«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Прошедший в Саранске фестиваль «Соотечественники» подарил зрителям широчайшую гамму чувств
Всю первую неделю апреля Саранск жил театром. Фестиваль «Соотечественники» люди ждут целый год, чтобы окунуться в атмосферу театра, увидеть коллективы из разных стран и далеких российских городов, понять, чем живут наши соотечественники за рубежом, убедиться, что произведения Толстого, Горького, Лермонтова до сих пор актуальны и востребованы. Мы обсуждали, спорили, делились впечатлениями... За 8 фестивальных дней зрители увидели 9 спектаклей, встретились с очень разными коллективами и испытали широчайшую гамму чувств.
Восхищение
Открывший фестиваль театр из Грузии поднял профессиональную планку так высоко, что не всем участникам удалось до нее дотянуться. История лошади «Холстомер» в их исполнении была понята и принята зрителями, а грузинский театр стал примером, с которым невольно сравнивались другие коллективы. Они стали эталоном актерского мастерства.
Гордость
Наш драматический театр на этом фестивале заставил собой гордиться. «Поминальная молитва» Григория Горина в постановке Валентина Варецкого показала всем, на что способна труппа театра из Мордовии. И это не только мнение журналиста. Московские критики в один голос восторженно отзывались о спектакле. Наталья Старосельская, непререкаемый авторитет в своей области, так говорила об увиденном. «Это большая победа театра. В спектакле задействован замечательный актерский ансамбль. Здесь на равных с Николаем Большаковым работают Оксана Сизова, Сергей Адушкин и молодые артисты театра. Ансамблевый, сильный, очень интересный спектакль. Он наполнен светом. Для меня это самое главное. Ведь это очень простая история, которая с каждым днем становится все актуальнее, она о том, как легко разъединять, как трудно собирать. Спектакль, который называется «Поминальная молитва», может быть разным: тяжелым, горьким. А этот спектакль заряжен светом».
Потрясение
Спектакли режиссера Валерия Беляковича традиционно вызывают у зрителей «Соотечественников» целую бурю эмоций, потрясают, удивляют, по-хорошему шокируют. «Мастер и Маргарита» его Театра на Юго-Западе несколько лет назад поставил рекорд по продолжительности и запомнился, как яркое зрелище. Прошлогодние «Куклы» белгородского театра в его постановке закрепили за ним репутацию режиссера, который может выжать из актеров все. В этом году мы увидели еще одну совместную работу белгородцев и режиссера Беляковича - на этот раз одну из самых хрестоматийных пьес русского театра «На дне» Максима Горького, которую Валерий Белякович уже ставил в Москве, Лос-Анджелесе и Токио. Почти четырехчасовой спектакль держал зрителей в постоянном напряжении. Спектакль получился зрелищным, динамичным, ярким. Актуальные сегодня диалоги, скупая сценография, белые летящие одежды, актеры, постоянно находящиеся в движении, интересный подбор музыки и мастерство актеров, полностью доверившихся режиссеру. Как всегда, Белякович сам подбирал музыку к спектаклю, придумывал декорации и костюмы, ставил свет. Поэтому его спектакли легко узнаваемы, и в Саранске благодаря фестивалю уже появились поклонники его творчества.
Недоумение
Именно это чувство у большинства зрителей вызвал спектакль московского коллектива Школа драматического искусства по мотивам лермонтовского «Мцыри». Зрелище, представляющее собой симбиоз нескольких видов искусства, можно назвать как угодно, только не драматическим спектаклем. Акробатика, удивительное владение человеческим телом и разными видами сценического оружия в сопровождении этнической и духовной музыки (когда музыканты находятся непосредственно на сцене), почва, вода, камни как элементы декораций - все это вместе, по замыслу постановщиков, должно было показать единство природы и человека. А три актера, играющие Мцыри и постоянно борющиеся между собой, изображали внутреннюю борьбу героя. Спектакль «о внутренней свободе» саранские зрители смотрели, удивляясь, ведь лермонтовский текст актеры выдавали, буквально стоя на голове! Такого на «Соотечественниках» еще не было. Но наша публика эксперимент столичного театра приняла доброжелательно. После спектакля от зрителей можно было услышать такие комментарии: «искусство требует жертв, на этот раз пожертвовали Лермонтовым» или «люди, чтобы увидеть такое современное искусство, в Москву специально едут, считай, что в Москву съездил».
Надо отметить, что москвичи к поездке в Саранск отнеслись со всей серьезностью, привезли целую фуру декораций, приехали все руководство театра, технический персонал. Директор театра Ольга Соколова с гордостью сообщила журналистам, что «Мцыри» - рекордсмен театра по гастролям, и его уже видели на большинстве российских фестивалей. На просьбу журналиста «ВС» определить жанр спектакля Наталья ответила так: «Это рождалось в рамках пластической лаборатории Константина Мишина (он же один из Мцыри), и, несомненно, некой генеральной линией была пластическая составляющая. Мне кажется, внутреннюю свободу Мцыри удалось передать через синтетическое пребывание актеров в пластической, вокальной, музыкальной составляющих и правильный образ природной стихии, присутствовавшей на сцене в виде почвы, воды, камней. Для нас выход на зал в 800 мест - своеобразный рекорд. Ведь спектакль ставился совсем на ином сценическом пространстве. Наш манеж рассчитан на 200 мест. Сегодня я испытываю упоение необычайное. Зритель принимал замечательно, столько молодежи в зале. У вашего города есть будущее - виден уровень театральной культуры. Думаю, фестивали правильно делают, что не боятся привлекать экспериментальные театры. Театр должен быть разным».
Ностальгия
Минский молодежный художественный театр показал «Соотечественникам» комедию «Любовь и голуби» режиссера Сергея Ковальчика, хорошо известного зрителям фестиваля по предыдущим годам. В это раз его работу представил молодой коллектив из Белоруссии. Они показали лирическую комедию, вызывающую так много воспоминаний об общем для всех соотечественников советском прошлом, когда главным источником информации было радио, когда полиэтиленовые пакеты стирались, а до коммунизма было рукой подать.
Благодарность
Пожалуй, именно это чувство испытывали зрители в последний вечер фестиваля, уходя после спектакля Московского драматического театра «Модернъ» Светланы Враговой «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова, еще одного «постоянного автора» мордовского фестиваля. Спектакль очаровал зрителя своей атмосферой, великолепной актерской игрой, оригинальной сценографией. Внимательный зритель, конечно, увидел в нем тонкие отсылы к Ивану Бунину, Михаилу Булгакову, Достоевскому. Этот спектакль ни в коем случае нельзя судить по законам исторической правды. Это спектакль-игра, спектакль-загадка, спектакль-коктейль, упакованный в яркую сценическую форму, чему немало способствует прекрасная музыка, особенно романс «Мы Отечество не выбираем» на стихи известного актера и режиссера Бориса Галкина. В нем блистают ведущие актеры театра Олег Царев (Субботин), Елена Стародуб (Нина), Владимир Левашев (Распутин). Исполнитель главной роли Олег Царев так говорит о своем театре: «Мы пытаемся вызвать сопереживание, чтобы человек не оставался безразличным. Если с ним говорят несерьезно, то и он будет несерьезен: пришел, трюки режиссерские посмотрел, посмеялся и забыл. В «Петле» мы тщательно работали с автором пьесы. Сегодня Театр «Модернъ» стоит особняком на театральных просторах столицы и с недоумением смотрит на многие вещи, которые происходят в московских театрах. Многие режиссеры разучились работать с актерами. Врагова - одна из тех, кто это еще умеет. Не полотна выстраивать со статистами, не прятаться за трюками и режиссерскими находками, а работать с актером так, чтобы его душа соприкоснулась с душой режиссера и одновременно с душой зрителя».
Романс «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас» актеры исполнили после спектакля на бис. На этой щемящей ноте закончился десятый театральный фестиваль «Соотечественники», который через год снова соберет русские театры из разных стран и городов на мордовской земле.
Галина БАЛАШОВА
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»