае смерти.

Алексей КОНСТАНТИНОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости